Публикации Технология проектной деятельности как средство экологического воспитания дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология проектной деятельности как средство экологического воспитания дошкольников
Автор: Башкова Анна Анатольевна

Башкова Анна Анатольевна, учитель-логопед
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360,
620085, г. Екатеринбург, Россия, ул.
Ул. Патриса Лумумбы, 35-а, тел.: 297-09-80,
e-mail: mdou360@eduekb.ru сайт:
e-mail: bashkovan84@gmail.com
Технология проектной деятельности как средство экологического воспитания дошкольников
В статье технология проектной деятельности как средство экологического воспитания дошкольников рассказывается об актуальности экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Автор делится своим практическим опытом. В современном образовании, одной из технологий является технология проектной деятельности. Технология проектной деятельности эффективна, предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Педагог с детьми успешно реализовали проект на тему По тропинкам заповедных мест, где с детьми изучали заповедники и природные парки Урала, обитающих на этой территории животных, птиц, насекомых. Узнали, как может вредить человек природе, и правила поведения в природе. В рамках проекта По тропинкам заповедных мест были использованы разные формы работы с детьми и проведены ряд мероприятий. Полученные детьми знания о природе и их экологическая направленность, умения и навыки позволят детям грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам.
The article technology of project activity as a means of environmental education of preschoolers tells about the relevance of environmental education and education of preschool children. The author shares his practical experience. In modern education, one of the technologies is the technology of project activity. The technology of project activity is effective, involves the use of a variety of learning tools and techniques, as well as the need to integrate various kinds of knowledge and skills. It gives the child the opportunity to experiment, synthesize the acquired knowledge, develop creative abilities and communication skills. The teacher and the children successfully implemented a project on the theme "Along the paths of protected areas", where the children studied the reserves and natural parks of the Urals, animals, birds, and insects living in this territory. We learned how a person can harm nature, and the rules of behavior in nature. Within the framework of the project "Along the paths of protected areas", various forms of work with children were used and a number of events were held. The knowledge about nature acquired by children and their environmental orientation, skills and abilities will allow children to competently protect nature and fight for its preservation, empathize with its troubles.
Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас: сложная экологическая обстановка в мире, экология родного края, засоренность среды обитания, загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности.
Как же привить детям экологическую культуру? Как писал В. А. Сухомлинский, детская впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, это те возрастные особенности, которые помогут детям войти в жизнь другого живого существа изнутри. Почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувство детского сострадания, сопереживания определяет отношение детей к природе, выражается в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (речь идёт о животных, растениях, природе в целом).
Новые педагогические технологии, подходы и методы развивающего обучения успешно внедряются в современное образование. Одной из технологий является технология проектной деятельности. Ребёнок, совместно с педагога, становится активным участником учебного процесса. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Ребёнок вступает в диалог с педагогам. Анализ практики показал, что преимущество активной проектной деятельности обучения, по сравнению с традиционными методами, выражается в том, что у детей появляется желание действовать самостоятельно. Вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мной и рассматривается технология проектной деятельности. Детальная проработка проблемы - один из самых эффективных способов достижения цели. Проект должен завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат очень важен для детей дошкольного возраста.
Технология проектной деятельности эффективна, предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке взрослого); сотворчество детей и взрослых; развитие коммуникативных способностей; познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности.
Для экологического воспитания дошкольников был реализован проект на тему По тропинкам заповедных мест, где мы с детьми изучали заповедники и природные парки Урала, обитающих на этой территории животных, птиц, насекомых. Узнали, как может вредить человек природе, и правила поведения в природе.
Целью проекта являлось создание условий по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через проектирование модели природного объекта Урала с использованием различных видов конструкторов.
Для достижения поставленной цели были определены задачи проекта: формировать знания об экосистемной организации природы Урала в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы; развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит цепная реакция, что нельзя уничтожать то, что невозможно создать; воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
В рамках реализации проекта По тропинкам заповедных мест мной были использованы разные формы работы с детьми и проведены ряд мероприятий.
Проводили беседы и обсуждения на такие темы: Путешествие по заповедникам и природным паркам; Как вредит человек природе!!! Правила поведения в заповеднике и национальном парке формируют у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму.
Прочитали экологические сказки и просмотрели мультфильмы Виталия Валентиновича Бианки о животных: Хитрый Лис и умная Уточка, Оранжевое горлышко, Кто чем поёт, Сова и другие. Чтение сказок и просмотр мультфильмов – один из самых доступных и понятных способов передать знания о явлениях природы, окружающем мире. Они развивают у детей отзывчивость, умение замечать прекрасное в обыденной жизни, побуждают к желанию ухаживать за растениями и животными, беречь и сохранять природное богатство.
Активно использовала в экологическом воспитании продуктивную деятельность: рисовали с применением элементов раскрашивания и нетрадиционных техник рисования: Как красиво всё вокруг!; сделали коллективный фотоальбом: По таинственным тропкам Урала; эмблемы Мы природу в обиду не дадим! (рис. 1); Птицы и рыбы нашего леса способом пластилинография; аппликацию из цветной бумаги Растения и насекомые нашего леса; Животные нашего леса; книжки-малышки Знай! Учись! Запоминай! Правила поведения в природе! (рис. 2); создали и оформили Красную книгу (рис. 3): Животные Красной книги Свердловской области; Птицы и рыбы Красной книги Свердловской области; Насекомые и растения Красной книги Свердловской области. Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Помогает отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы. Развивает художественные и эстетические чувства. Детское творчество – самостоятельная деятельность детей, где они экспериментируют и создают что-то новое для себя и других.
Рис. 1 Эмблемы Мы природу в обиду не дадим!
Рис. 2 Книжки-малышки Знай! Учись! Запоминай!
Правила поведения в природе!
Рис. 3 Красная книга Свердловской области
Играли в познавательные экологические речевые квест-игры: Живая - неживая природа за нашим окном! (рис. 4); Животные заповедников и национальных парков Свердловской области; Как животные готовятся к зиме; Птицы и рыбы заповедников и национальных парков Свердловской области; Насекомые и растения заповедников и национальных парков Свердловской области; викторины: Мы друзья природы; Как мы в парке отдыхаем помогли обобщить знания детей. Игры и викторины развивают самостоятельность, творческие способности, познавательную активность, интерес к экологии, повышают экологическую культуру.
Рис. 4 Экологическая речевая квест-игра:
Живая - неживая природа за нашим окном!
Сделали постройки из разных видов конструкторов: Строим, строим и построим…. деталей для макета, панораму из картона Наш заповедник - Сохраним природу!. Способствовало развитию интереса к экологической культуре, самостоятельности, эстетического вкуса, конструкторских навыков и умений. Формированию исследовательской активности и умственной деятельности.
После проделанной работы ребята узнали очень много нового. Совместный макет заповедника получился очень красивый (рис. 5). Ребятам было интересно его создавать. А в конце всей работы дети сочиняли сказки и рассказы на тему Добрые истории, мини-рассказы Природа Урала!. Что помогло выразить эмоциональное отношение к природе, интерес к её познанию, сочувствие к живому и готовность сохранить его.
РРис. 5 Макет Наш заповедник - Сохраним природу!
Макет используют ребятами в обыгрывание разных сюжетно-ролевых игр, кукольного театра.
Формирование экологической культуры дошкольников – длительный и сложный процесс. Экологическая культура ребёнка это результат экологического воспитания. Полученные детьми знания о природе и их экологическая направленность, умения и навыки позволят детям грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), повышать коммуникативный интереса.
На этом наша проектная экологическая деятельность не заканчивается. Будем придумывать и реализовывать новые проекты. Работа в этом направлении должна быть систематической, особенно в дошкольном возрасте, так как именно с этого возраста закладывается фундамент познавательной активности у детей.
Богданец Т. П. Экологические игры для дошкольников / Богданец Т. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 84-89.
Богданец Т. П. Как развивать экологическое мышление в игре / Богданец Т. П.// Современный детский сад . - 2008. - № 7 - С. 25-28.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : пособие для воспитателей детских дошк.учреждений и учителей нач.шк. / Егоренков Л. И. - М. : АРКТИ, 1999. - 128 с.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников / Николаева С.Н. - М. : Новая школа, 1993. - 15 с.
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).