Публикации «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку».
Автор: Наталья Николаевна Хищенко

«Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку». Патриотическое воспитание должно быть реализовано не только в дополнительном и внеклассном образовании, но и обязательно в урочной системе. Среди всех предметов учебного плана «иностранный язык» занимает отдельное место, так как его особенность заключается в том, что в процессе обучения ученики приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользования чужим языком как средством коммуникации и получения новой информации. Возможно, уже сама тема «Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка» может показаться странной. Многие думают, что на уроках, где обучающиеся должны овладевать азами чужого языка, чужой культуры, нет места патриотизму. Родители учащихся обычно ожидают развития патриотических чувств у своих детей на других уроках, например, истории и обществознания, русского языка и литературы. Безусловно, воспитывать любовь к Родине нужно всегда, на любом уроке. Преподавая же иностранный язык в школе, учитель получает широкие возможности по воспитанию патриотизма, так как этому способствует коммуникативная направленность предмета. Моя цель и мои приоритеты - принятие и понимание каждого ребенка, мотивация на практический и креативный подход в изучении языка и воспитании патриотических чувств Патриотическое воспитание прочно связано с материалом, изучаемым на уроках иностранного языка, так как освоение иной культуры может быть только на основе родной. Все знания, получаемые при помощи иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний о родной культуре. Таким образом, знакомясь с реалиями иностранного государства, необходимо изучать государственные символы, культуру, географию России средствами английского языка. Поэтому, чем обширнее будет область знаний фактов собственной культуры, тем результативнее будет работа по ознакомлению с иностранной культурой. Но я глубоко убеждена, что о настоящем патриотизме не следует просто говорить на уроках. Не будет никакой практической пользы, если учитель войдет и скажет, что сегодня мы будем учиться любить Родину, а завтра будем уважать героев. Для реализации цели по патриотическому воспитанию в настоящее время, необходимо использовать инновационные образовательные технологии. Мой опыт показывает, что тема на уроке будет интересной только в том случае, если она имеет личностный смысл и практическое значение для ребенка. Поэтому необходимо организовать работу на уроке так, чтобы учащиеся пропустили тему через себя, а также структурировать содержание, акцентируя внимание обучающихся на российской действительности и активизировать чувства, эмоции, чтобы материал остался в памяти и обязательно стал личным опытом ученика.Учитывая уровень развития современной молодежи, я использую следующие методики обучения и воспитания:- проектная деятельность;- уроки-экскурсии;- внеклассная деятельность;- интегрированные уроки. В рамках инновационной внедренческой деятельности мною были разработаны программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для 2 класса и «Английский без границ» для 7 класса, которые направлены на создание условий для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в процессе обучения английскому языку и формирования коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.В начальной школе для ребенка очень важно представление о семье, о семейных ценностях. В своей урочной и внеурочной деятельности я стараюсь часто исследовать эту тему с использованием изучаемых грамматических и лексических единиц. Будет интерес обучающихся к теме - будут сплачиваться семьи ребят, станет расти их любовь к роду – а значит, к Родине! В старших классах изучаются темы, связанные с путешествием по родной стране, с биографией выдающихся людей, с историческими фактами. Особое внимание уделяю использованию культурно-значимых аудиовизуальных и печатаных текстов в образовательном процессе по иностранному языку. Овладевая речевым материалом, обучающиеся развивают и совершенствуют навыки аудирования, читательской грамотности и говорения, формируют представление о культуре России и стран изучаемого языка.Практика показала, что во время просмотра усиливается эмоциональный фон восприятия информации и учебный материал усваивается более эффективно. Поскольку основным средством обучения в российских школах является учебник, то рано умалять достоинства печатного текста, особенно, если его содержание отвечает познавательным интересам обучающихся и способствует реализации поставленных учителем задач воспитания и развития. Основоположнику текстуально-имитативного направления Вильгельму Фиетору (1850 – 1918) принадлежит следующее высказывание «Смерть грамматическим правилам и отдельным предложениям. Центр тяжести должен быть перенесен на чтение связных текстов». Полностью поддерживая профессора Марбургского университета, я бы хотела сделать уточнение – культурно – значимых текстов. Свой конкретный вклад в решение проблемы использования культурно-значимых аудиовизуальных и печатаных текстов в образовательном процессе по иностранному языку я вижу в создании условий для написания текстов самими обучающимися. Я координирую действия своих учеников в творческом процессе разработки ими культурно – значимых текстов на основе изученных материалов. Считаю необходимым обратить ваше внимание на важность подготовительного этапа: сбор фактического компонента во время экскурсий по Ростовской области, изучение публицистических и архивных материалов, беседы с родителями и другими представителями старшего поколения в семье. Создание текстов увлекает обучающихся, повышает мотивацию изучения английского языка, и в итоге - качество обученности предмету. Каждым своим текстом они дают достойный ответ известному телеведущему Андрею Малахову, назвавшему наш родной город «криминальным, мертвым и серым». Реализуя программу патриотического воспитания граждан России, я стараюсь привлечь внимание наших привыкших отдыхать за границей детей, проводящих большую часть своего свободного времени за компьютером, к красоте и культурной уникальности малой Родины: Донскому краю и городу Шахты. Я сама стараюсь не сидеть на месте, за время работы классным руководителем посетила около …28 городов и населённых пунктов как со своей семьёй, так и с воспитуемыми классами. Поездки по нашему региону доступны по цене, поэтому есть возможность охватить 100 процентов, учащихся класса. А у нас есть что посмотреть: областной город-миллионник Ростов-на-Дону, столицы донского казачества – Старочеркасск и Новочеркасск, древний Танаис, легендарный Азов, чеховский Таганрог, шолоховские места – хутор Кружилин, станица Вёшенская. Да мало ли чего ещё! А ведь любовь к огромной стране начинается с любви к родине малой. Сама или с семьёй я часто путешествую по святым местам. В большинстве своём это российская глубинка с живописнейшей природой, наполненной особой благодатью: Дивеево, Муром, Оптина Пустынь, Задонск и др. Стараюсь каждый раз готовить презентации из моих фото и на уроках английского языка и классных часах знакомить ребят с «глубинными» уголками России, теми, где хранится наш национальный код, откуда начнётся возрождение нравственности нашего народа. С моими учениками организуем мероприятия, на которых дети точно так же рассказывают при помощи презентаций о своих семейных путешествиях по нашей стране. Региональные тексты, подготовленные учениками 10 класса, используются на уроках английского языка в 8 – 9 классах нашего лицея. Результатом моей совместной деятельности с детьми являются работы учащихся: «М. Шолохов», « Наш лицей», «Чемпионы г. Шахты» и другие. Тема патриотизма неотделима от воспоминаний о Великой Отечественной войне. Я свято чту память своих предков, воевавших на фронтах, знаю много историй от прабабушки и бабушки о жизни семьи в дни оккупации. С моими выпускниками мы организовывали малый Бессмертный полк, который был особенно актуальным во время пандемии новой короновирусной инфекции. Ребята с любовью и признательностью оформляли портреты своих героев. А на уроках английского языка составляли рассказы о ветеранах. На протяжении нескольких лет у меня и моих учеников существовала традиция поздравлять с праздником ветерана Великой отечественной войны Котина Владислава Ивановича. Мы с нетерпением ждали этого дня, приходили в гости, даже организовывали концерты дома. Владислав Иванович всегда радушно встречал нас с улыбкой, угощал и каждый раз рассказывал истории из жизни. На сегодняшний день, ветерана уже нет с нами. И теперь каждый год, 6 мая, в день рождения ветерана, в нашем классе проходит день памяти Владислава Ивановича.(на слайде три выпуска учеников. Мы собирали информацию о ветеране, печатали в газете, выступали с информацией в Педагогическом колледже, участвовали с портретом ветерана в Бессмертном полку. Сейчас, к празднику и ко дню памяти мы готовим рассказ о Владиславе Ивановиче на английском языке.): Кроме того, с моими пятиклассникам в этом году мы начали вести Книгу памяти для лицейского музея. Сначала информация будет соответствующей их возрасту. Но по мере взросления, заинтересовавшись историей собственной семьи, расспрашивая многих родственников, изучая семейные архивы, ребята начнут пополнять, совершенствовать эту информацию. Патриотизм изначально присутствует в нашем народе, в его генах, в его исторической памяти. Но в детях его нужно культивировать и взращивать, чтобы быть спокойными за наше будущее, чтобы было кому отстаивать свободу и независимость России. Развитие у обучающихся чувства патриотизма является вдохновляющим и мотивационным моментом для повышения их интереса к обучению, к творческой деятельности.В заключение, хотелось бы отметить, что мы не остановимся на достигнутом, не будем стоять на месте, я буду учить и учиться, а мои ученики будут создавать из обыденного – удивительное!