Публикации
Конспект НОД «Как раскрасить музыку?»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД «Как раскрасить музыку?»
Автор: Калиуллина Светлана Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД «Как раскрасить музыку?»
Автор: Калиуллина Светлана Анатольевна
Конспектнепосредственной образовательной деятельностив образовательной» области «Музыкав подготовительной группеТема: «Как раскрасить музыку?»Выполнила: Калиуллина Светлана Анатольевнамузыкальный руководительМАДОУ ДС № 14 «Дюймовочка»г.Янаул , Республика БашкортостанЦели: развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; знакомить детей со средствами музыкальной выразительности-тембром.Задачи: развивающие :развивать тонкость тембрового звука; фантазию, творческую свободу и ассоциативное мышление; обучающие: различать тембры музыкальных инструментов; внимательно слушать музыку; ритмично играть на детских музыкальных инструментах; определение по звучанию тембров скрипки, трубы. флейты;воспитательные: уважительно относиться к сказкам А.С.ПушкинаИнтеграция образовательных областей:1. Художественно-эстетическое развитиеЦель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; стимулирование сопереживания музыкальным произведениям; реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.2. Физическое развитиеЦель: Приобретение опыта двигательной деятельности в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств для осуществления музыкально- ритмической деятельности.3. Познавательное развитие Цель: Расширение музыкального кругозора детей, развитие воображения и творческой активности.4. Речевое развитиеЦель: Развивать свободное общение о музыке со взрослыми и детьми; практическое речью как средством общения и культуры, обогащение словаря.5. Социально-коммуникативное развитиеЦель: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование позитивных установок к различным видам музыкальной деятельности, формирование основ безопасного поведения на музыкальных занятиях.Этапы: -просмотр м/ф-презентация по литературному чтению и изобразительному чтению и изобразительному искусству «Три чуда»-музыкально –дидактическая игра «Угадай, чей голосок?» М. Колодина-презентация по музыке, литературному чтению и изобразительному искусству «Тембры –краски»-презентация по музыке «Как раскрасить музыку?»-оркестр «Лесной концерт»-Танцевальная композиция с цветочными дугами на музыку «Задумчивая мелодия»-слайд –шоу «Музыкальные инструменты на картинах великих мастеров»-песня польская народная «Вы не прячьтесь , музыканты»Оборудование:Медиатека, муз. инструменты, цветочные дуги, карточки с музыкальными инструментами, рисунки детей к сказке А.С.Пушкина.Подготовительная (предварительная ) работа:-чтение сказки А.C .Пушкина «Сказка о царе Салтане»-рисование белки, 33 богатырей и царевны лебеди-разучивание танцевальной композиции-разучивание дидактической игры « Угадай, чей голосок»-разучивание польской народной песни «Вы не прячьтесь, музыканты»Программно–техническое обеспечение: компьютер, CD –проигрыватель, проекционная система.Комментарии: презентации, песня, просмотр м/ф, дидактические игры, танцевальная композиция, музыкально –игровое творчество.Ход занимательного дела:Вход под музыку «В гостях у сказки»М.р. Ребята, посмотрите, в какую удивительную, сказочную и волшебную страну мы с вами попали (СЛАЙД 2). К нам сегодня пришли гости ,чтобы с нами побывать в сказке. Давайте их поприветствуем. Здравствуйте!М.Р. А теперь отправимся в путь и на мгновенье превратимся в деревянных солдатиков, ведь мы с вами в сказке. (звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского)дети садятсяМ.Р. Первая наша сказка на экране (проектор) (СЛАЙД 3)(дети смотрят фрагмент м/ф «Петух и краски»)М.Р. Какой петух вам больше понравился? Раскрашенный или нераскрашенный (ответы детей). Какие краски помогли петушку стать нарядным? В музыке тоже нужны краски, чтобы она нас удивляла, радовала, заставляла прислушиваться.М.Р. Раз уж мы с вами заговорили о сказках, какая ваша любимая сказка? (ответы детей). Давайте мы с вами вспомним сказку А.С. Пушкина (СЛАЙД 4) «Сказка о царе Салтане». (обращает внимание детей на портрет) (СЛАЙД 5,6,7,8,9)( м.р. зачитывает фрагменты из сказки)М.Р. Как писатель нам дает понять, что у белки орешки непростые, богатыри сильные и могучие, а лебедь –красивая? (варианты ответов детей)М.Р. Пушкин подбирает необычные, волшебные слова. Поэт рисует сказку не красками ,а словами.М.Р. Вы рисовали героев этой сказки такими ,какими вы их представили. А вот взгляните, какие картины нарисовал художник Иван Билибин к этой сказке . Кто на них изображен? (СЛАЙД 10,11)М.Р. Какие цвета использовал художник? (ответы детей). Поэт рисует сказочными словами, художник красками. А как рисует эту сказку композитор?М.Р. Наверное для этого нужны особые музыкальные краски. Каждая вещь имеет свой особый голос. Мы никогда не спутаем голос своей мамы с голосами других женщин. Нам хорошо знакомы голоса наших друзей и близких, потому что все они не похожи друг на друга .И мы в этом можем убедиться.муз. –дидактическая игра «Угадай, чей голосок?» М.КолодинаМ.Р. Мы говорили, что голос нельзя спутать один с другим. Также и мелодия, исполненная на разных муз. инструментах звучит по –разному. У каждого инструмента свой цвет, звук, тембр. Тембр –окраска звука.М.Р. Поэт А.С.Пушкин написал сказку, художник И. Билибин нарисовал картины к этой сказке, а композитор Н. Римский –Корсаков (СЛАЙД 12) написал музыку к этой сказке (портрет) . Кто такой композитор?(дети дают определение) .Этого композитора называют композитором –сказочником. Он написал музыку к 15 сказкам. Один из фрагментов музыкальной сказки называется «Три чуда». В нем изображены знакомые нам персонажи. Композитор раскрасил их муз. красками-тембрами.(СЛАЙД 13)проектор: палитра муз. инструментов: флейта -пикколо, скрипка, труба, тромбон, ксилофон, гобой, контробас. Дети слушают звучание каждого инструмента. Им предстоит «раскрасить» белочку, богатырей и царевну Лебедь. Дети называют муз. инструменты, изображающие сказочных персонажей и объясняют свой выбор.М.Р. Подберите инструменты, для характеристики наших сказочных героев. какой муз. инструмент вы подберете для образа белочки, богатырей и лебеди? (варианты детей)слушание «Три чуда» (ребята слушают фрагмент темы каждого сказочного героя и сравнивают свои варианты с выбором композитора).М.Р. Мы послушали звучание инструментов симфонического оркестра , но у нас есть свои детские муз. инструменты .А теперь устроим концерт. Да не простой, а лесной. Сначала распределим роли, затем каждый берет муз. инструмент.Зашумел весенний лес(маракасы)Вдруг на большой сосне застучал дятел(ксилофон, коробочка)У самого болота затянула песню кукушка( металлофон)В траве застрекотал кузнечик(погремушки)Высоко в небе запела птичка(дудочка)И все это закончилось лесным гамом(tutti)Оркестр «Лесной концерт»М.Р. Вот и ожил весенний лес, под теплым солнышком появляются первые цветы. У них есть удивительная способность создавать хорошее настроение.( СЛАЙД 14,15,16,17,18,19)«Танцевальная композиция с цветочными дугами»М.Р. Итак, с помощью чего Пушкин изобразил «Три чуда?»Какие краски использовал художник И.Билибин, иллюстрируя сказку?Какие краски использовал композитор? (музыкальные) как мы их называем по –другому? (тембр) Что такое тембр? (дети дают определение). С помощью чего можно окрасить звук? Что можно изобразить с помощью муз. инструментов?М.Р. Возможности муз. инструментов очень велики. С помощью муз. инструментов можно изобразить характер, настроение, поведение. внешний вид.М.Р. Обращает внимание ребят на то, что муз. инструменты не только исполняют великолепные муз. произведения, но сами по себе являются произведениями искусства (СЛАЙД 20). Мастера создавали их с такой любовью, старались добиться чистейшего звучания, внешней привлекательности, удобства для музыкантов. Не случайно художники изображали на картинах музыкантов с различными муз. инструментами.Дети рассматривают картины великих мастеров и называют знакомые им муз. инструменты. На картине также изображен незнакомый детям муз. инструмент –лютня. Педагог немного рассказывает о ней , дети слушают в записи звучание этого муз. инструмента.М.Р. Какой инструмент художники изображали чаще на своих полотнах?(Струнные). Давайте мы с вами исполним песню про музыкантов -скрипачей.песня «Вы не прячьтесь, музыканты»М.Р. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказке (СЛАЙД 21) .Мы с вами побывали «в гостях» у «Сказки о царе Салтане» поэта А.С. Пушкина, художника И.Билибина и композитора Н.Римского –Корсакого. На острове, где правил князь Гвидон, увидели «три чуда»: белочку, богатырей, царевну Лебедь. Поэт изобразил «чудеса» с помощью особенных, волшебных слов, художник –с помощью красок. А композитор «раскрасил» их муз. красками –тембрами. Слушая музыку, мы зрительно представили себе персонажей сказки. А помогли нам в этом муз. краски – тембры. Зная выразительные и изобразительные возможности тембров, можно « раскрасить» разные « муз. картины»Каждый раз от душиПесни пой , играй, пляшиМузыкальной палитрой ты картины напишиСохрани этот светНу а музыка в ответБудет в жизни талисманомМного - много долгих лет.Список использованных источников:Литературный материал: А.С.Пушкин «Сказка от царе Салтане», Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагмент «Три чуда»);П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Польская народная песня «Вы не прячьтесь, музыканты»; Музыкально –дидактическая игра «Угадай чей голосок» М.Колодина;Танцевальная композиция с цветочными дугами на музыку «Задумчивая мелодия»Иллюстративный материал : И.Я. Билибин иллюстрации по сказке А.С. Пушкина; А.М. Куркин иллюстрации по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;«Женщина играет на гитаре» Огюст Ренуар 1896г, «Музыканты» Дирк Галс 1623г, «Лютнист» Франс Халс 1666г.(«музыкальные инструменты на картинах великих мастеров»).Мультимедиа материал: фрагмент мультфильма Б. Степанцева по сказке В. Сутеева «Петух и краски». Литературный материал: А.С.Пушкин «Сказка от царе Салтане», Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагмент «Три чуда»);П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Польская народная песня «Вы не прячьтесь, музыканты»; Музыкально –дидактическая игра «Угадай чей голосок» М.Колодина; Танцевальная композиция с цветочными дугами на музыку «Задумчивая мелодия» ( , , , , ) Иллюстративный материал : И.Я. Билибин иллюстрации по сказке А.С. Пушкина ( ); А.М. Куркин иллюстрации по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»( ); «Женщина играет на гитаре» Огюст Ренуар 1896г ( ), «Музыканты» Дирк Галс 1623г ( ) , «Лютнист» Франс Хальс 1666г.( ) Мультимедиа материал: фрагмент мультфильма Б. Степанцева по сказке В. Сутеева «Петух и краски». ( )