Публикации Сценарий открытого занятия по предмету «Актёрское мастерство»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий открытого занятия по предмету «Актёрское мастерство»
Автор: Мотылюк Роман Анатольевич

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Бердская детская музыкальная школа имени Г.В. Свиридова»Сценарий открытого занятияпо предмету «Актёрское мастерство»Преподаватель театральных дисциплин: Роман Анатольевич Мотылюкг. Бердск2023 г.Тема: «Актерский тренинг необходимое звено в развитии творческой составляющей личности будущего актёра»Цель: развитие будущего актёрас помощью психофизических упражненийВозраст обучающихся: 11-17 летПродолжительность занятия: 40 минутЗадачи: Образовательная: познакомиться с основными теоретическими понятиями по теме «Актерский тренинг» и их значением в практической работе.Обучающие задачи:
  • Практическое освоение элементов актерского мастерства;
  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах;
  • Обобщение понятия «Фантазия», «Воображение»;
  • Формирование навыка публичного выступления на сцене
  • Развивающие:
  • сформировать возможность импровизировать;
  • развить умения взаимодействовать с партнёром;
  • развить ассоциативное мышление начинающего актера посредством театральных этюдов;
  • развить эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • развить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности;
  • развить психические процессы: памяти, внимания, воображения, фантазии;
  • развить максимальную органику поведения в условиях вымысла.
  • Воспитательные:
  • сформировать опыт творческой деятельности (исполнительского мастерства) индивидуальной и коллективно-творческой деятельности;
  • мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством;
  • воспитать доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки.
  • Средства обучения: ноутбук, фонограмма для заданий, карточки с заданиями, реквизит для заданий.Методы обучения:
  • Словесный: беседа, диалог
  • Практический: тренинг, упражнения, импровизация
  • Метод усложнения заданий
  • Тип занятия: практикум по комплексному применению знаний.Приемы: творческие задания; обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу.Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.План занятия:
  • Вступительная речь (введение в суть предмета)5 минут.
  • Теоретическая часть - 5 минут.
  • Практическая часть - 30 минут.
  • Ход занятия:I. Организационный моментПриветствие. Знакомство. Настрой и мотивация учащихся.II. Основная часть
  • Вступительная речь - Приветствие гостей. Рассказ о целях и задачах предмета «Актёрское мастерство» в предпрофессиональной подготовке учащегося и необходимости занятий тренингами для будущего актёра и просто личности.
  • Теоретическая часть - Дается педагогом перед каждым тренингом в виде пояснений.
  • Практическая часть - Тренинги и упражнения на различные задачи
  • III. Подведение итогов занятия
  • Организационный момент
  • Группа студийцев заходит в зал и становится в сценический полукруг.РИТУАЛ-ПРИВЕТСТВИЕПедагог:Добрый день, ребята. Сегодняшнее занятие я хочу вам предложить начать с небольшого ритуала любого творческого человека. По театральной традиции в начале любого занятия или репетиции мы приветствуем друг друга аплодисментами. Сила ваших аплодисментов будет являться оценкой готовности работать на сегодняшнем занятии. Оцените свою готовность.(Аплодисменты).Сейчас мы с вами, как и полагается культурным людям, познакомимся. Я предлагаю нам провести тренинг-знакомство «Облако». Этот тренинг позволяет развить внимание, воображение и память. Первый учащийся, сидящий в полукруге, начинает взбивать и создавать свое воображаемое облако. Вкладывает в него настроение. Наделяет его определенным цветом. Первый участник называет свое имя и передает воображаемое облако второму участнику. Второй участник принимает облако от предыдущего участника, называет имя первого участника, добавляет свое имя и передает облако третьему участнику и т.д. Чем больше мы его взбиваем, тем больше оно становится. Задача всех участников угадать по окончанию тренинга цвет этого облака.ТРЕНИНГ-ЗНАКОМСТВО «Облако»
  • Основная часть
  • Педагог: Дальше я вам предлагаю продолжить нашу встречу с небольшой дискуссии. Профессия актера – это древнейшая профессия, которая в последнее столетие получила особую популярность. С развитием киноиндустрии и телевидения актеры заняли особое место в обществе.Ребята, а какие актёрские специальности вы знаете?(Ответы детей)Педагог: Существуют:
  • Актер театра и кино. Как правило, именно представители этой специализации чаще всего прославляются.
  • Актер дубляжа. Они часто остаются за кадром, но даже при таких условиях некоторые из них становятся народными любимцами.
  • Актер музыкального театра. Такие актеры принимают участие в мюзиклах, где важно не только играть, но и владеть сильными вокальными данными.
  • Актер театра кукол.
  • Актер цирка и эстрады и т.д.
  • Профессия актера очень сложная в освоении, и в то же время самая интересная. А как вы думаете, какими необходимыми профессиональными качествами должен владеть актёр? (Ответы детей)Педагог: К необходимы профессиональным качествам профессии актера можно отнести:
  • Навыки сценической речи.
  • Хорошее владение своим телом, мимикой, артикуляцией.
  • Умение вживаться в роль разных личностей.
  • Умение вести себя перед камерой и на сцене перед живыми зрителями.
  • Музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развитый эстетический и художественный вкус.
  • Занятие актёрским мастерством помогает как раз развить в себе все эти способности и качества. Что бы стать успешным актёром в будущем, нам уже сейчас необходимо в себе развить, прежде всего, всестороннюю творческую натуру. А как вы думаете, с помощью чего можно развить в себе творческие способности?(Ответы детей)Педагог: С помощью актёрского тренинга. Что же такое актёрский тренинг? Само слово training происходит от англ. "воспитание" и подразумевает не какой-то единовременный комплекс занятий, обучающий конкретному навыку, а постоянную, повседневную отработку техники актёра, поддержание его творческой формы и развитие профессиональных умений в определённой театральной системе. Тренинг – это игра с помощью которой развиваются различные способности. Тренинги бывают на развитие внимания, речи, фантазии, ассоциации, на объединение группы, на выявление лидера и т.д. Они развивают умственные способности актера, вырабатывают память, дают возможность более масштабно включать свою фантазию и воображение.Например, Георгий Александрович Товстоногов в своих актерских тренингах обращал внимание на упражнение «наблюдения». Наблюдения в кафе, метро, общественном транспорте; кто как выглядит, как одет, какие черты лица, как несколько людей спорят друг с другом и т.д., вплоть до самых незначительных мелочей. Товстоногов сам был очень наблюдательным человеком.Актёрский тренинг - это основа успеха в актерском мастерстве, поскольку с помощью его вы получаете опыт и навыки. Вы учитесь владеть телом, жестами, речью, раскрепощаетесь, снимаете зажимы.Тренинг для будущего актёра – ежедневная «зарядка».Станиславский подчеркивал, что физический аппарат человека нужно содержать в порядке, развивать его и пользоваться им в полном объеме. Сюда относятся здоровье и красота тела, тренированность мышц, пластика и гармония движений, правильное дыхание. Поэтому я предлагаю сейчас приготовить к занятию наше тело с помощью небольшой разминки. Педагог: Пришло время дискотеки. Сейчас будет играть музыка, а вы будете танцевать в полную силу. Но сложность тренинга в том, что вы будете танцевать только теми частями тела, которые я вам буду называть. Остальное будет находиться в полном покое. Танцуют по очереди:
  • Брови
  • Нос
  • Губы
  • Глаза
  • Правая нога
  • Левая нога
  • Правая рука
  • Правая нога
  • Бедра
  • Шея
  • Плечи и т.д.
  • ТРЕНИНГ-РАЗМИНКА «Дискотека века»Педагог: Теперь разомнем свою мимику. Бытовая мимика может быть как рефлекторной, так и сознательной, в то время как в театре мимика – основное средство выразительности актера. По словам великого Станиславского мимика неотделима от мыслей, действий и чувств человека и с помощью мимики актер передает внутреннее состояние персонажа.Очень важный актёрский навык – это владение эмоциями, умение моментально переключаться с одной эмоции на другую. Этим мы сейчас и займёмся. Я буду называть вам различные эмоциональные состояния человека, а вы, по хлопку, без раздумий, должны показать эту «Эмоцию». Причём, сделать это надо с помощью мимики, и фразой «Это ты. Итак…
  • Удивление
  • Возмущение
  • Страдание
  • Радость
  • Подозрительность
  • Испуг
  • Задумчивость
  • Гнев
  • Боль
  • Безысходность
  • ТРЕНИНГ-ЭМОЦИЯ «Это ты!»Педагог:Мы переходим к упражнению, развивающее умение актёра действовать в предлагаемых обстоятельствах. Один из основных параметров актерского мастерства – это «Предлагаемые обстоятельства». Что это такое?«Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве». Станиславский называет предлагаемые обстоятельства волшебным словом «Если бы». Если бы я был бы принцессой, то что бы делал, как бы говорил, как бы ходил и т.д. Сейчас по хлопку я называю вам предлагаемые обстоятельства, а вы в них существуете. Не забывайте про индивидуальность.Начинаем Броуновское движение, двигаемся как будто мы:
  • Роботы
  • Воздушные шары
  • Как стеклянные вазы
  • Бабочки
  • Мартышки
  • Червяки
  • На горячем полу
  • В холодильнике
  • В яме
  • В желе
  • Приклеены к полу
  • Сильный ураган
  • Прозрачные мыльные пузыри и т.д.
  • ТРЕНИНГ-ОБСТОЯТЕЛЬСТВО «Если бы...»Педагог: Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Поэтому сейчас мы соберем свое внимание с помощью тренинга «Призрак оперы». Каждый из вас получит карточки, на которых будет написано «певец» или «Призрак оперы». По хлопку вы все начнёте Броуновское движение и будете петь как оперные певцы, обязательно при встрече с партнерами смотрим ему в глаза. «Призрак оперы» будет пленять своих жертв с помощью подмигивания одним глазом. Те, кому подмигнули, через 10 секунд уходят на лавку пленника. Задача всех найти и определить «призрака» до того как он пленит вас.ТРЕНИНГ-ВНИМАНИЕ «Призрак оперы»Педагог: Продолжим развивать наше внимание. Сейчас я озвучу несколько хлопков в ладоши. Задача каждого из вас просчитать точное количество хлопков и на скорость объединиться с другими партнерами в хороводы. Количество человек в хороводе должно быть равное количеству хлопков. Тренинг происходит в полной тишине. Сложность в том, что каждый из вас не может быть дважды на одном и том же месте и в паре с одним и тем же человеком. Тренинг на скорость.ТРЕНИНГ-ВНИМАНИЕ «Хороводы»(последнее количество должно быть 2)Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать актёрские навыки. Очень важно будущему актёру научиться взаимодействовать на сцене с партнером. Сейчас мы продемонстрируем упражнения на развитие умений взаимодействовать с партнером и, конечно, доверять партнёру. Сейчас все по парам начнут двигаться в 4х скоростях. Один партнер – водитель, а второй (с закрытыми глазами) – машинка. Водитель водит машинку, не задевая других партнёров, по сцене. Потом партнеры меняются задачами.ТРЕНИНГ-ДОВЕРИЕ «Машинки»Педагог: Следующий тренинг на доверие и слаженность команды. Давайте все представим себе, что мы – гусеница. У нас много ножек, но только одна голова. Вся команда надевает маски для глаз, и берутся за руки. Ведущий с открытыми глазами должен провести всю команду по пути из стульчиков. Задача всей команде дойти до финиша не потеряв ни одной пары ног. На пол опускаться нельзя.ТРЕНИНГ-СПЛОЧЕНИЕ «Гусеница»Педагог: Для актёра очень важно уметь импровизировать на сцене. Ведь актер может забыть слова или может не оказаться нужного реквизита там, где вы его оставляли, а спектакль продолжается и нужно играть дальше. И вообще импровизация очень привлекает возможностью сыграть огромное количество ролей. Выходишь на сцену, и начинается волшебство. Ничего заранее не известно. Есть только я и мой партнер по игре. Нет сюжета, договоренностей, никто не знает где мы и кем друг другу приходимся. Игра рождает сама себя!Это проявление чистой спонтанности. Обостряется внимание, слух, зрение, восприятие. Невозможно предугадать, что сделает партнер. Нужно все время находиться в процессе. Слышать, видеть, реагировать и выбирать. Это состояние дает много энергии и воодушевления. Следующий тренинг как раз и выстроен на полной импровизации. Для начала нам нужно поделиться на две команды. Для развития актерского воображения важно уметь искать необычные и нестандартные ассоциации. Уходить от шаблонов восприятия и мыслить самостоятельно. Поэтому сейчас я вам предложу любой предмет. У вас будет ровно две минуты, чтобы придумать по 4 ассоциации, чем может быть этот предмет. Например, ручка – иголка для шитья или утюг – пароход. После этого каждая команда по очереди показывает этюд-импровизацию, по которой я должен понять, что за предмет вы мне показываете. Сложность в том, что все участники команды должны быть заняты в игре. Звуки использовать можно. Называть сам предмет нельзя.ТРЕНИНГ-БАТТЛ «Не то, что кажется»III. Подведение итогов занятия.Педагог: Вот и подошел наш урок к своему завершению. По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Сегодня вы их честно заслужили, поэтому я дарю их вам.(Аплодисменты)А теперь я попрошу и вас сделать небольшую оценку сегодняшнему занятию. Сила аплодисментов будет являться оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты)А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты)Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты)Педагог: Что ж, судя по нашим с вами бурным аплодисментам, я подвожу итог, что мы с вами сегодня поработали на славу!Я попрошу вас поставить смайлик сегодняшнему занятию с помощью вашей мимики.Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом. Спасибо вам за творчество и фантазию!Самоанализ открытого занятия:Открытое занятие проводилось в группе детей 1317 лет, 3-го и 5-го года обучения, на занятии присутствовали 11 детей.При подготовке к занятию были определены: тема, цель и задачи, которые достигнуты и реализованы в полном объёме.Материально-техническое обеспечение: занятие в достаточном объеме обеспечено оборудованием.Формированию положительного эмоционального настроя обучающихся способствовали следующие методы обучения:- словесный метод (рассказ, беседа, объяснение);- практический метод.Учебный материал был привлекателен для обучающихся, т. к. сложность его соответствовала их возрастным характеристикам, и он являлся для них личностно значимым. Чередование заданий, для которых требовались различные методы, помогло сделать занятие насыщенным, разнообразным, избежать скуки и затянутости. На данном занятии реализованы основные принципы обучения: доступность, актуальность, теоретические знания, связанные с практикой.Формы познавательной деятельности:- фронтальная;- групповая;- индивидуальная.Были включены здоровье - сберегающие технологии: физкультурно-игровые моменты.Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки.Результатом применения разнообразных методов на занятии является:- качественное выполнение практических заданий и эффективность- оптимальное использование учебного времени, развитие мотивации к виду деятельности.Все этапы занятия были соблюдены. Содержание учебного материала занятия соответствует необходимому объему знаний по теме занятия. Объем учебного материала на занятии распределен рационально.Логика построения занятия обеспечила высокий интерес детей к теме занятия и активизировала их деятельность.Результаты самостоятельной работы на занятии меня также вполне удовлетворили.Дети в этой группе были открытые, активные, заинтересованные, внимательные: отвечали на вопросы, активно включались в беседу с педагогом, внимательно выполняли задания. Занятие было достаточно интересным. Плюс занятия – все дети включились в работу и с удовольствием ее выполнили.Результаты учебного занятия: цель занятия полностью реализована. План занятия выполнен в полном объеме. Основными результатами занятия считаю – развитие мотивации к дальнейшим занятиям «Актёрскому мастерству».