Публикации Применение технологии разноуровневого обучения при организации учебного процесса младших школьников с умственной отсталостью

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение технологии разноуровневого обучения при организации учебного процесса младших школьников с умственной отсталостью
Автор: Гневашева Татьяна Михайловна

март 2023г.Сл.1 Применение технологии разноуровневого обучения при организации учебного процесса младших школьников с умственной отсталостьюСл.2 В соответствии с российским законодательством каждый ребёнок имеет право на получение качественного образования, соответствующего его потребностям и возможностям. Дети с нарушением интеллекта не являются исключением, а учитывая философию образовательной политики, что необучаемых детей нет, необходимо создавать специальные условия для получения образования каждой категории детей с учётом их психофизических особенностей и возможностей. Возникает вопрос, как охватить образовательной деятельностью такой неоднородный состав классов? Какие условия необходимо создавать, чтобы каждый ребёнок был активным участником образовательного процесса, не терял интерес к учебной мотивации, не устранялся от учебной деятельности? Создание специальных условий обучения для детей с умственной отсталостью предполагает дифференциацию учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей овладения учебным материалом, то есть возможностей обучения.Как эта работа строится в нашей школе?В начале учебного года на заседаниях школьного консилиума и малых педагогических советах мы определяем их (возможности обучения) для каждого ребенка и строим работу, опираясь на эту дифференциацию.Сл. 3 По возможностям обучения учащиеся с умственной отсталостью делятся на четыре группы. Автор классификации – Вера Васильевна Воронкова. 1 группа – дети, способные самостоятельно выполнять учебное задание; 2 группа – дети, которым требуется незначительная направляющая помощь педагога; 3 группа – дети, которым требуется большой объем педагогической помощи в различных формах; 4 группа – дети, которые могут выполнить задание только с помощью педагога.Я работаю учителем начальных классов. У меня в 4 классе обучается 8 детей. По классификации В.В. Воронковой 1 группы- нет, 4 обучающихся- 2 группы, 3 обучающихся – 3 группы, 1 обучающийся 4 группы. Сл.4 И здесь актуальным, и востребованным становится применение технологии разноуровневого обучения, которая даёт мне возможностьмне учитывать реальные индивидуальные возможности каждого ученика.Моя задача как учителя - создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждый ученик активно работал на своём уровне, приобретал знания и умения в формате своих собственных познавательных возможностей. Технологию разноуровневого обучения я использую на всех уроках, во всех видах и формах организации учебного процесса, будь то фронтальная, парная, самостоятельная работа или закрепление нового материала.Работая в режиме технологии разноуровневого обучения, я даю ученикам возможность вариативного подхода к отбору заданий, их объёма с учётом времени выполнения задания, уровнем развития познавательной деятельности и индивидуальными возможностями. Такая организация деятельности учащихся на уроке способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, снижает учебный негативизм детей, позволяет ученику понять свои возможности, почувствовать состояние успеха, преодолеть стрессообразующие ситуации.Данная технология обучения включает личностную и социальную составляющие в организации образовательного процесса. Это означает, что мне необходим особый стиль общения с учениками: умение увидеть, понять и принять каждого. В отношении каждого ученика должны быть сформированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, терпение. Сл -5 Применяя технологии разноуровневого обучения, я использую карточки, раздаточный материал, сюжетные картинки, слоговые таблицы — всё это-способствует формированию положительного отношения к учёбе у детей с разными возможностями обучения;-решает многие коррекционные задачи, в том числе способствует развитию мышления, внимания, памяти;-организует познавательную деятельность школьников;-разнообразит формы работы на уроках;-придаёт детям уверенность в собственных силах.А также помогает мне создавать на уроке обстановку увлечённости, обогащает содержательную часть уроков, позволяет разнообразить структуру, стимулирует и активизирует учебную деятельность учащихся, делает педагогическое воздействие более эффективным.Сл. 6-8 Так же разноуровневая система и в содержании учебников в начальной школе. (показ слайдов) Сл. 9-15 Приведу некоторые примеры использования технологии разноуровневого обучения в учебной деятельности. Русский язык.Тема : «Деление слов на слоги»Основное задание: угадай названия животных по первому слогу.Ли-…. , со-….-…. , бел-….. , ко-…-….. , ов-….. , за-…. ., ко-…., кош-…. , че-…-…..-…. .3 уровень. Спиши по слогам : ли-са, со-ба-ка2 уровень. Запиши по слогам любые 4 слова. Выдели гласные.1 уровень. Запиши слова по слогам. Выдели гласные. МатематикаЗадача. У Лены было 19р., а у светы на 6 реньше. Сколько рублей было у Светы. 1 уровень. Запиши задачу кратко. Выполни решение задачи, запиши ответ2 уровень. Дополни краткую запись. Выполни решение, запиши ответЛена- __рСвета- ? на __р больше3 уровень. Прочитай краткую запись. Выполни решениеЛена- 19рСвета- ? на 6 р больше_ +__=Ответ:______рЧтение«Воробей»Заглянула осень в сад-Птицы улетели.За окном с утра шуршатЖёлтые метели.Под ногами первый лёдКрошится, ломается.Воробей в саду вздохнёт,А запеть- стесняется1 уровень. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы:-Почему осенью в саду не слышно пения птиц?-Что такое «жёлтые метели»? Как сказать по-другому?2 уровень. Прочитай стихотворение. Ответь на вопросы:- Кто заглянула в сад?- Что под ногами крошится и ломается?- Кто из птиц остался в саду?3 уровень. Прочитай стихотворение Мир природы и человека.Тема: Разнообразие растений1 уровень. Рассмотри растение. Зарисуй его. Подпиши органы растения на растении.2 уровень. Рассмотри картинку растения, найди и подпиши его органы.3 уровень. Рассмотри картинку растения. Впиши названия органов растения из списка: цветок, лист, стебель, корень.Сл.15-16 Также я использую карточки «помощницы» на уроках математики ( проказ на слайдах)Таким образом, использование в начальной школе технологии разноуровневого обучения повышает эффективность современного урока. А это в свою очередь позволяет создавать для каждого ребёнка психологически комфортные условия обучения и положительную учебную мотивацию.Выполнила учитель начальных классов.