Публикации ММЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР И НОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ММЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР И НОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Автор: Жигжитова Татьяна Владимировна

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР И НОДА
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Жигжитова Татьяна Владимировна,
учитель биологии и химии
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
ГБОУ Республиканский центр образования
(Центр дистанционного обучения
детей – инвалидов и детей с ОВЗ)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: дети с проблемами, дети с особыми нуждами, нетипичные дети, дети с трудностями в обучении, аномальные дети, исключительные дети.
В организации образовательного процесса с детьми используют специальные методики и приемы:
-поэтапное разъяснение заданий;
-последовательное выполнение заданий;
-повторение учащимися инструкции к выполнению задания;
-близость к учащимся во время объяснения задания;
-подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
-работа на компьютерном тренажере;
-использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
-использование упражнений с пропущенными словами ;
-дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
-использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
-ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
-разрешение переделать задание, с которым он не справился;
-оценка переделанных работ;
-использование системы оценок достижений учащихся.
При проведении уроков биологии в классах, где обучаются дети с ЗПР и НОДА рекомендуются следующие приемы :
-устная похвала ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
-проведение минуток активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями;
-минимальное количество отвлекающих предметов в классе (картин, стендов).
-индивидуальная работа с гиперактивными детьми. Оптимальное место для таких детей — в центре класса, напротив доски. Обучающиеся находятся перед глазами учителя. Им предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
При использовании проблемного обучения, повышение мотивации учеников осуществляют через элементы игры, соревнования, выполнение творческих, развивающих заданий, частая смена заданий с небольшим числом вопросов и, наоборот, избегание монотонной деятельности,
На определённый отрезок времени дается лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей. Учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Темп изучения материала для учащихся с ЗПР небыстрый.
Одними из важнейших моментов я считаюсоздание ситуации успеха на уроке,возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении схемы или таблицы учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.
Важным в работе с детьми, имеющими ЗПР, является речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий.
Перевод рисунка или таблицы в текст.
Педагогический процесс осуществляю дистанционно с использованием компьютерной техники в программе Сферум в режиме Online.
Особенность педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс. Не все мои ученики, не всегда могут покинуть пределы своей квартиры, поэтому им так не хватает общения со сверстниками.
Обучая дистанционно, учу ученика создавать творческий продукт с помощью компьютера, учу взаимодействовать дистанционно, прививаю необходимые умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, самостоятельно организовывать учебный процесс. Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности.
Ресурсы виртуального класса - я-klass, РЭШ, ресурсы, созданные мной на цифровой образовательной среде МУДЛ на сайте нашего Центра, позволяют организовать самостоятельную работу учащихся по сценарию: поисковую, исследовательскую, творческую, коллективную проектную работу и др.
Средства дистанционного урока, развивающие самостоятельность и творческую активность на уроках биологии это программы Tabula Rasa, Photo Booth, QuiсkTime Player, iPhoto, iMovie, iTunes.
Виды самостоятельных работ, развивающие творческую активность и самостоятельность на моих уроках: рефераты, сообщения учащихся, графические работы, разнообразные кроссворды, презентации, работа на сайтах, работа с электронным учебником.
Мультимедийные презентации, видео-ресурсы позволяют мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Дистанционное обучение детей-инвалидов, детей с ОВЗ нуждающихся в обучении на дому, предусматривает сочетание дистанционной формы обучения с очной. Одним из вариантов формирования бережного отношения к природе у школьников является внеклассная работа по биологии, которая проводится в очной и дистанционной формах.
Цель и задачи программы по внеклассной работе: развитие стремления охранять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение экологических условий жизни человека; воспитание любви к Родине, интереса к национальной культуре. Внеклассной работой охвачены учащиеся 5-11 классов. Каждый ребенок работает по определенной теме. Со своими работами дети участвуют на олимпиадах, конкурсах и конференциях. Прежде всего, они вовлекаются в процесс самостоятельного поиска с помощью научных методов познания и открытия новых знаний, готовятся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, активно принимают участие в творческих и интеллектуальных конкурсах, таких как Мир творчества, Эрудит, Шаг в будущее, Земля наш общий дом, Глазами ребенка, Художники Бурятии, Олимпиада по Байкаловедению и т.д.
Результатом внеклассной работы считаю дистанционное и очное успешное выполнение олимпиадных работ, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, положительную мотивацию к здоровому образу жизни. Грамоты и дипломы детей за призовые места в мероприятиях школьного, республиканского и всероссийского уровней свидетельствует и о результативности работы с детьми во внеурочное время по формированию бережного отношения к природе.
Формы контроля
При обучении биологии использую как устную, так и письменные формы контроля.
Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.
Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.
Учащиеся получают задание ответить на вопрос, создать презентацию, газету, слайд-шоу, написать сообщение по дополнительному материалу, составить рассказ об изучаемом объекте. Все эти задания учащиеся выполняют после уроков в качестве домашней работы иди на тренажерах во время урока. Ответы учащихся собираю по переписке, анализирую, рецензирую ставлю оценки.
Оцениваю учащихся, прежде всего, за старательность и продвижение вперед, рост ребенка относительно себя вчерашнего. Объясняю учащимся систему выставления оценок, нормы и критерии оценки. Учитываю способности, состояние ребенка, его желание учиться. Стараюсь каждому ученику дать индивидуальные комментарии по полученной им отметке. Всегда даю возможность исправить отметку на более высокую.
Какие отметки ставят детям с ЗПР?
Оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу:
Оценка удовлетворительно - выполнено от 35 % до 50 % заданий.
Оценка хорошо - выполнено от 51 % до 65 % заданий.
Оценка отлично - выполнено свыше 65 % заданий.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы целесообразно использовать все три формы мониторинга:стартовую, текущую и финишную диагностику.
Как построить урок, как в рамках урока развивать внимание, память и мышление зависти от того, как учитель построит свой урок.
Немаловажным фактором в обучении детей с ОВЗ является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Похвала и поощрение тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.
Очень важным фактором в обучении детей с ОВЗ является позитивное сотрудничество с родителями.