Публикации Обучение детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Автор: Савицкая Татьяна Олеговна


Обучение детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Аннотация:
Учителя начальных классов, психологи и логопеды в общеобразовательных учреждениях могут быть заинтересованы в данной работе, которая касается организации инклюзивного образования для школьников с задержкой психического развития. Сформированные знания включают в себя теоретические основы организации инклюзивного образования, организационно-педагогические условия для комплексного сопровождения детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической поддержке, а также содержание и структуру программно-методического обеспечения для комплексного сопровождения детей с ЗПР.
Планирование уроков в инклюзивном обучении, использование знаний в организации инклюзивного образования и создание календарно-тематического плана — все это навыки, которые формируются в процессе обучения. Как учитывать особенности детей с ЗПР при составлении учебного плана в инклюзивном классе — это одно из важных аспектов, на которые стоит обратить внимание.
Сегодня одним из ключевых направлений в системе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития становится социальная адаптация в условиях инклюзивного образования, то есть в общеобразовательных учреждениях наряду со стандартными учебными программами могут реализоваться коррекционные. Новые подходы и методы работы с детьми с задержкой психического развития описаны в актуальном Федеральном государственномобразовательномстандарте. Правильное использование предложенных инструментов позволяет создавать специальные условия для обучения и воспитания, направленных на коррекцию психических процессов.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Реализация инклюзивного образования возможна с соблюдением психолого-педагогических условий. К ним относятся педагогическое сопровождение и педагогическое обеспечение инклюзивного образования.
Педагогическое обеспечение предполагает создание условий для успешной реализации образовательного процесса, то есть определяется как ресурсы, обеспечивающие возможность осуществления полноценного взаимодействия, субъектов – педагога и ребенка, направленного на достижение тех или иных целей.
Педагогическое сопровождение это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Одним из механизмов, обеспечивающих максимальный дифференцированный подход, является создание системы комплексного социально-психолого-лого-медико-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях образовательного процесса.
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л.Н. Харавиной).
Так первый этап — диагностический — предполагает первичную экспертизу всех компонентов, составляющих основу сопровождения:
- оценку имеющихся ресурсов образовательного учреждения для запуска инклюзивных процессов;
- оценку состава детей во всех параллелях, в первую очередь, поступивших в школу на начало учебного года по наличию среди них детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий;
- углубленную оценку выявленных детей с особыми образовательными потребностями.
На втором поисково-вариативном этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного сопровождения в рамках разрабатываемой здесь же индивидуальной образовательной программы.
На третьем практико-действенном этапе совершается реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы психолого-педагогического сопровождения включаемого ребенка, в соответствии с прописанными в индивидуальной образовательной программе направлениями деятельности специалистов сопровождения, методами и формами, в целом организацией деятельности школьного консилиума.
На четвертом — аналитическом — этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах. Совершенно очевидно, что подобная оценка эффективности сопровождения, не имеющая на настоящий момент четко обозначенных критериев, может определяться лишь опосредованно через аттестационные показатели овладения ребенком адаптированного учебного материала, сформированности школьно значимых умений и навыков, традиционных показателей социализированности включенного ребенка.
На основании полученных результатов и дальнейшем прогнозе динамики образования и социализации инклюзивного ребенка проводится коррекция всех компонентов индивидуальной образовательной программы, определяется дальнейшая деятельность всех специалистов сопровождения. В зависимости от полученных результатов процесс психолого-педагогического сопровождения в рамках подвергшейся коррекции индивидуальной образовательной программы, либо продолжается, либо встает вопрос об кардинальном изменении образовательного маршрута — выведении ребенка в другое образовательное учреждение.
Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направляются в (центральную, муниципальную) психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создётся психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который включает специалистов, обеспечивающих и сопровождающих процессы образования детей с ОВЗ (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, фельдшер). Все специалисты должны пройти переподготовку по своей специальности.
Особая роль в сопровождении ребёнка с ЗПР отводится специалистам, имеющим образование по профилям: Специальная психология, Логопедия, Социальная педагогика, т.к. психолого – педагогическое и социально – педагогическое сопровождение, названной категории обучающихся, должно быть, во-первых, комплексным и, во–вторых, иметь коррекционно-развивающую направленность.
В современном образовании акцент делается на социальной адаптации детей с задержкой психического развития в рамках инклюзивного образования. Теперь в общеобразовательных учреждениях помимо стандартных программ применяются коррекционные программы, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Новые методы работы с такими детьми позволяют создавать специальные условия для их обучения и коррекции психических процессов, что важно для успешной адаптации.
Инклюзивное образование - это процесс, в рамках которого все дети имеют доступ к обучению, несмотря на их индивидуальные потребности. Реализация этой концепции требует соблюдения определенных психолого-педагогических условий, таких как педагогическое сопровождение и обеспечение. По мнению некоторых экспертов, инклюзивное образование способствует созданию более равных возможностей для всех детей, что способствует улучшению качества образования в целом.
Создание условий для успешной реализации образовательного процесса - это основная задача педагогического обеспечения. Этот процесс обусловлен не только ресурсами, но и возможностью полноценного взаимодействия между педагогом и ребенком, направленным на достижение разнообразных целей. Система профессиональной деятельности специалистов, известная как педагогическое сопровождение, создает благоприятные условия для успешного обучения и развития ребенка в образовательной среде. Одним из способов обеспечения максимально индивидуализированного подхода является создание комплексной системы социально-психолого-лого-медико-педагогического сопровождения развития ребенка в рамках школьной среды.
Процесс сопровождения в области психологии и педагогики имеет цикличную структуру, включающую четыре этапа: аналитический, практический, поисковый и диагностический (по Л.Н. Харавиной). На первом этапе осуществляется оценка ресурсов учебного заведения, необходимых для внедрения инклюзивных процессов, а также анализ состава учащихся в различных классах, особое внимание уделяется детям, нуждающимся в специальных образовательных условиях.
На втором этапе поисково-вариативного исследования происходит определение основных целей индивидуальной образовательной программы, которая будет разработана для детей с особыми образовательными потребностями. Следующий шаг - практическое воплощение программы психолого-педагогического сопровождения для включения детей в образовательную среду. В этот момент все участники образовательного процесса активно вовлечены в реализацию поставленных целей, используя методы и формы работы, предусмотренные индивидуальной образовательной программой.
На этапе аналитического сопровождения в рамках психолого-педагогического процесса происходит анализ работы специалистов консилиума и оценка всестороннего сопровождения ребенка. Очевидно, что оценка эффективности такого сопровождения должна основываться на критериях, которые включают в себя овладение учебным материалом, наличие школьных навыков и умений, а также уровень социализации ребенка. Необходимо иметь в виду, что оценка эффективности может быть выведена только через аттестационные данные и результаты деятельности специалистов.
После анализа результатов и прогнозирования будущего развития инклюзивного ребенка, специалисты вносят коррективы в индивидуальную образовательную программу и определяют дальнейшие шаги для сотрудников. В случае необходимости изменений, процесс психолого-педагогического сопровождения может либо продолжаться согласно скорректированной программе, либо возникает вопрос о переводе ребенка в другое образовательное учреждение.
Для обеспечения индивидуального образовательного пути для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо пройти через центральную или муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В рамках образовательного учреждения создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), включающий в себя специалистов, отвечающих за сопровождение детей с отклонениями в развитии (логопед, психолог, социальный работник, медсестра). Важно, чтобы все эти специалисты регулярно проходили переподготовку по своим профессиям.
Специалисты с образованием в областях Специальная психология, Логопедия, Социальная педагогика играют ключевую роль в сопровождении детей с ЗПР. Важно, чтобы поддержка этой категории учащихся была комплексной и ориентирована на коррекцию и развитие. В обязанности учителя, работающего в инклюзивной среде с детьми с ЗПР, входит проведение диагностики развития ребенка, изучение документации, общение с родителями, наблюдения и коррекционная работа.
3) Постоянное анализирование прогресса в развитии ребенка:
- ежедневное изучение каждого учащегося для выявления уникальных особенностей и определения стратегии коррекционно-развивающей работы;
2) Разработка индивидуального образовательного маршрута на основе диагностических данных:
- планирование личного образовательного пути в соответствии с календарным и тематическим учебным планом;
- составление плана индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учителем (задается на период не длиннее 1 месяца).
План коррекционных занятий учитывает усвоение образовательных программ учащимися и включает фиксацию динамики развития детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью в диагностических документах, таких как дневник наблюдения и характеристика. При отсутствии улучшений в развитии детей с ЗПР в рамках инклюзивного обучения, они могут быть направлены на ПМПК для обсуждения возможных вариантов дальнейшего обучения. Важным аспектом является взаимодействие педагогов класса с родителями и специалистами, чтобы изучить условия семейного воспитания детей с ЗПР и разработать конкретные рекомендации для них.
Знакомя специалистов с обследованием и планом работы педагога, а также педагога с результатами диагностики и планами специалистов, осуществляется взаимообмен информацией. В индивидуальном порядке родителям учащихся с ЗПР предоставляются данные о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей, а также конкретные рекомендации от учителей и специалистов. Для обсуждения вопросов диагностики, коррекционного обучения и социальной адаптации учащихся с ЗПР, а также работы с их родителями проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы, педсоветы и семинары.
- Организация совместной деятельности педагогов и специалистов различных областей (логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, врачей) в рамках методических объединений, а также проведение встреч с родителями;
- Составление и ведение документации, способствующей сотрудничеству между специалистами (совместные записи логопеда, психолога, дефектолога с учителем, записи об учебном процессе, создание характеристик);
- Взаимодействие с семьями детей без особых образовательных потребностей для формирования понимания и поддержки особых детей и их семей.
Предотвращение психофизического напряжения, эмоциональных срывов и детской травмы - это некоторые из методов, которые используются для защиты и укрепления физического и психического здоровья ребенка. Для этого проводятся физкультурно-оздоровительные переменные, динамические часы, физкультминутки на уроках, уроки на открытом воздухе, а также ведутся беседы о правильном питании, гигиене и движении. Кроме того, создается атмосфера психологического комфорта, которая способствует успешной учебной деятельности как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Для эффективного обучения детей с различными потребностями в образовании, необходимо использовать разнообразные методы и формы работы. Например, проведение уроков, коррекционных занятий как индивидуально, так и в группах, классные часы, праздники, экскурсии, а также выполнение различных проектов. При планировании учебного процесса с учетом потребностей всех учащихся в классе, включая детей с задержкой психического развития, необходим особый подход. Для этого рекомендуется использовать программы образовательных учреждений, такие как УМК Школа России и программу коррекционно-развивающего обучения VII вида Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение.
Составление сводного календарно-тематического плана по общеобразовательным и коррекционным программам для учителя может быть полезным. В левой колонке плана будут указаны темы по общеобразовательной программе, а в правой – особенности изучения этих тем для учащихся с ЗПР. Этот план будет основываться на Программе для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение, составленной А. А. Вохмяниной. (Таблица 1)
Таблица 1
№ урока
Содержание учебного материала
Особенности изучения темы
(вариант 7.1)
Количество часов
Дата проведения
Корректировка
При организации занятий для детей с задержкой психического развития, важно учитывать изменение количества часов на изучение материала в зависимости от уровня знаний и навыков каждого ребенка. Педагог, работающий с такими детьми в школе, должен составить индивидуальные планы для каждого ученика, чтобы обеспечить им адаптированное обучение. Важно также включить в общий план класса задания, соответствующие потребностям детей с задержкой психического развития и обеспечить им дополнительное внимание и поддержку.
Важно учитывать различные потребности учеников при планировании урока. Новый материал закрепляется через опросы и домашние задания разного уровня сложности. Тема урока остается общей, но дети разделяются на группы с разными требованиями. Главная цель - обеспечить всем детям, включая тех, кто имеет затруднения в обучении, базовые знания по предмету. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей с затруднениями и вести урок таким образом, чтобы все ученики могли успешно участвовать в процессе обучения.
Таблица 2
3 класс
Тема: Задачи на кратное сравнение чисел.

Этапы урока
Примечание
I
Мобилизация внимания учащихся
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори четко, внятно,
Чтобы было все понятно!
II
Устный счет
общеобразовательная программа
специальная (коррекционная) программа
Заполните таблицы.
Слагаемое
18
89
Слагаемое
24
Сумма
30
100
89
Уменьшаемое
56
32
Вычитаемое
48
Разность
20
24
32
Круговые примеры на карточке
9 • 2 40 – 31 6 • 5
8 • 5 18 : 3 30 –22
III
Сообщение цели урока
IV
Работа по теме
На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья.
Во сколько раз больше ласточек, чем воробьёв,
Во сколько раз меньше воробьёв, чем ласточек?
общеобразовательная программа
специальная (коррекционная) программа
– Каким действием узнать, во сколько раз больше ласточек, чем воробьев,
а воробьев меньше, чем ласточек?
Наводящие вопросы:
- Кого больше ласточек или воробьёв?
- Кого меньше воробьёв или ласточек?
Решение:
6 : 2 = 3 (раза).
Ответ: в 3 раза больше ласточек, чем воробьев;
в 3 раза меньше воробьев, чем ласточек.
общеобразовательная программа
специальная (коррекционная) программа
Задача № 3
Из 45 кг картофеля 30 кг отправили в столовую, а остальное расфасовали поровну в 5 пакетов. Сколько килограммов картофеля было в каждом пакете?
Задача № 3
Карточка-подсказка:
Сколько килограммов картофеля осталось?
Что сделали с остальным картофелем?
(расфасовать – разделить поровну)
Сколько килограммов картофеля было в каждом пакете?
Каждый урок стремится к достижению трех основных целей: развитие, воспитание и коррекция. Важно, чтобы образовательная цель была направлена на усвоение материала, формирование учебных навыков и отражала содержание урока. В то же время, воспитательная цель должна способствовать формированию ценностей, улучшению поведения и развитию коммуникативных умений у детей.
Для достижения цели коррекции и развития необходимо, чтобы педагог был четко нацелен на улучшение психических процессов и эмоционально-волевой сферы ученика, а также на исправление и компенсацию недостатков с помощью специальных методов обучения и психологических техник. Основной задачей является активизация конкретных психических функций, которые будут максимально задействованы в процессе обучения. Реализация поставленной цели предполагает использование специальных упражнений для улучшения высших психических функций, эмоционально-волевой и когнитивной сфер, а также использование заданий, которые активно воздействуют на различные аспекты восприятия.
Важно отметить, что в процессе обучения необходимо создать благоприятный психологический климат, основанный на взаимном доверии и уважении между учителем и учащимися. Также важно предотвращать психотравмирующие ситуации в классе. К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и подчеркивал, что личность учителя играет большую роль, чем организация режима дня, расписание уроков и другие гигиенические факторы. Внутренняя позиция школьника, его самооценка и отношение к окружающим людям являются важными аспектами.
Для обеспечения хорошей обучаемости и воспитуемости, а также нормального психического развития личности, необходимо иметь адекватную внутреннюю позицию. Было доказано, что эмоциональная окраска сообщения оказывает более сильное воздействие, чем сама информация. Важными элементами психогигиенического воздействия на ученика являются искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, взаимодействие глазами, избегание негативных и приказных форм, отсутствие сравнений с другими детьми и поторапливания, частое использование местоимения "мы" в диалоге, а также явное выражение одобрения и любви.