Публикации Эффективное использование игровых технологий при организации образовательного процесса как способ повышения мотивации у детей ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективное использование игровых технологий при организации образовательного процесса как способ повышения мотивации у детей ОВЗ
Автор: Шинкевич Алена Николаевна

Использование игровых технологий при организации образовательного процесса как способ повышения мотивации у детей ОВЗ В последнее время отмечается увеличение численности детей с данным диагнозом. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и не способность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведенияЭти дети имеют стойкие трудности в обучении, у них запаздывает развитие речи, моторики, плохо развита эмоционально-волевая сфера, происходит частая смена настроения, отмечается слабая учебная мотивация и преобладание игровой деятельности, понижена работоспособность, они быстро утомляются.Задержка психического развития являет собой отставание при развитии от норм, принятых в определенном возрасте, при котором страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера. Поэтому многие из средств обучения при работе с такими детьми оказываются малоэффективными, что является актуальной проблемой в работе каждой школы. Учитывая специфические особенности младшего школьного возраста (7 - 10 лет), а также специфические характеристики развития у детей с ЗПР, с которыми педагоги взаимодействуют в школе, можно предположить, что существует необходимость поиска эффективных средств обучения таких учеников.М.А.Панфиловой было выявлено, что у детей с ЗПР отношение к учебной деятельности может быть, как положительное, так и отрицательное. К наиболее многочисленной группе будут относиться те дети, которым свойственно внешне положительное отношение, т.е. такое отношение, которое в основном провоцируется педагогами, психологами и родителями и проявляется у самих детей недостаточно осознанно [66, с. 15].Ученики с ЗПР проявляют и равнодушное, пассивно - отрицательное отношение, которое объясняется тем, что они в более ранний период в большинстве случаев не получают достаточного внимания при коррекции потребностей и интересов. Из-за частичного отсутствия интересов, низкого интеллектуального развития, отсутствия элементарного понимания надобности посещения школы.Познавательные мотивы проявляются в виде интереса к способам приобретения знаний, к дополнительным знаниям по тем или иным вопросам. Представлены в структуре мотивации детей младшего школьного возраста и социальные мотивы. Обучающиеся вполне осознают причины необходимости учиться, добиваются похвалы учителя и родителей своих действий. У большинства обучающихся нет интересов, связанных со школой, ответственности к выполнению учебных заданий. Ученик с ЗПР, достигая школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. У него как бы сохраняются мотивы деятельности, присущие детям дошкольного возраста – в первую очередь игровой мотив. Успешно выполняются задания, которые связаны непосредственно с игрой. Для детей с ЗПР в целом характерность бедность учебной мотивации. Учебные интересы, поддерживающие положительное отношение к учению, менее содержательны, чем у нормально развивающихся детей. Зачастую у этих детей значимым мотивом становится мотив избегания неудачи Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний.В исследованиях установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успешностью учения. Наибольшую успешность обеспечивают ориентации на процесс и на результат, несколько меньшую – ориентация на оценку.Обучающиеся с ЗПР в этом возрасте при выборе деятельности более привлекательной предпочитают получить «Эмоционально комфортный результат». Так, при мотивации учебной деятельности по средствам сказки, игры и получением в дальнейшем материального вознаграждения (конфета, наклейка, фломастеры и др.), в этом случае они намного старательней подходят к выполнению того или иного учебного задания. В исследованиях установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успешностью учения. Наибольшую успешность обеспечивают ориентации на процесс и на результат, несколько меньшую – ориентация на оценку. Самую слабую связь с успешностью учения имеет ориентация на избегание неприятностей. Нетрудно заметить, что основу ориентаций на процесс и на результат составляют внутренние мотивы учебной деятельности, а ориентаций на оценку и на избегание неприятностей – внешние мотивы. Отсюда видно, что с наибольшей эффективностью учебная деятельность побуждается внутренним мотивом: стремлением к улучшению результатов своей деятельности, жаждой знаний, осознанием необходимости их усвоения, стремлением к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний. Среди внешних мотивов учебной деятельности наибольшую побудительную силу имеют мотивы достижения успеха, потребность в общении и доминировании. Руководствуясь таким комплексом мотивов, учащийся способен настойчиво и увлеченно, не считаясь с усталостью и временем, работать над учебным материалом (точнее, над решением учебных задач) и при этом противостоять другим побудителям и иным отвлекающим факторам.С помощью творческих игр необходимо формировать у младших школьников ЗПР со слабой мотивацией познавательный интерес к учебной деятельности. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.1) Песочная терапияУпражнение «Геометрические фигуры»Цель:  Закрепить знания о геометрических фигурах.Оборудование: подносы с песком, палочки для рисования на песке.Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте возьмем в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.Упражнение «Мой клад». Учитель зарывает в песок предмет. Ученик описывает его, подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия), таким образом, пытаясь догадаться, о каком предмете идёт речь2)  Моделирование из прищепокРитмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.Упражнение «Крокодил»В зоопарке воробей пообедал у зверей.А зубастый крокодил чуть его не проглотил.Цель:  Развитие и укрепление зоны руки, проблемной для предстоящего овладения письмом с использованием модуля.Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением3) Геоборд - математический планшетВ начальной школе дети проходят начала геометрии, знакомятся с линиями и их свойствами, плоскими и объемными фигурами, углами.Построить отрезки заданной длины. Прямые и ломанные линии, замкнутые и незамкнутые, параллельные и пересекающиеся под острым углом или прямым углом 
  • Строя многоугольники, разбираться с видами углов.
  • Решать задачи на нахождение площади четырехугольников и периметра многоугольников.
  • Находить части целого, изучать дроби.
  • Игра «Цифры играют в прятки»Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».Применяются инновационные технологии: коллективная, парная, групповая. Особенно эффективна работа в парах сменного состава. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. Происходит обогащение разными способами мышления, эмоциями, лексическими средствами, вовремя обнаруживаются пробелы, происходит коррекция.Детям нравится работать в парах, потому что они чувствуют поддержку своего соседа, любят делиться своими мыслями, общаются. Такое общение способствует развитию мышления и творческого воображения. Дети находят общий язык, учатся думать и помогать друг другу.Основной организационной формой обучения является групповая работа. Групповая работа оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребёнку раскрыться как личности. Поддерживают ребенка и питают его жажду познания не только успех в учении, но и осознание того, что каждый день он делает шаг вперед. Уверенность в успехе, со своей стороны, рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.Осознание процесса учебной деятельности каждым учеником происходит индивидуально. Некоторые учащиеся приходят к этому легко и незаметно для себя и учителя еще во 2-З классе, некоторые лишь к концу 4 класса только начинают понимать важность осмысления своей учебной деятельности, каждый учебный год продолжается поиском различных путей для развития учебной мотивации детей.Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.Использованная литература
  • Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Прогресс, 2016.
  • Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2014.
  • Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М.: Владос, 2016. – 144 с.
  • Бабкина, Н. В. Специфика системы, осознанной саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР и ее формирование в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах; отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – Москва, 2015. С. 399–401
  • Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М.: Владос, 2015. – 148 с.
  • Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002. - С.41-42.
  • Конева, Е. В. Учителю о детях с задержкой психического развития / Е.В. Конева, С.Б. Корнилов. – Ярославль: «Ремдер»,  2013. – 134 с.
  • Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М, 2012.
  • Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: “Просвещение”, 1976. – 127с  
  • Чаркина Н.В. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. . С. 136-138.
  • Черенёва Е.А., Черенёв Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с зпр // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 277-285.
  • Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Наука, 2015.