Публикации
Методическая разработка "Экологические факторы среды"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Экологические факторы среды"
Автор: Кутнаева Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Экологические факторы среды"
Автор: Кутнаева Ольга Сергеевна
Класс: 9Тема урока. Экологические факторы средыТип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель занятия: углубить знания о экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание , понимание роли человека в окружающей среде.Задачи:Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.Планируемые результаты.Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе.Познавательные УУД. Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, построение графика.Регулятивные УУД. Выдвижение задач урока, самоконтроля, коррекция знаний.Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группеФорма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.Используемые технологии: информационно –коммуникационная технология (мультимедийная презентация), технология продуктивного чтения (читательская грамотность), технология развития критического мышления, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка).Методы и методические приемы: беседа, «инсерт» или «чтение с пометками»Оборудование: презентация занятия, тексты для самостоятельного прочтения, «черный ящик», задания для самостоятельной работы. План урока1.Организационный момент.2.Актуализация опорных знаний учащихся.3.Изучение нового материала.4.Закрепление знаний учащихся5.Подведение итогов урока.6.Домашнее задание.Ход занятияΙ. Организационный момент.- взаимные приветствия педагога и учащихся;- проверка отсутствующих;- проверка подготовленности учащихся к занятию;- организация внимания и внутренней готовности учащихся.II. Актуализация и мотивация знаний. Учитель: О чем мы говорили на предыдущем уроке? (Популяции, ее характеристиках). При помощи закрытого теста вместе вспомним основные понятия. (Работа в группах. Учащиеся составляют определения на магнитной доске).Вид – совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.Популяция – это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в данном районе ареала.Этологический критерий – присущие только данному виду особенности поведения.Экологический критерий – место вида в природных сообществах организмов, его специализация, набор условий, необходимых для существования вида.Морфологический критерий – особенности внешнего и внутреннего строения особей вида.Физиологический критерий – сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения потомства при скрещивании.Генетический критерий – характерный для каждого вида набор хромосом (качественный и количественный).Исторический – общность предков, единая история возникновения и развития вида.Ареал – область распространения вида в природе.Репродуктивная изоляция – явление, которое препятствует смешению видов при половом размножении. Экологические факторы - любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность и географическое распространение организмов.(В последнем определении дается только левая часть определения)III. Изучение нового материала Учитель: У вас осталась левая часть определения. К какому понятию оно относится? Тема нашего урока «Экологические факторы» Почему нам необходимо изучать данную тему?Какие вопросы мы должны раскрыть на уроке?1.Группы экологических факторов.2. Характеристика групп экологических факторов3. Влияние факторов на организмы.Работа в группах. Учитель: На каждом столе (их 4) лежит литературный текст.Вам необходимо при помощи учебника (с.165) определить группу экологических факторов, отраженных в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию.1,2 группа. Антропогенный фактор – влияние деятельности человека.Максим Горький. Мать.Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен.М.Горький. «Тимка».Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова3 группа. Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы.М.Горький. Ледоход.На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.4 группа. Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами.В.М.Смирин. «Звери в природе» На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.Мы приехали на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.Учащиеся определяют группу факторов, дают пояснения.Оценивание работы в группах.Учитель: таким образом, в настоящее время известно 3 группы экологических факторов Сначала мы более подробно остановимся на влиянии абиотических факторов. Какие примеры из данной группы факторов вы можете назвать? (ответы учеников)«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Влияние абиотических факторов. Учитель: Послушаем небольшие сообщения о значении некоторых абиотических факторов в жизни организмов.Сообщение 1Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Ее недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организмов. Вода необходима для таких жизненно-важных процессов, как фотосинтез, пищеварение, размножение. Она помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода и углекислого газа, а также питательных веществ по организму. Вода – необходимый компонент клетки, она придает клеткам объем и упругость.Сообщение 2Важным фактором для жизни живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С наступлением тепла природа пробуждается от зимней спячки, начинается весеннее сокодвижение, набухают почки ,распускаются листья, зацветают растения, многие животные приступают к размножению.Сообщение 3Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет – это источник энергии на Земле. Зеленые растения только на свету образуют органические вещества (фотосинтез), которые в конечном итоге используют все остальные организмы для питания. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных: линька, перелеты птиц, миграции рыб, листопад и др. Со светом связан и такой сложный процесс, как зрение. Небольшие дозы ультрафиолетовых лучей необходимы человеку и животным. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме образуется витамин Д, на кофе появляется загар. Сообщение 4В жизни растений значимую роль играет ветер. Он усиливает испарение , способствует опылению и расселению растений. Учитель: Теперь ответим на ряд вопросов. Вопрос №1. С какими абиотическими факторами растений связано питание растений? (Свет, вода, углекислый газ и минеральные соли)Вопрос №2. Какой фактор влияет на изменение окраски листьев большинства растений осенью? (Свет)Вопрос №3. Какой фактор поможет одуванчику и клену освоить новые территории? (Ветер)Вопрос №4. Назовите фактор, который может оказать влияние на развитие головастика. (Тепло)Вопрос №5. Почему с наступлением холодов земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку? (они относятся к хладнокровным животным ,у которых температура тела зависит от температуры окружающей среды. С наступлением холодов интенсивность обмена веществ у них резко снижается)Физкультминутка:Закройте глаза, расслабьте тело,Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!Теперь в океане дельфином плывете,Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели,Открыли глаза, и снова за дело!Вторая группа факторов Учитель: Послушайте внимательно еще одно стихотворение:Соседи, соседи: жуки и медведи,Орлы и козявки, деревья и травки…Прожить без соседей - увы! – невозможно.Иных обойдёшь далеко, осторожно,Иными, как раз хорошо закусить,А с кем-то под крышей теплее прожить.Иные годятся для дальней дороги,Другие поднимут тебя по тревоге.А эти соседи помогут в беде.Соседи, соседи – всегда и везде! Учитель: Так о каких факторах идет речь в этом стихотворении? (о биотических)Ребята, сформулируйте пожалуйста определения известных вам типов взаимоотношений (ответы учащихся, корректировка учителя)Конкуренция – взаимодействие организмов, приводящее к взаимному подавлению обоих (организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды: пищевые ресурсы, убежище, свет и т. д.).Хищничество - взаимодействие организмов, при котором одни поедают других.Паразитизм - взаимодействие организмов, при котором один организм используют другой как среду обитания и источник пищи, угнетая последнего.Симбиоз – взаимовыгодное взаимодействие организмов. Учитель: Отгадаем Загадки: нужно узнать вид взаимодействия организмовНа севере снежном песец обитает, Пушистую шубку его всякий узнает.Родней он приходится рыжей лисице,Но писем не пишет он хитрой сестрице.(Лиса – песец, конкуренция)Стой, плотва и караси! И пощады не проси:Я – хозяйка здесь в пруду,На охоту я иду.(Щука – плотва и караси, хищничество)Дела с гигиеной у Барсика плохи: Кусают и мучают котика блохи.(Блохи – кошка, паразитизм)Удивительное дело – Как дружны зелёный с белым!Друг за друга отвечаютИ друг друга выручают.Свыклась водоросль с грибкомДа с развесистым дубком.Зацепились на коре,У забора, на стене.(Лишайник, симбиоз) Учитель:Теперь приведите пожалуйста свои примеры разных типов взаимоотношений организмов (Ответы учащихся)Третья группа факторов Учитель: А могут люди влиять на живые организмы? (Да.)Итак, мы подошли к следующему факторуУченик: Сколько исчезло с планеты зверья,Растений, и это восполнить нельзя.И если теперь не спасти нам остатки,Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!Нельзя переделывать с ходу природу,Она устоялась не с прошлого года.Реки, озёра, леса и лугаДолжны сохраняться всерьёз и всегда!Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Заглянем в наш «Черный ящик»«Сюрприз» №1Средство гигиены, которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей (дезодорант спрей)Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере на 50% (средняя толщина озоносферы составляет лишь 3 мм) .Вещества, разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.«Сюрприз» №2По содержанию этого вещества современные дожди соответствуют сухому вину, а часто столовому уксусу. В ящике находится вещество, которое губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества (Кислота, содержащаяся в кислотных дождях)Учитель: А хотите увидеть, что произойдет, если выпадет кислотный дождь?Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла, листа растения.«Сюрприз» №3Газ ,образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к парниковому эффекту (углекислый газ)Учитель: ребята, так какие же экологические проблемы волнуют нас сегодня? (Озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди).Учитель: А что является источником этих проблем и какие экологические последствия нас ожидает, если люди не решат эти проблемы?Учитель: итак, за вмешательство человека в природу приходиться расплачиваться не только сокращением видового разнообразия живых организмов, опустыниванием земель, изменением климата, но и собственным здоровьем.«Всё связано со всем» Учитель: Итак, в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая изучает взаимосвязи организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Эта наука отделилась от биологии (стала самостоятельной) в 1861 г благодаря ученому Геккелю. Как вы думаете, что это за наука? (Экология)Все компоненты природы – звенья одной цепи. Уберем из цепи 1 звено – нарушится целостность природы. И человеку, который тоже является звеном в цепи природы, всегда нужно помнить об этом. IV.Закрепление знаний учащихсяДавайте попробуем вместе с вами составить экологическую сказку «Всё связано со всем», выстроив предложения в логической последовательности (экран) Филин обиделся и улетел в другой лес. Мыши стали поедать соты и разорили улей. Пришлось мужику мириться с Филином. Не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась. Худо стало мужику без мёда и молока. Не стало Филина – расплодились мыши. Мало стало травы – корова не стала давать молока. Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!» Ответ: 8,1,6,2,4,7,5,3.V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.VI.Домашнее задание. 1) Прочитать параграф 36 учебника;2) Написать мини - сочинение на тему: «Антропогенные факторы моего города».