Публикации Формирование интереса к изучению естественнонаучных дисциплин в профессиональном образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование интереса к изучению естественнонаучных дисциплин в профессиональном образовании
Автор: Михеева Лариса Михайловна

Формирование интереса к изучению естественнонаучных дисциплин в профессиональном образованииВ современном мире естественные науки начинают занимать одно из главных мест, это обусловлено их ведущей ролью в познании природы, развитии техники и технологий, улучшении качества жизни. Высокий уровень развития естественных наук способен оказать серьезное влияние на человечество в целом, на его культуру. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда. Потребность широкого распространения естественно-научных знаний на разных возрастных этапах развития человека создает необходимость включения естественных наук в образовательные программы всех уровней.В образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, на основе требований ФГОС СПО основы естественных наук включены в образовательный минимум. В учебных планах данное направление представлено предметами «Физика», «Химия», «Биология» и «Естествознание» - интегрированная учебная дисциплина, включающая физику, химию, биологию с элементами экологии. Изучение основ естественных наук создает необходимую базу для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, способствует формированию у обучающихся цельной естественнонаучной картины мира.Однако, при преподавании дисциплин естественнонаучного цикла, мы сталкиваемся с определенными проблемами. В первую очередь, это низкий уровень мотивации изучения дисциплин не имеющих непосредственного отношения к будущей профессиональной деятельности. Студенты колледжей нацелены в основном только на получение специальности и не хотят тратить время на изучение общеобразовательных предметов, только небольшой процент обучающихся понимает важность широты кругозора для последующей профессиональной деятельности. Отсутствие интереса у обучающихся к дисциплинам естественнонаучного цикла связано и со сложностью изучаемого материала, малым количеством учебного времени на его усвоение, а также недостаточным обеспечением учебного процесса специальным оборудованием.Проблема учебной мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. В педагогической литературе приводится множество способов и методов повышения мотивации к обучению. Но, как правило, если речь идет о профессиональном образовании, все способы повышения мотивации имеют профессиональную направленность, изучению общеобразовательных дисциплин внимания уделяется гораздо меньше. В этой ситуации педагоги начинают использовать внешнюю мотивацию обучающихся к участию в учебной деятельности, это перспектива успешной сдачи сессии, дополнительные баллы при аттестации и тому подобное. К сожалению, такие методы не дают желаемого результата, не повышают интереса к изучаемым дисциплинам. Перед педагогом должная стоять задача создать условия для формирования внутренней мотивации изучения непрофильных дисциплин, сделать процесс их изучения увлекательным и интересным.Как же можно привлечь внимание обучающихся к естественнонаучным дисциплинам? Для формирования у обучающихся интереса к учению необходимо дать им возможность проявить себя в учении, раскрыть значимость изучаемых дисциплин во всех сферах жизнедеятельности. Проблемам формирования внутренней положительной мотивации изучения общеобразовательных дисциплин, в том числе естественнонаучных, у студентов колледжей посвящено достаточное количество работ современных педагогов. Привлечь внимание обучающихся к естественнонаучным дисциплинам можно следующими способами:
  • практические занятия и эксперименты, экскурсии
  • использование интерактивных технологий и мультимедиа
  • исследовательские проекты по актуальным для обучающихся темам
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
  • Практика показывает, что интерес к обучению появляется тогда, когда обучающийся имеет возможность проявить максимальную активность, самостоятельно делать выводы и обобщения, опираясь на собственный жизненный опыт. Условия же, позволяющие проявить активность, создаются педагогом, именно педагог направляет, помогает преодолеть трудности познания, организует деятельность обучающихся. Преподаваемый материал должен быть научным и максимально познавательным, изложенным доступным для обучающихся языком. Очень важно применять разнообразные формы уроков. Недостаточное обеспечение учебного процесса специальным оборудованием не позволяет в полном объеме использовать возможности практических, экспериментальных, лабораторных работ, хотя их роль в формировании интереса к изучаемым дисциплинам оценивается достаточно высоко. И здесь нам на помощь могут прийти мультимедийные средства.Для формирования интереса к изучаемым дисциплинам широко используются возможности мультимедийных средств. Изучение естественнонаучных дисциплин зачастую связано с процессами, скрытыми от непосредственного наблюдения и потому трудно воспринимаемыми студентами. Мультимедийные технологии позволяют визуализировать такие процессы, позволяют продемонстрировать те опыты, которые опасны для здоровья студентов, или не могут быть продемонстрированы в реальном режиме времени. Улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения. Студенты проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал. В процессе обучения могут быть использованы и смартфоны обучающихся. Гаджеты прочно вошли в жизнь современного человека и практически невозможно представить студента без смартфона в руках, в связи с этим можно рекомендовать преподавателям использовать смартфоны в учебных целях, например, таких, как работа на образовательных цифровых платформах, используя их возможности для изучения теории, выполнения практических заданий, контроля усвоения материала, работа с персональным сайтом или учебной группой преподавателя, где размещаются электронные учебники, материалы лекций, задания, ссылки на онлайн ресурсы, работа с электронными библиотечными системами, участие в онлайн конкурсах. Необходимо отходить от традиционного преподавания, использовать активные формы ведения уроков, которые намного интереснее для обучающихся и повышают мотивацию, способствует лучшему усвоению материала. Одной из эффективных форм является «перевернутое обучение», которое предполагает самостоятельное освоение обучающимися нового материала по подготовленным педагогом видеолекциям в качестве домашнего задания. Новые знания приобретаются самостоятельно, что способствует развитию стремления к самообразованию. На занятия обучающиеся приходят уже подготовленными, включаются в обсуждение изученной темы, проверяют свои знания, получают обратную связь от преподавателя. Таким образом, аудиторные занятия ориентированы на учащихся, их совместную деятельность, например, по решению элементарных генетических задач, анализу и оценке различных гипотез происхождения жизни и т.д.Большое значение для повышения интереса к изучаемым дисциплинам имеют исследовательские проекты, тематика которых должна быть определена актуальными потребностями обучающихся, или должна иметь профессиональную направленность. Результаты своих исследований, обучающиеся представляют на конкурсах проектов, открытых защитах, конференциях. Предоставление обучающимся возможности проведения исследований по интересующим их темам способствует развитию их самостоятельности, творческого мышления, формированию интереса к естественнонаучным дисциплинам. Выступления на конференциях и публичная защита своих проектов развивают уверенность в своих силах и повышают самооценку. Изучение естественнонаучных дисциплин в системе среднего профессионального образования в настоящее время вызывает много вопросов, связанных с частым отсутствием мотивации у обучающихся. Задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы сделать изучение своего предмета максимально интересным и эффективным, создать условия для понимания обучающимися значимости и необходимости его в профессиональном и личностном становлении. Чтобы стимулировать обучающихся на изучение естественнонаучных дисциплин, развить их познавательную активность необходимо грамотно использовать технологии обучения, применять их на уроках, и во внеурочной деятельности.Список литературы
  • Варлашина С.Ю. Особенности формирования учебной мотивации студентов колледжей при изучении естественнонаучных дисциплин // Конференция: Современные технологии в обучении. Международный журнал «Педтехнологии» // Электронный ресурс:
  • Гордеева И.В., Судакова Н.П. «Мотивация учащихся колледжа к изучению естествознания: проблемы и поиск решений» // «Дискуссия» №8 (82) сентябрь 2017 с.73-76
  • Фомина Н.В. Мотивация учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования на примере дисциплины «Биология» // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 408 - 410. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: