Публикации
Рисуем песком с детьми.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рисуем песком с детьми.
Автор: Курлыкина Наталья Михайловна Черных Маргарита Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рисуем песком с детьми.
Автор: Курлыкина Наталья Михайловна Черных Маргарита Владимировна
Рисуем песком с детьми.ВоспитателиКурлыкина Н.М.,Черных М.В.. МБДОУ ДС №10 «Мозаика» Рисование песком – это одно из самых интересных и увлекательных занятий, которое в последнее время стало очень популярным. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, который подвластен людям любого возраста. Детям песок дает возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, быть более уверенным в себе, а главное - быстро достигать желаемого результата. В процессе работы с песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь способствует развитию речи, раскрывается творческий потенциал ребенка. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Рисование песком подразделяется на две основные техники. Первая называется «светлым по темному»: для нее готовится фон, а затем песчинки раздвигаются, образуя светлые линии. Рисовать по песку можно пальцем, несколькими пальчиками одновременно, кулачком, ладонью, ребром ладони, щепотью, мизинцами, симметрично двумя руками. Обратная техника называется рисованием «темным по светлому». Для нее на чистую поверхность наносят разные элементы, заполняют их песком, насыпая его струйкой из кулачка. Обе эти техники можно комбинировать или совмещать. Для начала рисования песком нужно немного подготовиться: приобрести или изготовить самим световой столик и подготовить мелкозернистый кварцевый песок. Как альтернатива – пластиковый поднос или любая темная поверхность и манная крупа мелкого помола. Также в качестве вспомогательных материалов нужно приготовить ракушки, пуговицы, бусинки, камешки, мелкие игрушки, кисточки, штампики, трафареты и пр. Все это «богатство» используйте для рисования и декора. Помогайте творить ребенку, создайте песочную сказку, фантазируйте, играйте вместе с ним в эту игру, придумывайте правила, тему, или, наоборот, отдайтесь творческой волне вместе с вашим малышом! И не забудьте перед началом занятий приготовить фотоаппарат – нужно обязательно зафиксировать для истории художественные шедевры, созданные из песка. На начальном этапе происходит знакомство со световым столом, песком и его возможностями, с правилами техники безопасности при работе. Создаются условия для получения первого опыта успешного взаимодействия с песком, получения начального представления о способах рисования песком, приёмом создания тёмного фона – насыпанием песка тонким слоем. Руки могут работать как бульдозер, разгребая песок вокруг. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами. Также они могут насыпать песок через воронку, просеивать через различные сита. Замечательно интересные следы на песке можно оставить при помощи грабелек и палочек. Если же толкать по песку резинового ежика или ребристый мячик, то на нем образуются соответствующие узоры. При помощи формочек можно получать красивые орнаменты. Но лучше всего рисовать на песке пальцами!В первый год обучения рисуем пальцами линии, геометрические фигуры - формируем графомоторные навыки. В игровой форме знакомимся с пространственными представлениями: «верх – низ», «право – лево», «центр», «угол». Создаём рисунки на основе геометрических фигур: линий, круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника. Формируем художественные умения в области песочной живописи: обучаем детей приемам создания статичных песочных картин. Сначала дети при рисовании используют только указательный палец, но потом постепенно вовлекают в работу все остальные пальчики, кулачки, ладошки. Начинать рисовать с малышом можно уже с двух лет.В качестве примера представляю вашему вниманию примерный алгоритм проведения занятий, которые можно проводить дома вместе с мамой или папой, или другим значимым для ребенка взрослым.Рисуем бабочку.Предварительно посмотрите с малышом познавательный мультфильм, в котором рассказывается о том, как гусеница превращается в бабочку. Эта история расширяет кругозор детей, знакомит их с таким явлением природы, как рождение бабочки. Пальчиковая гимнастика. Прежде, чем мы пойдем рисовать, давай подготовим наши ручки! Чем расслабленнее они будут, тем красивее у нас получатся рисунки! Делаем разминку для ручек:Гусеница, гусеница, бабочкина дочка! - Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев и обратно. По травинкам ползает, кушает листочки. - То же проделываем на другой руке.Ам! Ам! Ам! Ам! Ам! - Одной ладошкой «кусаем» кончик каждого пальчика другой руки. Повторяем на второй руке. Можно «кусать» пальчики друг у друга!Поела, - останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются… спать захотела - … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.Проснулась - постепенно расправляем ладони… бабочкой обернулась! - Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.Полетела, полетела, полетела! - Машем «крыльями». Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.Теперь, когда мы подготовили наши ручки, можно подойти к песочному столику и начать рисовать! Завершение занятия. Посмотри, к нам снова прилетела наша бабочка! Давай ей расскажем, что сегодня получилось лучше всего нарисовать? (Такие вопросы учат детей рефлексии и умению анализировать свою работу! Если ребенок не помнит, что рисовал, можно через наводящие вопросы напомнить ему о его сегодняшних успехах).