Публикации Использование приёмов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста на занятиях хореографией и на музыкальных занятиях.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приёмов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста на занятиях хореографией и на музыкальных занятиях.
Автор: Косолапова Наталия Михайловна

Использование приёмов логоритмикидля развития речи детей дошкольного возраста на занятиях хореографией и на музыкальных занятиях.Авторы : Косолапова Н.М. (воспитатель)Чувьюрова Т.А.(музуководитель)Королева К.А. (музуководитель)Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм, шаги, капель и многое другое. Любые ритмические движения активизируют мозг человека.Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.Логоритмика – совокупность двигательных, речевых упражнений , сопровождающихся музыкой или определённым ритмом.Цель:Помочь детям устранить речевые нарушения, развить музыкальный слух, координацию и речь ребёнка.Основные задачи ритмического воздействия являются:
  • Развитие пространственной организации движений
  • Развитие мимики, пантомимики
  • Воспитание выразительности и грации движений
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
  • Развитие чувства ритма, гибкости тела
  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями
  • Особенности логоритмики:
  • Проводятся в игровой форме
  • Формируют речевые, слуховые навыки
  • Улучшают общую и мелкую моторику
  • Снимают психоэмоциональное напряжение
  • Заряжают позитивом
  • Логопедическая ритмика включает в себя:
  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Ритм, музыка здесь не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память (зрительную, слуховую, моторную); ритм. Такие занятия без сомнения благоприятно влияют на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.Логоритмические игры и упражнения можно использовать не только на занятиях по логоритмике. Элементы логоритмики мы активно используем на музыкальных занятиях, на занятиях хореографией, а так же в других видах деятельности детей.Логоритмика включает в себя изучение нескольких больших и важных блоков:1.Развитие неречевых процессовХодьба и маршировка (вводные и заключительные упражнения) Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, как правило, неловки, особенно если они имеют речевые дефекты: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое занятие.2.Регуляция мышечного тонуса
  • детей часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Зачастую это проявляется в плохой координации движений. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Реже, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, и как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
  • 3.Развитие внимания и памяти
  • детей часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, прилагая для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память, как моторная, так и зрительная и слуховая.
  • Развитие чувства музыкального размера (метра)
  • Метр – ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал (например, поднять вверх руку). Сначала дети учатся выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке. Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.
  • Развитие чувства музыкального темпа
  • Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.
  • некоторых детей наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны; с трудом заучивают стихи; не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
  • Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.
  • Игра на музыкальных инструментах
  • На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование способствует развитию творческих способностей.7.Пальчиковые игрыУченые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга непосредственное влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением, стихами или игры с мелкими предметами под музыку.
  • Подвижные игры
  • Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, подскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве.
  • Слушание музыки
  • Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно развивается художественное восприятие детей. Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например, пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.
  • Развитие дыхания
  • Это один из первых и очень важных этапов. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе, речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
  • Интонационная выразительность речи
  • Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы, такие как: мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент). Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.
  • Речь с движением
  • Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
  • Мимика
  • Мимика - это движение мышц лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции. Мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.Игры и упражнения адаптируются нами в зависимости от целей и задач, поставленных на определённом занятии.Игры и упражненияИгры на развитие подвижности и укрепление мышц стопы:
  • Игра «Гуси-гуси»
  • Дети сидят на полу, ноги вытянуты вперёд. Работают стопами:Гуси-гуси (поочередное вытягивание стоп) Га-Га-Га (Сгибание пальцев ног) Есть хотите? (поочередное вытягивание стоп) Да-да-да (Сгибание пальцев ног)Так летите! (поочередное вытягивание стоп) Нам нельзя (круговое вращение стоп)Серый волк Под горой Не пускает нас домой! Так летите как хотите, (поочередное вытягивание стоп) Только крылья берегите!Из всех детей выбирается кто лучше работал стопами – он волк (ищет гусей), остальные прячут своих «гусей-лебедей» (кончики пальчиков на ногах) своим телом.
  • «Я сидела на рябине»
  • Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях, стопы в 6-ой позиции) Я сидела на рябине (правая пятка в правую сторонуа место. Затем левая пятка в левую сторону, на место)Меня кошки терябили («поцарапать коготочками» свои ноги)Малые котяточки (выпрямить ноги, пальцами рук «идут» по ногам)Царапали за пяточки» (взять руками пятки, колени не сгибать)
  • «Гвоздь и молоток»
  • Гвоздь и молоток (одна нога гвоздь-стопа натянута на себя, другая молоток стопа «острая», в колене согнута. Молоток «забивает» гвоздь) Построили мостокПо мосточку пробегу (выпрямить ноги, пальцами рук «идут» по ногам к стопам)И друзей я позову (схватить руками пальцы ног, колени не сгибать)
  • Про медведя (на коми языке)
  • Дети сидят на полу, ноги выпрямлены. Коз пу вылынлым, лым (носочки вместе, пятки врозь:поочередное И на ели – снег, снег выпрямление стоп)Коз пу улын лым, лым. (соединить пятки, носки врозь: поочередное И под елью снег, снег. выпрямление стоп)Гӧгӧр лымйӧн тырӧма, (круговое вращение стопами)Ошкыс гуӧ пырӧмаТӧвбыд узьӧ (вытянуть стопы «сделать острыми»)Вой и лунЭнӧ торкӧй (согнуть ноги в коленяхбнять их руками,Ошлысь ун. голову положить на колени «спят»)Упражнение на развитие дыхания.(Физиологическое дыхание)«Поиграем животиками»Вариант 1: В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.Вариант 2: В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.На развитие правильной осанки:
  • Стоя ноги в 6-ой позиции. Кисти рук образуют «птичку»
  • Полетели, полетели, («летят наверх»)И до неба долетели. В стороны все разлетелись («разлетаются в стороны»уки в стороны - крест )На заборчик сели. (присесть на корточки, спина ровная, руки на колени)
  • «Антошка» (Л.Некрасова) с мешочками
  • Все договариваются, где будут нести мешочек. Дети дают свои варианты, где можно нести мешочек (на голове, на плече, на спине, между ног и т.д.). Идут по кругу.Шел Антошка по дорожкеНес домой мешок с горошкомВпереди далекий путьПостоять бы отдохнуть.Все замирают, не шевелятся. Игра повторяется.
  • «АПЧХИ» (О.Воеводина, исп. М.Зорина) с мешочками
  • Мешочек всегда на голове.Цель: не уронить мешочек с головы.
  • «Большие ноги»
  • Большие ноги идут по дороге – ТОП-ТОП-ТОПМаленькие ножки бегут по дорожке – топ-топ-топ, топ- топ-топ.
  • Прыжки на 2-х ногах.
  • Поскакали по тропинке (на двух ногах, руки на поясе по кругу)Прыг-скок, прыг-скокУ ребят прямые спинкиПрыг-скок, прыг-скокПрыгаем как мячикиДевочки и мальчики. (останавливаются)Превращаемся в зайчат! (руки- два длинных уха)На полянке, на лужайке (на 2-х ногах врассыпную)Целый день скакали зайки.Веселились, веселились.К вечеру угомонились. (садятся на корточки, «засыпают»)
  • Отработка топающего шага
  • «Кормушка» (Музыкальная игра муз. И.Барминой, сл. Н. Марютиной)1-й куплет: Дети идут по кругу топающим шагом. В конце останавливаются.Припев: (лицом в круг) изображают «пилу»2-й куплет: Дети идут по кругу топающим шагом. В конце останавливаются.Припев: кулачками стучат друг об друга3-й куплет: Дети идут по кругу топающим шагом. В конце останавливаются.Припев: указательным пальчиком одной руки стучат в ладошку другой руки («птички клюют зернышки»)
  • Развитие гибкости:
  • «Фантик» (Н.Марютина) Материал: фантики от конфет на каждого ребенка1-й куплет: ребёнок сидит на полу, ноги согнуты в коленях, руки упор сзади. Фантик положить под ноги«Шкатулку открою…» - раскрыть ноги, взять фантик. Ноги остаются раскрытыми (как в упражнении для растяжки «бабочка»)«Как весело фантиком можно махать» - машут фантикомПрипев: «Шур, шурур-шур…» - шуршат фантиком2-ой куплет: встают на ноги.Показывают друг другу, нюхают фантикПрипев: «Шур, шурур-шур…» - шуршат фантиком3-й куплет: подбрасывают фантик вверх и ловят.Припев: «Шур, шурур-шур…» - шуршат фантиком4-й куплет: «На улице поздно…»- садятся на пол. Кладут фантик под ноги. И «засыпают».
  • «Комарики» (Н.Марютина)
  • Материал: комарики на пальчик, сделанный из нетканки.Выбирается один ребёнок-комарик (у него на пальчике комарик), другой – фонарик. Под куплет фонарик стоит, а комарик бегает легким бегом вокруг него.«Зззззззз!»-комарик садится на фонарик«Хлоп!»-фонарик пытается «прихлопнуть» , но комарик улетает.
  • «Тишина»
  • Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:Была (произносится голосом обычной силы) тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом) Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать) грохотом (громче)грома(еще громче)сменилась она.(громко)
  • вот уже дождик (произносится голосом обычной силы) тихонько (произносится очень тихо)
  • Ты слышишь? (произносится тихим голосом)Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)Закапал по крыше…