Публикации Соревновательный и игровой методы обучения, их использование в процессе физического воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Соревновательный и игровой методы обучения, их использование в процессе физического воспитания
Автор: Магомед-Рамзан Германович Эльдарханов

Соревновательный иигровой методыобучения, ихиспользование впроцессеЗадача преподавателей физической культуры дать понять и показать, что физическое воспитание было и будет одним из самых важных и незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самыми верными и эффективным будут игровой и соревновательныйметоды.Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.Игровой методВ системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.Цель: ра звитие двигательной активности, самостоятельности, инициативы, права выбора.Ппы ллриаотга ин лигл^гллл птнпо пЬисюиыаg\*nvDnoiivirii ygrn wf\n/yin vwv^nn w i Ti/yiriигрового метода являются:
  • игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
  • наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий;
  • широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
  • соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
  • присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
  • Признаки игрового метода.1 .Сюжетно-ролевая основа.Деятельность занимающихся организуется на условного сюжета.
  • Отсутствие жесткой регламентации действий.
  • Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей.
  • Эмоциональность и яркое чувство соперничества в игровых действиях
  • Изменчивость условий , что требует от участника уметь приспособиться к другим условиям игры.
  • К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.Соревнвательный метод -это способ выполнения упражнений в форме соревнований.Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся.Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.Цель : быть первым.Применяется после освоения необходимого материала.В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
  • в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
  • как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
  • Особенности соревновательного метода:
  • установка на победу;
  • максимальное проявление физических и психических сил;
  • частичная ограниченность в регулировании нагрузки;
  • унификация содержания состязательной деятельности .
  • Соревновательный метод позволяет:
  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
  • обеспечивать максимальную физическую
  • нагрузку;
  • содействовать воспитанию физических качеств .
  • Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:
  • Сопоставление сил занимающихся с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность участников в соответствии с установленными правилами.
  • Соревновательный метод дает возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности.
  • Ограниченные возможности регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании упражнений и воспитании физических качеств, когда необходимы и допустимы предельные усилия.
  • При правильном использовании игрового и соревновательного методов раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.Недостатки соревновательного метода - ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.Понятия: «метод»,выборудвигательным действиям.Понятие "метод" определяют как :
  • путь достижения поставленной педагогической цели;
  • как определенный способ применения каких- либо средств с известной, заранее намеченной целью;
  • как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач;
  • как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач;
  • определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата соответствующего намеченной цели;
  • как форму освоения учебного материала и др.
  • «Метод обучения» - это система действий\/цмтрла r nnni ipccp ппрппллклима пспецифическиеСтрогоМетоды физического воспитанияигровойр е гл ам ентир ов а иного упражненияметоды ооучения двигательным \ действиямнеспещ|фсоревновательный словесноговоздействияическиенаглядного воздействияметодметод круговойенировкиметод целостного упражненияметод расчлененного упражненияметоды воспитания физических качествВ деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия "метод" используется и термин «методика», "методический прием».«Методика» - система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.«Методический прием» - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.Общие требования к методике обучения двигательным действиямЦелесообразность применения того или иного метода (методического приема) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований.>Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями. Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно подобрать и методы обучения.>Обеспечение воспитывающего характера обучения. Каждый выбранный метод должен обеспечивать не только эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика.> Соответствие принципам обучения. М етод обучения обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципомСоответствие специфике учебного материала. Методы обучения одинаковы для всех видов физических упражнений. Вместе с тем каждое из ни в соответствии со своими характеристиками и сложностью требует специфических способов обучения>Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Учитывая возрастные закономерности восприятия учебного материала >Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя.>Соответствие условиям занятий. Располагая, например, нестандартным оборудованием, возможно достичь оптимальной моторной плотности урока и при методе разучивания в целом.> Разнообразие методов. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным в других. Вот почему в педагогическом процессеППМЛЛРНаТк П1/1ПТ^ЛЛК1 ЛЛРТПЛПВКлассификация методов обучения двигательным действиям:
  • способы отражающие характер познавательной активности ребенка в виде или простого воспроизведения услышанного и увиденного или творческого;
  • способы передачи учителем своих знаний и умений с помощью слова, показа и демонстрации;
  • способы получения учениками знаний и умений путем прослушивания, наблюдения и выполнения движений (наиболее часто используемые)
  • Основная характеристика методов обучения двигательным действиям
  • Практические методы -данные методы основаны на активной двигательной
  • деятельности ученикова.) методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно-облегчающее).б.) частично регламентированного (игровой и соревновательный).
  • Методы использования слова .Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам.
  • Методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия