Публикации «Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию»
Автор: Гульмира Имангалиевна Нурмуханова

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области
им.Л.Г. Венедиктовой
Доклад на региональный семинар
Функциональная грамотность как основа общеобразовательных результаты
Тема: Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию
Подготовила: учитель географии
МОУ-СОШ №3 Нурмуханова Г.И.
Расширение представлений о сущности и структуре функциональной грамотности школьников стало одним из ответов образовательной среды на вызов времени.
ОбновленныйФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Это не просто овладение знаниями и умениями, но и способность применять их при решении широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности.
Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
•работу с текстом;
•работу с географической картой;
•работу со статистическими данными.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо на уроках использовать нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:
-Наличие проблемы в описанной ситуации
-Ситуационная значимость контекста
- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
-Новизна формулировки задачи
-Неопределенность в способах решения
Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.:
Что будет, если…?, Попробуй объяснить – задания на объяснение явлений и фактов; Как узнать? – задания на применение методов познания;
Сделай вывод – задания на формирование умений делать выводы на основе данных.
Рассмотрим на примере:
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся подсказки, которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
Приработе с текстомна уроках географии используется множество различныхприемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 11 классы)
- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)
- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме
- составление развернутых планов и конспектов параграфов
- создание схематичного рисунка по тексту
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.
Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников:
Вилюй  — река в Восточной Сибири, левый приток реки Лены, самый длинный из всех её притоков. Длина Вилюя составляет 2650 км и превышает длину крупного правого притока Лены  — Алдана на 377 км. Вилюй берёт начало на Вилюйском плато в восточной части Среднесибирского плоскогорья на высоте 520 м над уровнем моря. В среднем течении река прорезает узкую долину, напоминающую каньон, здесь построена Вилюйская ГЭС. В нижнем течении, на территории Центрально-Якутской низменности, берега реки представляют собой широкую заболоченную пойму с множеством небольших озёр и островов. Абсолютная высота территории, где Вилюй впадает в Лену, составляет 54 м. Бассейн реки расположен в зоне многолетней мерзлоты. Климат здесь резко континентальный с сильными морозами. С октября по май река скована льдом, поэтому половодье приходится на конец мая  — июнь. Питание Вилюя, как и большинства рек России, смешанное с преобладанием снегового.
На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов используйте калькулятор.)
Гидрографические характеристики реки Вилюй

Исток
Вилюйское плато
Устье
Река Лена
Высота истока, м
520
Высота устья, м
54
Длина, км
2650
Падение, м
466
Уклон, см/км
18
Тип реки по характеру течения
Равнинная
Тип питания
Смешанное с преобладанием снегового
Режим реки
Ледостав с октября по май, весенне-летнее половодье
Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
Например, расположите горные системы с севера на юг, в той последовательности, как они расположены на карте мира: Атлас, Скандинавские горы, Альпы; или найди лишний объект: Онежское, Ладожское, Баренцево, Псковское; или расположите регионы России в той последовательности как они встречают новый год 1. Челябинская область 2. Калининградская область 3. Приморский край
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
- задание, требующее владения приемом наложения карт
- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Работа с картографическим материалом:
Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА(9 класс):
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
3. Работа со статистическим материалом.
К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
Для повышения навыковработы со статистическими даннымилучше всего подходят следующиеприемы:
-преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
-преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
Например: В каком году в России наблюдалась наибольшая иммиграция?
Международная миграция в России.
1)  2007 г.
2)  2008 г.
3)  2009 г.
4)  2010 г.
В результате формирования естественнонаучной грамотности обучающиеся получают возможность самостоятельно успешно подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии
Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Конфуций говорил: Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький. Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении.