Публикации
Обобщение опыта учителя русского и родного(мордовского)языка и родной(мордовской) литературы по теме «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского и родного(мордовского)языка как средство развития познавательной активности учащихся»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта учителя русского и родного(мордовского)языка и родной(мордовской) литературы по теме «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского и родного(мордовского)языка как средство развития познавательной активности учащихся»
Автор: Русскина Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта учителя русского и родного(мордовского)языка и родной(мордовской) литературы по теме «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского и родного(мордовского)языка как средство развития познавательной активности учащихся»
Автор: Русскина Ирина Николаевна
Обобщение опыта учителя русского и родного(мордовского)языка и родной(мордовской) литературы по теме «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского и родного(мордовского)языка как средство развития познавательной активности учащихся» Содержание инновационного проекта. АКТУАЛЬНОСТЬПроектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.ОСНОВНАЯ ИДЕЯГлавная идея организации проектной деятельности учащихся на уроках мокшанского языка и литературы - это развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и развивать критическое мышление.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗАВ своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия.Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, большое количество дидактического материала, проверочные и тестовые работы, планы-конспекты, открытые уроки. На уроках использую краеведческие материалы, стихи и прозу известных мастеров слова и местных авторов. Строю свою работу, используя возможности кабинета родного языка с краеведческими экспонатами. Как учитель-словесник я должна научить ребенка видеть красоту окружающего мира. Из урока в урок использую тексты, воспитывающие любовь к родной природе, уважение к материальной и духовной культуре нашего народа. Обращение к глубинным корням национальной культуры - наш долг перед потомками, для которых мы должны бережно сохранять бесценное наследие прошлого, изучать его и творчески развивать. На уроках родной литературы звучат пословицы, поговорки, шутки - то, что собиралось нашим народом веками. Привлекаю материал о знаменитых людях села. Большим подспорьем является мордовская художественная литература и периодика: газеты, журналы, сборники.НОВИЗНАНовизна заключается в том, что метод проекта относится к новым образовательным технологиям и является одним из способов реализации коммуникативной методики. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА"... В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником". Н. Ю. ПахомоваВ начале 21 века метод проектов получил новую жизнь. Его суть - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.В настоящее же время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познава-тельных и практических задач;3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проб-лем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);5) развивают системное мышлениеВ современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов:Информационный;Ролевой; Практико-ориентированный; Творческий;Исследовательский проекты. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по родному языку.В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки. (в романе Р. Федькина «Ёмла партизан» инсценировка того места, как мальчик хочет пойти к партизанам и сообщить о том, сколько немцем напали на их деревню, сколько людей взяли в плен и т.д.)Практико-ориентированный проект направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по родному языку, пригодится ли знание правил в современной жизни?Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализованные представления произведений.Исследовательский проект включает обоснование актуальности изб-ранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. По продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые; По уровню интеграции: внутрипредметные и межпредметные. По характеру контактов: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.На своих занятиях я использую чаще краткосрочные проекты и проекты средней продолжительности. Прежде всего это творческие проекты: например, в 5 классе по литературе на тему: «Природась эрзянь поэттнень творчестваса». Дети объединяются по временам года, в зависимости от того, когда день рождения. Члены каждой группы должны защищать свое время года: подобрать музыкальное сопровождение (если это возможно), выпустить газету, сочинить сказку, рассказать стихотворения и проанализировать их. Это конечно же делается во время предметной недели или месячника. Выбор поэтических текстов в качестве объекта исследования не случаен. Они позволяют гармонично сочетать в процессе обучения рациональное и эмоциональное, тренирует память, формируют вкус, культуру речевого поведения. Каждое стихотворение интерпретируется относительно таких важнейших понятий, как «тема» и «идея», также приемов и средств их художественного воплощения (эпитет, метафора, сравнение и др.).Элементы проектной деятельности ввожу на уроках и при изучении басен М.А. Бебана. Например:прочитать басни М.А. Бебана, приведенные в учебнике, определить мораль каждой из них, подготовить по ним небольшую викторину, а затем инсценирование. Дети с удовольствием участвуют в ролевых (игровых) проектах: путешествия Фо- нетика ошть эзга; налксема глаголть коряс, эрзянь кяльть и литературать содайнза; ви-кторина прилагательнайть коряс. Всё это требует особой подготовки. Здесь каждая ко-манда защищает проект: представление домашнего задания, вопросы соперникам на за-данную тему и т.д.На уроках родного языка также уделяю внимание и практико-ориентированным проектам. Сюда можно отнести и выпуск лингвистических газет, например, «Фонетикась - тя интересна», «Содасть эрзянь кяльть»; составление словариков; таблиц; тематических кроссвордов; ребусов. Такие проекты создаём обычно при проведении недели или месячника родного языка. Такая форма работы учит школьников сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, ориентирует учеников на самостоятельную практическую работу, носит поисковый характер. Также проводили проектную работу по теме: «Эрзянь народнай ёвксне» в 5 классе. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:Информационную 2 творческие группы:1) группа мастеров художественного слова 2) группа иллюстраторов Информационная группа занимается поиском и предоставлением необходимой информации по теме: «Эрзянь народнай ёвксне».Группа мастеров художественного слова готовит к выразительному чтению отрывки из понравившейся сказки.Группа иллюстраторов создает рисунки по сказкам. Также информационный проект проводили по творчеству нашего земляка Александра Степановича Малькина на тему: «А.С. Малькин - кяшалонь цёрась, поэзиянь ёвкссь».В старших классах предпочитаю работу с исследовательскими долгосрочными проектами, так как интересное задание позволяет ученикам почувствовать предмет, выйти за его пределы, получить новые знания путем самообразования и самоорганизации. В нашей школе уже более 10-ти лет ежегодно в апреле месяце проводится научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Мои ученики в ней принимают участие и занимают призовые места. Для исследования мы брали такие темы как «Дмитрий Морской - певец земли бугурусланской», «Вербное воскресенье», «Родной язык в моей семье», «Свадебные обряды мордвы», «Мифология мордвы», «Скрывшие своё имя. Из истории литературных псевдонимов». В заключение хочу сказать, что большой проблемой для учителя, с этим, наверное, многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Но применяя проектно-исследовательскую работу, хочу отметить, что все ученики, даже те, кого я называю "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. И что проектно-исследовательская работа оправдывается на все 100%. То есть, использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предмета, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.В МОУ «Нуштайкинская основная общеобразовательная школа» работаю учителем русского языка и литературы с 1986. Учителем родного (мордовского) языка с 2012 года. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева, квалификация по диплому – учитель мордовского (мокшанского/эрзянского) языка и литературы.Стаж моей педагогической работы 37 лет. Общий трудовой стаж 37 лет.Высшая категория Россия, Родина, родной край.… До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого человека слова ушли на второй план? Забывать мы стали наши традиции, пустились в погоню за чем-то новым, европейским. Может быть, остановимся, оглянемся, вернемся к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням? А ведь эти корни питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви мордовского народа. Работая с детьми, я заметила, что мал у них интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя и воспитатели, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ». И вот поэтому работаю над проблемой: «Приобщение детей к национальному языку и национальной культуре». Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа. За время своей работы накопила немало интересного материала. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе ознакомление с лексико-семантической системой мордовского языка. Мордовский (эрзянский) язык наряду с русским должен быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности. В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой. Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира. В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при условии обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей. Обучение эрзянскому языку имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой национальный язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей. Современный этап общественного развития наглядно показал, что народная культура составляет важную часть содержания образовательного процесса. Мордовский народ, пройдя многовековой исторический путь, сумел сохранить свою самобытность, традиции и обычаи, пронизанные идеями гуманизма и уважением к культурам других народов. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный процесс изучения эрзянского языка? Как повысить качество знаний учащихся? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для создания образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в необходимости изменения методов и технологий обучения. Таким образом, актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет. В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов). Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур. Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно - поисковому творчеству. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа. Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся. Новизна моего опыта в том, что разработаны уроки воспитания нравственности средствами произведений мордовской литературы с использованием ИКТ (презентации). Они развивают самостоятельность мышления, воображение, способствуют нравственной стабильности личности, выработке нравственных идеалов, позволяющие воспитывать у детей национальную память, то есть формировать у них внимание к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа необходимо потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие, этические и эстетические нормы. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников. В связи с этим новизна моего опыта состоит и в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения эрзянскому языку, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.Проделана следующая работа:1) внесены изменения в календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой;2) проанализированы методические рекомендации ученых-лингвистов Д.В. Цыганкина, М.В. Мосина, А.П.Феоктистова, М.Т. Бибина, О.В. Кочеваткиной;3) большое внимание уделяется работе со словами.Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов-игровых технологий;-информационных технологий.-личностно-ориентированного обучения. Наличие теоретической базы опыта Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов (А.П. Феоктистова, М.В. Мосина, М.Т. Бибина, Д.В. Цыганкина), Так через все труды Д.В. Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося». Имея в виду соотношение, язык – речь, ученые - методисты сделали такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации. По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов. В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов: «Народное образование», «Сятко», «Чилисема». Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий, которые проводились на уровне района и области. Принимаю участие на заседаниях районного методического объединения учителей эрзянского языка. Также выступала с докладами в Мордовии: на курсах при проведении круглого стола «Реализация этнокультурной языковой и образовательной политики в системе общего образования школ Республики Мордовия и мордовской диаспоры» с темой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка в поликультурной среде», на международном информационном семинаре «Языковое гнездо» с участием специалистов Общества «Финляндия – Россия», в рамках II всероссийского форума учителей мордовского (мокшанского, эрзянского языка), принимала участие в работе семинара «Инновационные подходы к работе с талантливыми детьми в системе филологического образования» в рамках XV Межрегиональной олимпиады школьников по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языкам и литературе, при проведении круглого стола «Реализация этнокультурной языковой и образовательной политики в системе общего образования школ Республики Мордовия и мордовской диаспоры»; на региональной научно-практической конференции «Роль этнокультурной школы в формировании интегративного сознания и ценностной толерантности» в Неженском лицее города Оренбурга. Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Оптимальность и эффективность средств Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках эрзянского языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:- игровая деятельность (игры «Содык, зяро ?» («Узнай сколько?»), «Кудыне» («Домик»), «Те кие?» («Это кто?»), «Те мезе?» («Это что?»), «Зяро?» («Сколько?») и другие ;- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются, пишутся положительные отзывы родителям и другое); - работа в парах (при чтении диалогов);- проблемное обучение;-конкурсы (на лучшего чтеца, на знание большего количества слов на эрзянском языке по данной теме и другое);-взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 5-8 классах). В своей деятельности большую роль отвожу работе с родителями. Провожу с ними индивидуальные беседы, посещаю семьи учащихся, провожу « День открытых дверей». Я посещаю общешкольные и классные родительские собрания, где выступаю с докладами.Результативность опыта На уроках эрзянского языка и литературы создаю комфортную психологическую атмосферу, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского языка и литературы;- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиватьсяреальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах не только муниципального, но межрегионального уровней. Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на районных предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами различных конкурсов. Так, начиная с 2012 году мои воспитанники являются победителями и призёрами в Межрегиональной предметной олимпиаде по эрзянскому языку и литературе и творческой секции на эрзянском языке. Диплом лауреата конкурса творческих работ учащихся этнокультурных школ в рамках VI региональной научно-практической конференции «Здесь мой край, здесь я живу» , в районной викторине «Мордовский язык история, культура», посвященной Дню эрзянского языка, победитель в викторине, посвященной языку, истории и культуре мордовского народа и призёр II степени в конкурсе сочинений в рамках Дней языка, культуры и истории мордовского народа, Пудовкина Анастасия – победитель в конкурсе сочинений, проводимом в рамках фестиваля «Мордовский народ в сердце моём», победитель республиканского конкурса сочинений на эрзянском языке, «Земля мордовская, мой край родной…» С 2010 года в школе работает творческая площадка «Этнокультурный компонент как средство формирования нравственных и патриотических качеств личности учащихся». Во внеурочное время действует кружок «Умарина» («Яблоня») творческого объединения от РДПШ, существует фольклорная группа «Эрзяночка» («Мордовочка»). Мои воспитанники активно участвуют в районных творческих конкурсах, занимая призовые места, являются победителями и призёрами этнографического праздника «Люби и знай традиции своего народа». Выступления детского фольклорного коллектива «Эрзяночка» («Мордовочка») на районном фестивале «Мордовский народ в сердце моем» отличаются интересным сценарными находками, тщательной подготовкой и любовью к традициям, обычаям своего народа. Фольклорная группа «Эрзяночка» награждалась Дипломами за активное участие в районном фестивале, Благодарственное письмо за участие в концертной программе в рамках районного фестиваля народного творчества «Обильный край, благословенный!» В качестве поощрения коллектив группы «Эрзяночка» ежегодно получают путевки в Межрегиональный образовательно-оздоровительный этнокультурный лагерь «Живи, родной язык!», который находится в г. Саранск. В лагере дети принимают активное участие в конкурсах и были отмечены Дипломами участника Межрегионального зтнокультурного лагеря «Живи, родной язык!», Матюнина Виктория получила Грамоту призера конкурса чтецов «Любимая Русь и мордва», Грамоту призера конкурса на лучшее исполнение отрядной песни «Живая старина», вокальная группа «Эрзяночка» («Мордовочка») награждена Грамотой за II место в конкурсе «Звезды You tube». Сама приняла участие в работе в работе Межрегионального образовательно – оэдоровительного этнокультурного лагеря «Живи, родной язык!». За что была награждена Благодарственным письмом Министерства по национальной политике Республики Мордовия. Информация о деятельности коллектива «Эрзяночка» («Мордовочка») отражена на страницах детского мордовского журнала «Чилисема», «Сятко», газеты «Мокшень правда», «Народное образование», «Бугурусланская правда», «Сельский учитель». Первые костюмы для участников группы были сшиты своими усилиями на уроках технологии, на занятиях кружка. Благодаря спонсорской помощи генерального директора ООО «Модуль» г. Бугуруслана Федорова А.В. и бывшего выпускника школы Семкина А.Н., были приобретены детские национальные мордовские костюмы. В школе имеется хорошо оборудованный кабинет мордовского языка. В нем есть все для проведения работ различного характера, предусмотренных программой, наработан большой дидактический материал для проведения уроков мордовского языка любых типов 5 - 8 классов.Изучение мордовского языка в русскоязычной школе - это не что иное, как вхождение детей в культуру мордовского народа, а при освоении культуры формируется языковой компонент. Изучение языка, культуры, истории своего народа - святая обязанность каждого из нас.Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение знаниями, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование уже в начальной школе ознакомление с лексико-семантической системой мордовского языка. Мордовский (эрзянский) язык наряду с русским должен быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности. В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.Моя проблема актуальна тем, что за последнее время наблюдается снижение общей культуры учащихся, интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира. Но мы вместе с детьми не просто изучаем эрзянский язык, а подходим к данному делу творчески. Ни для кого не секрет, что нынешние школьники очень загружены учебным процессом и порой у них не хватает времени, чтобы изучить весь объем домашних или школьных заданий, которые выполняем в классе. Дабы облегчить работу ученикам, я пытаюсь на своих уроках не загромождать детей материалом, новой лексикой, а помогать детям, познавать что-то новое, но в тоже время творить. Получается, не учитель заставляет детей учить слова, знакомиться с культурой, традициями, а ребенок сам к этому приходит, через развитие его творческих способностей.Воспитание бережного отношения к национальному языку, обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем эрзянского языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой национальный язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей. Условия формирования ведущей идеи педагогического опыта.Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие учащихся на уроках мордовского (эрзянского) языка – ведущая идея моей педагогической деятельности. Работая над данной проблемой, я поставила перед собой такие цели: формировать коммуникативно-речевые умения и навыки обучающихся осознанным путем, развивать их творческое воображение, логическое мышление, внимание и память.Цель моих уроков - в ярком многоцветии других языков и культур показать уникальность, богатство своего эрзянского языка, древность в истории мордвы, своеобразие культур. Учащийся должен увидеть и почувствовать красоту и многообразие языков, культур, литературы. Ведь чем больше человек познает языки, тем богаче становится его духовный мир.Задачи, которые стоят предо мной, как учителя мордовского языка - это приобщение к языку и культурным традициям своего народа, истории, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Язык и культура – неразделимое единство, язык есть часть культуры народа. При изучении языка стараюсь решать не только задачи культурно-национальной самореализации личности, но и формировать качества гражданина. А это, на мой взгляд, служит основой цивилизованного диалога представителей различных культур. Теоретическая база опытаТеоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов (А. П.Феоктистова, М. В. Мосина, М. Т. Бибина, Д. В. Цыганкина, Д. В. Бубриха), методистов-исследователей, учителей-практиков.Так через все труды Д. В. Цыганкина проходит мысль о том, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что изучать его - значит вместе и развивать духовные способности учащегося».Проблемам развития творческих способностей учащихся посвящены следующие труды: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся».В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов. На своих уроках постоянно пользуюсь статьями и разработками журналов «Народное образование», «Сятко», «Чилисема».Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, рабочие программы по предмету, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые способствуют раскрытию и развитию его способностей и возможностей. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для «слабого» ученика так и для более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более «живым» и результативным. Обучение эрзянскому языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Например, дети с большим интересом выполняют мультимедийные презентации. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению эрзянского языка и культуры мордовского народа. Такие задания ученики начинают выполнять с 5 - го класса. Интерес представляют такие темы как «Знаменитые люди мордовского народа», «Путешествие породному краю», Мой любимый вид спорта», «Достопримечательности Саранска»» и др. Детям интересно рассказывать о своей семье по фотографиям родственников и т.д. На занятиях, посвященных повторению, целесообразно использовать игры, проводившиеся в течение учебного года. Для овладения языком даже в небольшом объеме ребенку недостаточно заучить ряд типовых фраз, он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов. Игровая ситуация является основным методическим приемом отработки грамматических умений. Надо только вызвать интерес к заданию и тем самым повысить речевую активность детей, вызвать потребность в общении на мордовском (эрзянском) языке. Многократное повторение небольших стихотворений, инсценировка мордовских и переводных русских сказок, заучивание загадок, прибауток, песенок из мордовского и русского фольклора (перевод), считалок помогает научить детей говорить на эрзянском языке в пределах программы. Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение. На уроках эрзянского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения эрзянского языка; - более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;- развиваются творческие способности учащихся.В период с 2021 по 2024 год качественный показатель обучения 100%.Ежегодно ученики принимают участие в предметных школьных и межрегиональных олимпиадах по эрзянскому языку:Наличие учащихся - победителей и призеров олимпиадмежрегионального уровня по родному языку и литературеза последние пять летХарисова Александра - призер 3 степени межрегиональной олимпиады по родному(эрзянскому) языку в 2021г.Харисова Александра - призер 2 степени межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2021г.Харисова Александра – победитель межрегиональной олимпиады по родному(эрзянскому) языку в 2022г.Харисова Александра - призер 2 степени межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2022г.Ишмуканова Александра – победитель межрегиональной олимпиады по родному(эрзянскому) языку в 2023г.Ишмуканова Александра – победитель межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2023г.Нигматуллина Татьяна - призер 2 степени межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2023г.Нигматуллина Татьяна - призер 2 степени межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2023г., призёр творческой секции на родном( эрзянском ) языке в 2023г.Нигматуллина Татьяна – победитель межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2024г.Нигматуллина Татьяна – победитель межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2024г., победитель творческой секции на родном( эрзянском ) языке в 2024г.Артёмина Виктория- призер 3 степени межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2024г.Артёмина Виктория - призер 3 степени межрегиональной олимпиады по родной(эрзянской) литературе в 2024г. Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей своей школы, участвовала в работе межрегионального научно-практического семинара «Актуальные вопросы преподавания мордовских языков и литературы в условиях полилингвальной среды», г. Саранск; в работе межрегионального круглого стола «Родной язык- душа народа», г. Саранск; участие в Межрегиональном научно-практическом семинарe«Проблемы орфографии мордовских языков», г. Саранск;участник установочного вебинара «Созвучие культур и языков» для педагогов тюркской языковой группы и учителей родного языка (русского), организованного Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов; в работе регионального «Круглого стола» «Роль семьи в сохранении и развитии языков народов Российской Федерации», г. Оренбург, «Роль семьи в сохранении родного языка и народных традиций», г. Саранск. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.Применение методов и приемов, способствующих формированию и развитию творческих способностей учащихся, требует большего количества времени, чем обычное изложение школьного материала. От учителя требуется знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке. Следовательно, уроки по развитию творческих способностей учащихся проводить труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане. Обучение эрзянскому языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение. Адресные рекомендации по использованию опыта.В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, района, республики, а также использую интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов. Материалы из опыта работа размещены на личной страничке сайта школы.Использование ИКТ в образовательном процессе. Эффективно использую в своей работе современные образовательные технологии, такие, как: игровые, проблемные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проектные технологии, технология «Портфолио», технология развития критического мышления и т.д. Используемые методы и технологии оказывают положительное влияние на мотивированность учащихся. Уроки стараюсь проводить интересно, в благоприятной атмосфере, располагая учащихся к активизации познавательной деятельности и проявлению творческого потенциала. Использование цифровых образовательных ресурсов делают процесс обучения более интегрированным и интенсивным, за счет чего и повышается и уровень познавательных возможностей учащихся. В своей педагогической работе использую такие виды ЦОР: ЦОР с текстовой информацией: учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно- методические материалы. ЦОР с визуальной информацией: коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты; демонстрации опытов; модели: статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы. Карты для предметных областей. Мультимедийная среда ЦОР: мультимедийное оборудование, презентации. Информационные инструменты ЦОР: компьютер; ноутбук; фото- и видеокамера; сканер и принтер; интернет.Внедряю в образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья учитель использует различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, проводит: гимнастику для глаз, физминутку, музыкальную паузу или даже минутный «сон». В процессе обучения использует современные информационные технологии. Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки. Учитель проводит консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни. Считаю, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Организую дифференцированную работу с различными категориями обучающихся: слабоуспевающими учениками, обучающимися, пропустившими занятия по болезни. Провожу индивидуальные и групповые консультации обучающихся, привлекаю детей и родителей к организации и проведению мероприятий, контролирую занятость обучающихся во внеурочное и каникулярное время.Выбрав данную тему, делаю акцент на то, что по данной теме мне легко работать т.е. проводить свои уроки опираясь именно на личностно-ориентированный подход в обучении химии и биологи. Так как, используя данную тему, я преследую цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Используя разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, я добилась активной позиции учащихся на уроках химии (а также биологии). Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Использую в ходе урока информационные листы, для самостоятельного изучения материала, а также даю лист ориентирующих вопросов, где каждый учащийся может самостоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы по теме урока.Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика. Считаю, что поставленной цели на своих уроках я добилась путем индивидуального подхода.Список литературы1. Бурков В.Н., Новиков В.Н. Как управлять проектами. М.: Синтег - ГЕО, 19972. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 20003. Васильева Ф.И., Лихошерст Н.В. Учебно-методическое пособие «Почему мы говорим: «Да!» интерактивным методам?» Чебоксары, 20074. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 20065. Осмоловская И. Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира. Осмоловская И.//Директор школы, 2003, №10, с.156. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003, с. 147. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. -М., 20058. Сиденко А. Педсовет – семинар: метод проектов от истоков до модернизации образования. Сиденко А. // Народное образование. 2006, №2, с. 78