Публикации Проект "Народы России"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Народы России"
Автор: Юлия Михайловна Романова

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа Агалатовский центр образования
Ленинградская область, Всеволожский район
Проект на тему
Народы России
Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут большого путешествия по карте России охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…).
Проект: творческий, комплексный, познавательный Продолжительность проекта: 6 месяцев
Период выполнения: с 08.10.20. по 28.03.21.
2020-2021г
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд:
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина – Россия у нас у всех одна!
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными..
Цель проекта:
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- развивать интерес к страноведческим знаниям;
Актуальность проекта:
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания детей: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- способствовать формирование у детей интереса к народам России;
- познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур;
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную
связь окружающего мира с жизнью человека;
- познакомить детей с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических
мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную
помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
(3 недели - с 8 октября по 29 октября 2012года):
- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
-Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
- Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
- Обращение к специалистам
Организационно-практический
(11 недель – с 30 октября по 17 января 2013 года):
- Чтение методической и художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Проведение цикла тематических занятий.
- Разучивание песен, стихов о Родине, России.
- экскурсия в центральную детскую библиотеку. Мероприятие Народы России.
- экскурсия в музей медицины Население нашего края;
- экскурсия в краеведческий музей Быт крестьянской семьи;
- развлечение в ДОУ День народного единства с приглашением представителей народов Урала (татары, башкиры, марийцы);
- спортивное развлечение Игры народов России.
- творческие работы семей по теме: Народы России
Презентационно – завершающий
(6 неделя – 18 января по 28 февраля 2013 года):
- Выставка продуктов детской деятельности.
- подбор пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае;
- занятие Мой дом – Россия!;
- подборка Энциклопедические данные о народах России;
- подборка Игры народов России;
- подборка Сказки народов России;
- подборка Методические разработки;
- подборка Иллюстративный материал;
- творческие работы, презентации сделанные семьями детей;
- презентация проекта Народы России.
Контрольно-рефлексивный
(4 недели - 1марта – 28 марта 2013 года)
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Формы организации деятельности по проекту: Народы России
I. Непосредственная образовательная деятельность
Образовательная область
Задачи и формы
Интеграция
образовательных областей
Познание
(Формирование целостной картины мира)
-способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей;
-расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия;
-закреплять и углублять социальные представления,
-упорядочивать и систематизировать накопленные сведения о мире
1.Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн
Цель:
-Рассматривание карты Российской Федерации;
- Способствовать формированию у детей интереса к родной истории;
-Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.
- Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну.
-Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, чувство гордости за людей живущих в России
2. Рассказ воспитателя
Страна, в которой мы живем. Природа России
Цель:
-Закрепить знания детей о названии страны, ее природе.
-Познакомить с географической картой, учить читать ее.
-Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их.
-Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
-Активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России.
-Продолжать развивать у детей умение самостоятельно организовывать игру народов России.
- Формировать связную, диалогическую речь.
3.Беседа Мой дом – Россия!
Цель:
-Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия).
-Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая.
-Словарь: Русь, Россия, Отечество, Родина, Российская держава, россияне.
- Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.
-Развитие мышления, внимания;
-Развитие физических качеств: быстроты, ловкости;
-Продолжать формировать у детей интереса и любви к народам России;
-Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика);
-Закрепление практического навыка выразительного исполнения песни;
-Социализация
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Музыка;
-Художественное творчество
-Социализация,
- Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Здоровье,
- Музыка,
- Социализация,
- Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Музыка,
-Художественное творчество
Коммуникация
- задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;
- проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;
- развивать восприимчивость к
сочинению небольших стихотворений,
-сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности.
1.Составление рассказов по картинам:
- Ярмарка. Русские,
- Охота с ловчими птицами. Башкиры,
- Пчеловодство. Марийцы.
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
3. Составление рассказов по пословицам:
- Родина краше солнца, дороже золота.
-Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел.
-На чужбине и собака тоскует.
-Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
-Смело иди в бой, Родина за тобой.
Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.
4.Творческое рассказывание: Мой дом - Россия.
Чтение стихов о Родине, России, гербе.
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Безопасность,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Художественное творчество:
-формировать представление о России как о многонациональном государстве;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
-приобщать к истокам народной культуры;
-формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах.
Рисование:
1. Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки).
Программное содержание:
-В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России.
-Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями,
-Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.
2. Рисование Татарский головной убор и жилет
Программное содержание:
-продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
-совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор татарского народа;
-закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений
3. Рисование Дружный хоровод
Программное содержание:
-Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России;
-Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;
-Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.
4.Организация фотовыставки: Я – живу в России!
Программное содержание:
-познакомить детей с традиционными народными костюмами, узорами.
-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
-способствовать формирование у детей интереса к народам России.
-познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур.
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Лепка:
Изготовление флага Российской Федерации (пластилин, картон)
Цель:
-воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;
-развивать фантазию и воображение;
-продолжать учить задумывать содержание своей работы;
-доводить замысел до конца;
-создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Чтение художественной литературы
- стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;
- продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.
Аппликация:
1. Сапожки для башкирской девушки
Цель:
-Воспитывать у детей интерес народу Башкирии;
-Уточнить знания о одежде и обуви башкир;
-Развивать воображение; фантазию, развивать речь детей.
-Воспитывать навык аккуратного наклеивания.
2. Изготовление открыток Поздравление с Днем народного единства
Цель:
-Воспитывать у детей уважение и внимательное отношение к нашим народам Урала;
-Воспитывать доброту, умение дружить,
-Продолжать учить детей вырезыванию по контуру.
-Развивать навыки работы с ножницами.
-Развивать чувство композиции.
-Научить изготавливать открытку.
1. Чтение: Детская энциклопедия Народы России, и беседа по его содержанию.
Программное содержание:
- расширить и обобщить знания детей с некоторыми особенностями разных народных культур.
- познакомить детей с разнообразными природно– климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.
2. Чтение Сказки народов России:
Самое дорогое - русская народная сказка;
Программное содержание:
-расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры,
- вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.
3. Чтение Сказки народов России:
Матти – весельчак - карельская сказка
Программное содержание:
- побеседовать с детьми о природе Карелии;
- на примере карел дать представление об особенностях традиционной культуры народов Северо-Запада России;
- объяснить связь некоторых наиболее известных географических названий Северо-Запада с древним финноязычным населением края.
4. Чтение Сказки народов России:
Перя-богатырь - Коми;
Программное содержание:
- на примере народа коми представить традиционную культуру людей леса, их повседневные занятия, обычаи и представления, связанные с природой таежного Приуралья;
- познакомить детей с традиционными правилами поведения в лесу, выработанными охотничьей практикой коми;
- обсудить с детьми образ лесного человека (лешего), о котором у коми сложено множество быличек и сказок, подчеркнув его роль хранителя леса, защитника и покровителя птиц и зверей.
5. Чтение Сказки народов России:
Как я пчел караулил - марийская сказка;
Программное содержание:
- на примере марийцев познакомить детей с одним из древнейших лесных промыслов – добыванием меда диких пчел (бортничеством);
- объяснить детям отличие бортничества от пасечного пчеловодства.
6. Чтение Сказки народов России:
Тюляк, сын Сари - Маркаса - башкирская сказка
Программное содержание:
- познакомить детей с природной зоной степей;
- на примере восточных башкир представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников;
- рассказать об охоте с ловчими птицами.
7. Чтение Сказки народов России:
Шейдула - лейтяй- дагестанская сказка;
Программное содержание:
- представить горы как особую природную зону;
- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;
- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.
8. Чтение Сказки народов России:
Как собака друга искала- народы севера; Кит и олень - чукчи;
Программное содержание:
- представить природную зону тундры;
- познакомить детей с одним из древних видов занятий коренного населения Заполярья – транспортным собаководством.
9. Чтение Сказки народов России:
Девушка - хвощина - якутская сказка
Программное содержание:
- познакомить детей с историей и обычаями наиболее многочисленного народа Сибири – якутами;
- рассказать о традиционном празднике якутского народа, посвященном светлым богам плодородия (кумысном празднике Ысыах).
10. Чтение Сказки народов России:
Росомаха и лисица - эвенкийская сказка;
Программное содержание:
- продолжить знакомство детей с природной зоной тайги, таежной флорой и фауной, подчеркнуть тесную связь окружающей природы с жизнью человека;
- на примере эвенков раскрыть наиболее типичные черты древней культуры таежных охотников: кочевой образ жизни, переносное разборное жилище, одежда из шкур животных, преимущественно мясная пища (результат промысла).
11. Чтение Сказки народов России:
Айога - нанайская сказка.
Программное содержание:
- познакомить детей с природой Дальнего Востока;
- на примере нанайцев представить особенности культуры оседлых рыболовов и охотников;
- рассказать о традиционных женских занятиях нанайцев, обратив внимание детей на мастерство выделки рыбьей кожи.
12. Проведение литературной викторины Из какой сказки герой
Цель:
-закрепление знаний о сказках народов России;
-обогащение и активизация словарного запаса детей;
-воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России.
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
-Социализация,
-Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Музыка;
Физическая культура
- поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;
- побуждать к самостоятельной двигательной активности;
-создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки.
Спортивное развлечение Игры народов России
Цель:
- воспитывать уверенность в собственных силах;
- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;
- помочь закрепить у детей знания и правила пожарной безопасности.
- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;
- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
II. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Дружные ребята
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
В гости В гости к пальчику большому приходили к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга им нельзя.
Вся моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Это вся моя семья.
Человечки, Прогулка, В домике
Литература:
Физкульт-минутки для пальцевой моторики Т.А.Ткаченко,
Играем пальчиками и развиваем речь автор В.В. Цвынтарный
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Беседы
- развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности,
- с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев,
- описывает явления окружающего мира
Я и моя семья
Самая хорошая, дорогая самая
3. Страна, в которой мы живем
4. Москва – столица России
Программное содержание:
-Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия.
-вызвать желание больше узнать о России.
-дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве,
- познакомить со стихотворением А. Барто О Москве
Деревья в три обхвата, дремучие леса.
Среди лесов когда – то город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие, овраги и поля,
Но все дороги русские сходились у Кремля.
Река светилась пламенем – пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный из пламени вставал.
Стоял велик и чуден московский древний град.
Он дорог русским людям, он славою богат.
- познакомить со стихотворением Н. Злобилн Наша Родина
Как велика моя земля, как широки просторы!
Озера, реки и поля, леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей к границе от границы
Не меньше чем за десять дней – и то едва домчится…
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Экскурсии
1.Экскурсия в детскую библиотеку. Мероприятие Народы России.
2.Экскурсия в Этнографический музей;
3.Экскурсия в краеведческий музей Быт крестьянской семьи;
Цель экскурсии: формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране.
Задачи:
Воспитательные:
Устойчивые знания о народах России, обогащение эмоционально-чувственного опыта у детей в, экскурсий о народе России.
Образовательные:
Создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.
Развивающие:
Устойчивый интерес к познанию о народах живущих в разных природно – климатических зонах России, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека
-Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Социализация
Просмотр диафильмов
1. Самое дорогое - русская народная сказка.
2. Матти – весельчак - карельская сказка.
3. Айога - нанайская сказка.
4. Как собака друга искала- народы севера.
5. Кит и олень - чукчи.
6. Сестрица Аленушка и братец Иванушка - русская народная сказка.
7. Гуси-лебеди - русская народная сказка.
После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные
-Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Социализация
Решение проблем
Минутка общения
Если ты один во всей России,
Если на Россию напали враги,
Если встретились русский, татарин, башкир
Цель:
формировать логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России.
-Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Социализация
Развлечения
1.Развлечение Город мастеров с приглашением творческих коллективов (татар, башкир, марийцев).
Программное содержание:
-создание условий для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа;
-воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания;
-формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;
-обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных
способностей детей средствами музыкального фольклора.
2.Спортивное развлечение Игры народов России
Программное содержание:
-обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
-развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
-закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
-воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
-использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
-Безопасность,
-Познание,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы
-Здоровье
Театрализованные игры
1. “Путаница перепутаница, небывальщина да неслыхальщина”
Программное содержание:
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
-совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- расширять представления детей о противопожарной безопасности.
- продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
-закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию.
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
- стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
- развивать память, мышление, творческое воображение, восприятие, внимание детей.
- поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образа.
2. Драматизация сказки народов Севера Как собака друга искала
Программное содержание:
- углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня,
- способствовать формированию навыков правильного обращения с ним,
- научить детей выразительно передавать образы героев сказки.
-Чтение
-художественной литературы,
-Безопасность,
-Коммуникации,
-Социализация
-Музыка
III. Самостоятельная деятельность детей
Игры
Дидактические:
Раньше и теперь
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Назови слова характеризующие хорошего человека
Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…)
Что нужно мастерам?
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов по тематике.
Диалоги по телефону
Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы.
Закончи предложение Моя страна …
Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
Моя родина - Росси
Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.
Можно - нельзя
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Добавь слово
Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь.
Что путешественник по России возьмет с собой
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.
Сюжетно-ролевые:
“Веселое путешествие по Уралу ”
Цель:
- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам.
-закреплять и углублять интерес детей к разным народам Урала
- помочь детям осмысливать правила поведения.
-развивать творческое воображение.
“Дом моды”
Цель:
-закреплять знания детей об одежде работников разных национальностей ( татар, башкир, марийцев, народов Севера)
Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов (шкур животных, меха, бусинок, монеток и др.)
-расширять сведения о профессии художника-модельера, дизайнера, портного, швеи.
Активизация словаря: брюки, жилет, платье, халат, пояс с украшениями, сапоги с ушками, фартук, головной убор: кокошник, платок и др.
“В гости к жителям гор - дагестанцам ”
Цели:
-создавать условия и поощрять социальное творчество;
-формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;
-Расширять представления детей о России, страна большая, богатая;
-Рассказать детям, что Россия – страна многонациональная,
-Воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;
-Развивать речь детей.
-Безопасность,
-Труд,
-Познание,
-Коммуникация,
-Социализация
Изобразительная деятельность
Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику Наряды народов России)
-Познание,
-Социализация,
-Труд,
-Художественное творчество
Продуктивная деятельность
Самостоятельная продуктивная деятельность с
- художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.),
- конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т.д.)
-Познание,
-Социализация,
-Художественное творчество
Чтение
художественной литературы
Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг)
-Познание,
-Коммуникация,
-Социализация
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать; вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач; экспериментирование.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о народах России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации;
беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Итог реализации проекта:
Подлинная встреча с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Экскурсии в краеведческий музей и Этнографический музей обобщили и углубили знания детей о родной стране – вызвав чувство гордости за свою Россию. Знакомство с экспозицией Русская изба дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки, заклички), песнями и танцами. Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, рисование национальных узоров, национальных костюмов, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Новизна проекта
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать как в начальной школе, так и в подготовительных группах детских садов. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, России; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
23