Публикации «Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в средней школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания в средней школе»
Автор: Парсикова Анастасия Юрьевна

Игра «Знатоки финансовой грамотности»для учащихся 7 класса.Задачи мероприятия: - уточнить представления учащихся о функции обмена денег; - закрепить практическим путем операции обмена товара на товар, обмена товара на деньги;- уточнить название денежных единиц разных стран; - в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к классным часам; - используя соревнования, привлечь к работе не только сильных, но и слабых учащихся, а значит повысить качество усвоения материала; - развивать коммуникативные навыки при работе в группах.Подготовительная работа:
  • Расставили столы для работы в командах.
  • Заранее изготовили свои собственные деньги – «эрудитки» достоинством в 1 (жёлтый круг – 1 эрудитка) и 5 (красный круг- 5 эрудитки).
  • Приложение:Задание-1 таблица соответствия -3 листаЗадание-2 загадки - 3 листаЗадание-3 викторина таблица -3 экземпляраЗадание-4 текст кроссворда-3 экземпляраЗадание-5 текст стихотворения, лист для ответа – 3 экземпляра
  • Деньги, сделанные ребятами – эрудитки.
  • Рефлексия: елочка из бумаги, цветные стикеры.
  • Ход мероприятия- Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем наше занятие я бы хотела рассказать вам притчу.Богатство и бедностьКак-то раз пришли к человеку Богатство и Бедность и спросили у него: «Кто красивее из нас?» Человек, конечно же, растерялся и не смог дать ответа.Если бы он сказал, что Бедность красивее, то Богатство рассердилось бы и покинуло его. Если бы он сказал, что Богатство прекраснее, то Бедность стала бы мучить его до конца дней.Немного подумав, он сказал: «Я не смогу вот так сразу решить, пока Вы на одном месте стоите. Пройдитесь лучше». Стали они ходить туда-сюда, вертеться, показывать себя с лучшей стороны. Смотрел на то как вертится и крутятся вокруг него Бедность и Богатство человек и думал: Если я не верно воспользуюсь своими знаниями я могу потерять свое благополучие, свои финансы и как мне тогда жить. Нет я буду грамотным. Посмотрел на них человек еще раз и говорит: «Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь!». Ребята скажите пожалуйста, о чем эта притча? Какие ключевые слова мы можем выделить?Бедность, Богатство, Финансы, грамотность, знаток (формулируют тему занятия: Знатоки финансовой грамотности»)Сегодня у нас обобщающее занятие «Знатоки финансовой грамотности» в форме игры.Каждая команда получила название и выбрала капитана. 1-я команда - Грошики.2-я команда - Рублики.3-я команда - Копейки.Кроме этого, необходимо договориться о нумерации игроков. Капитан команды играет под №1, остальные №2, №3 .Задание 1 «Валютная» под девизом: «Доллар рублю не товарищ».Задача: развитие умения и закрепление навыка работать с различными валютами.Задание 1.1 Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ – 1б., всего 9 баллов). Станция 1 Валютная под девизом: «Доллар рублю не товарищ».Правильные ответы Задание 2 «Гермес и К» под девизом: «Помнить, знать, применять».Задача: развитие умения и закрепление навыка работать с различными терминами и понятиями, относящимися к сфере торговли. Отгадай загадку.Каждый правильный ответ приносит команде 1 эрудитку.1.Это крупный магазин,У него не счесть витрин.Всё найдётся на прилавке - От одежды до булавки. (Супермаркет)2.Всё, что в жизни продаётся,Одинаково зовётся:И крупа, и самоварНазываются … (Товар)3.Мебель, хлеб и огурцыПродают нам … (Продавцы)4.Сколько купили вы колбасы,Стрелкой покажут вам точно … (Весы)5.За сметану, хлеб и сырВ кассе чек пробьёт … (Кассир)6.В фирме прибыль он считает,Всем зарплату начисляет.И считать ему не леньВсе налоги целый день. (Бухгалтер)7.Люди ходят на базарТам дешевле весь … (Товар).8.И врачу, и акробатуВыдают за труд … (Зарплату).Задание 3.«Банковские карты» под девизом: «Карта не кропленная, а золотая!» Задача: закрепить знания о различных видах банковских карт. Определить их преимущества и недостатки. Выявить причины актуальности банковских карт в современном обществе. Задание 1
  • В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны? (из картона).
  • Как вы думаете, какой размер банковской карты?
  • А) 55 Х33 мм Б) 94.2 Х 45.7 мм В) 85.6 Х 53.98 мм (правильный ответ)
  • С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей:
  • А) с 5 до 14 лет Б) с 6 до 14 лет (правильный ответ) В) с 9 до 14 лет Количество баллов каждый правильно выполненный расчет: 1 балл. Задание 2Заполни таблицу: примечание: для выполнения задания вы можете купить подсказку «библиотека». Стоимость подсказки «5 эрудиток» Предполагаемые ответы Количество баллов за правильно выполненное задание: 10 эрудиток. Задание 4«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь» Задача: закрепить знания в разделе финансовая деятельность. Ответы: 1. Доллар 2.Барте 3.Фунт 4.Юань 5.Грош 6.ИенаПравильный ответ – 1 эрудиткаЗадание 5Финансово - консультативная (12 баллов) Примите участие в инсценировке по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»12 эрудиток получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ, используя экономические знания. (Экспертами выступают учителя обществознания) Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки. Время ответа 1 минутаКак старик корову продавалНа рынке корову старик продавал,Никто за корову цены не давал.Хоть многим была коровёнка нужна,Но, видно, не нравилась людям она.- Хозяин, продашь нам корову свою?- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!- Не много ли просишь, старик, за неё?- Да где наживаться! Вернуть бы своё!- Уж больно твоя коровёнка худа!- Болеет, проклятая. Прямо беда!- А много ль корова даёт молока?- Да мы молока не видали пока...Весь день на базаре старик торговал,Никто за корову цены не давал.Один паренёк пожалел старика:- Папаша, рука у тебя нелегка!Я возле коровы твоей постою,Авось продадим мы скотину твою.Идёт покупатель с тугим кошельком,И вот уж торгуется он с пареньком;- Корову продашь?- Покупай, коль богат.Корова, гляди, не корова, а клад!- Да так ли! Уж выглядит больно худой!- Не очень жирна, но хороший удой.- А много ль корова даёт молока?- Не выдоишь за день - устанет рука.Старик посмотрел на корову свою:- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?Корову свою не продам никому -Такая скотина нужна самому! Итог: подводят итоги.Рефлексия: «Украсим ёлочку»Ребята я предлагаю вам проговорить еще раз тему нашего занятия, посмотреть на задачи какие мы ставили вначале занятия, подумать преуспели мы в достижении целей которые ставили в начале занятия и украсить елочку.Кто считает, что хорошо работал, достиг цели, получил удовольствие от общения тот украсит ёлку разноцветными шарами. Если же нет только зелеными.ПриложенияЗадание 1 Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ – 1б., всего 9 баллов). Задание 2 «Гермес и К» под девизом: «Помнить, знать, применять».Отгадай загадку.Каждый правильный ответ приносит команде 1 эрудитку.1.Это крупный магазин,У него не счесть витрин.Всё найдётся на прилавке - От одежды до булавки. _______________________________________2.Всё, что в жизни продаётся,Одинаково зовётся:И крупа, и самоварНазываются … ________________________________________________3.Мебель, хлеб и огурцыПродают нам … ________________________________________________________4.Сколько купили вы колбасы,Стрелкой покажут вам точно …__________________________________________5.За сметану, хлеб и сырВ кассе чек пробьёт … ________________________________________________________________6.В фирме прибыль он считает,Всем зарплату начисляет.И считать ему не леньВсе налоги целый день. ________________________________________________________7.Люди ходят на базарТам дешевле весь … ___________________________________________________________8.И врачу, и акробатуВыдают за труд … _______________________________________________________________Задание -3«Банковские карты» под девизом: «Карта не кропленная, а золотая!» Задание 1
  • В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны? _________________________________
  • Как вы думаете, какой размер банковской карты?
  • А) 55 Х33 мм Б) 94.2 Х 45.7 мм В) 85.6 Х 53.98 мм
  • С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей:
  • А) с 5 до 14 лет Б) с 6 до 14 лет В) с 9 до 14 лет Количество баллов каждый правильно выполненный расчет: 1 балл. Задание 2Заполни таблицу: примечание: для выполнения задания вы можете купить подсказку «библиотека». Стоимость подсказки «5 эрудиток» Предполагаемые ответы Количество баллов за правильно выполненное задание: 10 эрудиток. Задание 4«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь» За каждый правильный ответ-1 эрудитка________________________________________________________________________Задание 4«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь» За каждый правильный ответ-1 эрудиткаЗадание 5Финансово - консультативная (12 баллов) Примите участие в инсценировке по стихотворению С. Михалкова и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»12 эрудиток получает та команда, которая даст полный, подробный и аргументированный ответ, используя экономические знания. (Экспертами выступают учителя обществознания) Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем. Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки. Время ответа 1 минутаКак старик корову продавалНа рынке корову старик продавал,Никто за корову цены не давал.Хоть многим была коровёнка нужна,Но, видно, не нравилась людям она.- Хозяин, продашь нам корову свою?- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!- Не много ли просишь, старик, за неё?- Да где наживаться! Вернуть бы своё!- Уж больно твоя коровёнка худа!- Болеет, проклятая. Прямо беда!- А много ль корова даёт молока?- Да мы молока не видали пока...Весь день на базаре старик торговал,Никто за корову цены не давал.Один паренёк пожалел старика:- Папаша, рука у тебя нелегка!Я возле коровы твоей постою,Авось продадим мы скотину твою.Идёт покупатель с тугим кошельком,И вот уж торгуется он с пареньком;- Корову продашь?- Покупай, коль богат.Корова, гляди, не корова, а клад!- Да так ли! Уж выглядит больно худой!- Не очень жирна, но хороший удой.- А много ль корова даёт молока?- Не выдоишь за день - устанет рука.Старик посмотрел на корову свою:- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?Корову свою не продам никому -Такая скотина нужна самому! Ответы Задание 1 «Валютная» под девизом: «Доллар рублю не товарищ».Задача данной станции: развитие умения и закрепление навыка работать с различными валютами.Задание 1 Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ – 1б., всего 9 баллов). Станция 1 Валютная под девизом: «Доллар рублю не товарищ».Правильные ответы Задание 2 «Гермес и К» под девизом: «Помнить, знать, применять».Задача данной станции: развитие умения и закрепление навыка работать с различными терминами и понятиями, относящимися к сфере торговли. Отгадай загадку.Каждый правильный ответ приносит команде 1 эрудитку.1.Это крупный магазин,У него не счесть витрин.Всё найдётся на прилавке - От одежды до булавки. (Супермаркет)2.Всё, что в жизни продаётся,Одинаково зовётся:И крупа, и самоварНазываются … (Товар)3.Мебель, хлеб и огурцыПродают нам … (Продавцы)4.Сколько купили вы колбасы,Стрелкой покажут вам точно … (Весы)5.За сметану, хлеб и сырВ кассе чек пробьёт … (Кассир)6.В фирме прибыль он считает,Всем зарплату начисляет.И считать ему не леньВсе налоги целый день. (Бухгалтер)7.Люди ходят на базарТам дешевле весь … (Товар).8.И врачу, и акробатуВыдают за труд … (Зарплату).Задание 3.«Банковские карты» под девизом: «Карта не кропленная, а золотая!» Задача данной станции: закрепить знания о различных видах банковских карт. Определить их преимущества и недостатки. Выявить причины актуальности банковских карт в современном обществе. Задание 1 1.В какой стране впервые появились банковские карты? (США) Из чего они были сделаны? (из картона). 2.Как вы думаете, какой размер банковской карты? А) 55 Х33 мм Б) 94.2 Х 45.7 мм В) 85.6 Х 53.98 мм (правильный ответ) 3.С какого возраста ребенок может получить свою банковскую карту, привязанную к карте родителей: А) с 5 до 14 лет Б) с 6 до 14 лет (правильный ответ) В) с 9 до 14 лет Количество баллов каждый правильно выполненный расчет: 1 балл. Задание 2Заполни таблицу: примечание: для выполнения задания вы можете купить подсказку «библиотека». Стоимость подсказки «5 эрудиток» Предполагаемые ответы Количество баллов за правильно выполненное задание: 10 эрудиток. Задание 4«Кроссвордная» под девизом: «Кроссворд кроссворду рознь» Задача данной станции: закрепить знания в разделе финансовая деятельность. Ответы: 1. Доллар 2.Бартер 3.Фунт 4.Юань 5.Грош 6.ИенаПравильный ответ – 1 эрудитка