Публикации Проект для детей средней группы «Моя Родина — Россия»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект для детей средней группы «Моя Родина — Россия»
Автор: Татьяна Николаевна Саенко

Проект для детей средней группы Моя Родина— Россия
Воспитатель Саенко Т.Н.
МДОУ д/с комбинированного вида №53 Солнышко
Цельпроекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны –России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к малой родине.
Задачипроекта:
• Расширять и систематизировать знания детей оРоссии, о её символике (герб, флаг, гимн, достопримечательностях).
• Приобщать к истокам народной культуры
Формировать любовь к своему родному городу; развивать познавательный интерес и любовь к родному краю. Учить детей называть свою страну, свой город, достопримечательности города, уточнять и расширять знания о родном городе.
• Развивать навыки культуры речевого общения.
• Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темойпроекта.
• Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темойпроекта.
•Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувство любви и гордости за своюРодину.
Паспорт проекта
Типпроекта: информационно-познавательный, творческий, короткосрочный.
Участникипроекта: детисредней группы, воспитатели,родители воспитанников.
Срок реализации:проектпланируется осуществить в период с 20 сентября 2023 по 10 мая 2024г.
Руководительпроекта: Саенко Т.Н.
Интеграция образовательных областей:речевое развитие,социально – коммуникативное развитие,художественное развитие,физическое развитие.
Этапы реализациипроекта.
1-ый этап – Подготовительный
Определение идей, задачпроекта
Сбор информации
2-ый этап – Практический
Работа с детьми
Работа сродителями
3-ий этап – заключение
Актуальностьпроекта:
Патриотизм – это чувство любви кРодине. Исторически сложилось так, что любовь кРодине во все времена в Российскомгосударстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционногороссийскогопатриотического сознания. В связи с этим проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения кРодиненачинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Предлагаемыйпроектна доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории России, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим страну от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представление детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления оРоссийской армии, о трудной и почетной обязанности защищатьРодину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Проблема:
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви кРодинетрадиционно решаются в детском саду. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечаетсясреднийуровень знаний о родной стране, а у некоторых отсутствует познавательный интерес. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализацияпроекта:МояРодина Россия.
Гипотеза:
Любовь кРодине– самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столицеРодины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Условиями реализациипроекта являются: систематизация материала по темепроекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающейсреды в группе. В создании развивающейсредыпринимают участие не только педагоги, но и дети и ихродители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, потешек, пословиц по теме, составление рассказов, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, спортивный досуг, викторины, экскурсии, наблюдения и прогулки, консультации дляродителей.
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
2. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
3. Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своейРодины;
4.Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважении к старшим, любви к Отчизне;
5. Знать историю своей страны, её героев.
Дляродителей:родителибудут понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.
Принципы реализациипроекта:
Принцип свободы и самостоятельности.
Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия(деятельности)и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности.
Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурнойсредой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).
Принцип интеграции различных видов деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определенного обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающуюсреду.
Принцип наглядности.
Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности.
Предполагает планирование изучаемо материала последовательно(от простого к сложному).
Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Продуктпроектной деятельности:
• Выставки детского творчества
• ПраздникМоя мама лучшая на свете
• Конкурс рисунковГерб семьи
• РазвлечениеМасленица
• Подборка дидактических игр
• Презентации по темепроекта
• ЛэпбукМояРодина Россия
• Экскурсия к вечному огню
• Конкурс поделокДень Победы
Организация деятельности надпроектом:
Деятельность воспитателя:
- подготовка методических и дидактических материалов.
- подбор видео и аудио материалов.
- проведение интегрированных занятий, бесед.
- Чтение художественной литературы.
- подбор пословиц и поговорок на заданную тематику.
- подготовка презентации по темепроекта.
- подготовка консультаций дляродителей.
Деятельность детей:
– Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок.
- Заучивание пословиц и поговорок и стихов.
- участие в спортивно-развлекательных мероприятиях
Деятельностьродителей:
- Чтение детям произведений по темепроекта
- Участие во всех мероприятиягруппы
- Привлечениеродителейк оснащению предметно-пространственнойсреды в группе по данной теме.
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель: Определение темыпроекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по темепроекта.
Сотрудничество сродителями: Оформление папок – передвижек дляродителей по теме проекта, подборка литературы.
2 этап. Основной этап.
Работа по данной теме спланирована по блокам.
1 блок. Познавательное развитие.
НОД на темуМой город.
Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с изображениемРоссийских символов, достопримечательностей и тд.
2 блок. Речевое развитие.
Загадывание русско- народных загадок.
Стихи:
ВоронькоЛучше нет родного края,
В. Лебедев – КумачМосква,
С. МихалковКремлёвские звёзды,Россия.
А. БартоНа заставе,Блокада,
А. ПантелеевЧестное слово.
Сказки народовРоссии.
Поговорки:
В своем болоте и лягушка поёт,
Дома и стены помогают,
Всякая птичка своё гнездо бережёт,
Где родной край, там и рай,
Гдеродился, там и пригодился.
Подбор стихов о войне.
Беседа с детьмиГосударственные символыРоссии.
Рассматривание иллюстрацийДень Защитника Отечества,Военная техника.
Беседа с детьмиТот герой, кто заРодину горой.
Беседа с детьми о разнообразии деревьев и их пользе.
Беседа с детьми о родном городе.
3 блок. Художественно – эстетическое развитие.
НОД по аппликацииФлагРоссии.
НОДЗнакомство с народными игрушками.
НОД по лепкеПирожное к семейному торжеству.
Рисунки на асфальтеМы живём вРоссии.
РазвлечениеМасленица.
НОД по лепкеФлагРоссии.
БеседаНародные промыслыРоссии.
НОД по конструированиюПилотка.
Слушание:Пение птиц,
ЭтюдАх, ты, береза русская!русская народная мелодия.
НОД по рисованиюСалют Победы.
4 блок. Социально – коммуникативное развитие.
Дидактическая играРазрезные картинки.
Игра – викторина, связанная с природой нашейРоссии.
Работа в раскрасках.
Дидактическая игра Составь флаг(цветные кубики).
Дидактическая играСобери герб.
Дидактическая играМир профессий.
Дидактическая играС какого дерева листок.
Сюжетно –ролевые игры:
Мы - шофёры,Экскурсия по городу,Семья,День рождения,Пограничники,Разведчики,Моряки.
Пальчиковые игры:Родина,Мы -Россияне.
5 блок. Физическое развитие.
Подвижная играЗолотые врата.
Подвижная играСильные, ловкие, смелые.
Подвижная играГуси лебеди,Краски,Перетяни канат,Пятнашки,Найди свой цвет.
Хороводная играВо поле берёза стояла,К нам гости пришли.
Во второй половине дня:
- Индивидуальное заучивание стихов.
- Чтение художественной литературы.
- Игры.
3 этап заключительный:
Рефлексия проведенных мероприятий попроекту(анализ результатовпроектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатовпроекта).
Презентация по темепроекта
Сотрудничество сродителями
1. Знакомствородителей с задачами проекта.
2. Рекомендации по темеНашаРодина – Россия
3. Беседа сродителямио необходимости участия их впроекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
4. Консультация дляродителей на темуПатриотическое воспитание дошкольников.
5. Консультация дляродителейКак воспитать в ребёнке патриота?.
6. Спортивное развлечение к празднику 23 февраляВместе с папой мы сильнее.
7. Праздник мам к 8 марту.
8. Рисункиродителейсовместно с детьми на военную тему.
9.Проекты родителейМоя семья.
10. Создание вгруппецентра патриотического воспитания.
11. Привлечьродителейк изготовлению макетовКрестьянское подворьеиГорница.
12. Изготовление макетаМы помним… к Дню Победы.
13. РисункиродителейГерб семьи.
14. Экскурсия к вечному огню.
15. Папка – передвижка дляродителейМояРодина – Россия.
Ожидаемые результаты проекта
1. У детей расширятся знания о столице России, символикеРоссийской Федерации, её значении. Продолжится знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Будут закреплены знания о русских народных праздниках и о государственных праздникахРоссии.
2. Педагоги освоят метод проектирования– метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
3. Родители получат новые знания, будут больше проводить времени с детьми, знакомить их с традициями и историей России.
Вывод:
Реализацияпроектапозволит не просто повысить интерес детей к истории страны, но и будет способствовать формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Список литературы:
1. Алешина А. Н.,Ознакомление с окружающим миром. –М: ТЦ Сфера.,2011г.
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. –М: АРКТИ, 2017г.
3. Головин Н.Моя первая история. –М, 2003г.
4. Данилина Г. Н.Дошкольнику – об истории и культуреРоссии: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации- М: АРКТИ, 2015г.
5. Дегтярев А. Я. Историяроссийского флага: легенды, факты, споры, М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 2004г.