Публикации Урок русского языка по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания». 8 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания». 8 класс.
Автор: Шабельский Дмитрий Валентинович

Урок русского языка по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания». 8 класс.Цели урока:
  • развивать интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • подготовить к написанию контрольной работы по изученной теме.
  • Оборудование:
  • мультимедийный проектор, компьютер;
  • презентация уроку.
  • Ход урокаI. Проверка домашнего задания.II. Сообщение темы и цели урока. Фронтальный опрос.А) по какому признаку объединены предложения на данном слайде?
  • Сквозь молочно-голубую дымку мутно виднелось всё вокруг: лес, скалы, острова.
  • Унылое настроение преследовало её повсюду: и в школе, и дома, и на тренировке.
  • Мы с классом побывали везде: в театре, и в музее, и в филармонии.
  • Вывод: обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, после него ставится двоеточие.Б) по какому признаку объединены предложения на данном слайде?
  • Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах – ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
  • Море, порт, город – всё превратилось в порывистую от ветра тьму.
  • На цветах, на траве и листьях – всюду блестела и дрожала утренняя заря.
  • Вывод: обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, перед ним ставится тире.
  • В) Какой случай постановки знаков препинания не представлен? Выберите из данных предложений только те, которые подходят под заявленное условие.Г) Самопроверка (Слайд 8)III. Работа по развитию речи.А) Посмотрите на предложенный фотоматериал, придумайте и запишите предложения по схеме. Самые удачные предложения записать в тетради, подчеркивая однородные члены предложения и выделяя грамматические основы.Примеры предложений:
  • Удостоены чести пронести Олимпийский огонь по улицам Ярославля наши знаменитые земляки, уважаемые всеми люди: космонавт Валентина Терешкова, и спортивная гимнастка Светлана Агапова, и хоккеист Андрей Коваленко, и художник Александр Карих, и мастер спорта международного класса Владимир Круглов.
  • Фристайл и бобслей, хоккей и фигурное катание, лыжные гонки и биатлон – вот любимые нами виды спорта на Олимпийских состязаниях.
  • Гордость Ярославля, наши молодые спортсмены: Ольга Белякова, Илья Буров и Павел Кротов, Артем Анисимов и Сергей Варламов – будут защищать честь своего города и всей страны на зимних Олимпийских играх в Сочи.
  • IV. Выполнение задания с последующей взаимопроверкой.V. Подведение итогов урока. Работа с сигнальными картами.На сигнальных картах изображены соответствующие схемы предложений. Ребята, допустившие ошибки, проговаривают правила. На первые два вопроса даются полные ответы.
  • Над какими пунктограммами мы сегодня работали?
  • В какой позиции может находиться обобщающее слово по отношению к ряду однокоренных слов?
  • Какие знаки препинания необходимы, если обобщающее слово стоит перед рядом однокоренных слов?
  • Какие знаки препинания необходимы, если обобщающее слово стоит после ряда однокоренных слов?
  • Какие знаки препинания необходимы, если обобщающее слово стоит перед рядом однокоренных слов, а после него предложение продолжается?
  • VI. Выполнение самостоятельной работы.Самопроверка. Учитель после самопроверки и выставления оценок не должен забыть нажать на ссылку «Аплодисменты» для детей, получивших оценки «4» и «5».При необходимости справившиеся ученики дают пояснения по выполнению задания.VII. Итоги урока. Домашнее задание.Выполнить задания на распечатанном материале.