Публикации доклад "Детские обрядовые игры народного календаря"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: доклад "Детские обрядовые игры народного календаря"
Автор: Шестакова Ольга Викторовна

Детские обрядовые игры народного календаря.В ряду значительных явлений народной культуры особое место занимает календарь, имеющий сложную основу и длительную историю.Исследователи считают, что потребность человечества исчислить время возникла в эпоху палеолита, около 40 тыс. лет назад. За столь долгую историю календарь неоднократно менялся и стал как бы многослойным: в нем отразились разные исторические эпохи, изменения в занятиях людей и их мировоззрении. В процессе исторического развития календарь фиксировал обрядовые действия, связанные с почитанием растительности, плодородия, а также предков, т.е. умерших. Наиболее радикальные изменения произошли в календаре с появлением земледелия (около 8-6 тыс. лет назад). С этого времени развивается солнечный календарь, отмечающий важнейшие фазы положения светила. С течением времени народный календарь стал включать результаты наблюдений земледельца над природой, отмечать наиболее оптимальные сроки хозяйственных работ. С возникновением веры в языческих богов календарь фиксировал обряды и в их честь. Как отмечает Н.А.Новоселова, важным этапом в эволюции календаря восточных славян стало принятие христианства (988г. н.э.). С этого времени церковь вводит в сферу обращения свой календарь — церковный. В нем отмечается Рождество Христа, Крещенье, Пасха, Троица и целый ряд богородичных праздников. Однако, времяисчисление, вводимое церковью, не отменило календаря народного, опирающегося на язычество. Между ними возникло взаимодействие, в результате которого важные христианские праздники наложились на древние языческие даты. Так, к языческому празднику Коляды, отмечаемому в ночь на 25 декабря по старому стилю, церковь прикрепила день рождения Христа. На языческие обряды, посвященные культу зеленой растительности, наложился праздник в честь христианской Троицы. Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.Что же такое календарные народные праздники:Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. . В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие.Детский календарный фольклор сибиряков представляет собой многожанровое явление, он тесно взаимосвязан со средой бытования фольклора взрослых. Иными словами, детский народный календарь - часть быта взрослых, издавна включавших подрастающих детей в свой круг хозяйственных интересов. Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир народного календаря. Дети участвовали во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.В фольклорной социосреде дети выполняют две функции: магически-обрядовую (вестник) и ритуально-действенную (исполнитель). Выполнение детьми обрядовых функций в ритуалах, связанных с переломными моментами календарного года (Святки, Колядование, Сретенье, Сороки – встреча весны и т.д.) символизирует собой зарождение и проявление пробуждающихся сил природы. Кроме того, дети, выполняя магическую функцию в обрядах, влияют и на события в жизни семьи и общины, утверждая идею восстановления прерванных жизненных связей и рождение новых. Детский народный календарь, как и весь народный календарь, можно условно разделить на два больших периода: зимний и летний.Важной частью детского обрядового фольклора являются игры. Игра – это школа воспитанияВсе мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на народных гуляньях и празднествах несли особые функции. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игры, приуроченные к народным календарным праздникам –Зимним Святкам-Коляде, Масленице, Пасхе, Троице и многим другим называются календарными или обрядовыми, и несут не только развлекательную функцию, но и позволяют познать ценности и символы культуры своего народа. В основе обрядовых игр в русской народной культуре лежит своя отточенная веками философия-это и поклонение Солнышку, как символу плодородия, тепла, жизни. Хороводные игры на Масленицу, Троицу, Пасху, Иван-Купалу символизируют хождение солнышка по кругу. Катание на Масленицу на тройках тоже помогают солнышку приблизить тепло и весну. Основная функция обрядовых календарных игр у русского народа, несла аграрную магию. Прыжки в высоту, подскакивания на Зимние Святки, катание с гор на Масленицу(магия касания к земле),качание на качелях на Троицу, все это по поверьям предков должно было умножить будущий урожай и принести благополучие.Практическая часть.Начнем с зимних святок, или коляды. После колядований исполнения хвалебных песен и получения похвалы и сладостей, что тоже была своего рода игра для детей, но несла глубокий смысл хозяевам принимавшим колядовщиков, собирались на вечерние посиделки и играли в игры. Одной из игр именно этого праздника была «Морома». Смысл игры заключается в возрождении, т.е хороводные движения песенное творчество показывало переход от старого к новому, завершение старого года, возрождение нового.В центре хоровода выбирают 1 играющего «Морома» и хозяюшку которые ведут весь иалог в процессе игры, дети идут по кругу и исполняют песнюМорома моя моромушкаРазвеселая головушкаУ маромы кисель да блиныУ хозяюшки горячи пироги. Хозяюшка: здорова моромаМорома: здоровенькХ: что делаешь?М: кудельку прядуХ: ну пряди, пряди.(поют в хороводе. Так хозяюшка задает несколько раз вопросы мороме пока та не ответит, что померла, после этого дети пританцовывая оживляют морому)На масленицу обязательно играли в «Дударя», так же несет смысл умирание старого и возрождение нового, т.е возраждение урожая, теплого солнца.(дети выбирают водящего Дударя, ведут вокруг него хоровод иисполняют песню)Дударь дударь ударищеСтарый старый старичищеЕго под колоду Его под сыруюЕго под гнилуюДударь дударь что болит? (нога, ухо, нос, рука, живот и т.д)Так же в масленицу играли «Горелки» «Золотые ворота» «Дрема» смысл этих игр заключался поворота солнца на лето.Пасха это уже добавленный церковью праздник, но так же, прижившийся и к народному календарю и имел свои обрядовые игры. Катание яиц в жолобках, биение яиц. Так же имело смысл возрождение новой жизни.Были и постовые игры, в великий пост детям не запретишь играть, но смысл оставался все-таки главным.Постовые- Редька1.Выбирается бабка и просящий по считалке. Остальные –редька.Все покачиваются и говорят-А я редечку спотяну, а я бабушке покажуСтара бабушка добра, твоя редечка вкусна Начинается диалогПросящий: Бабушка, бабулечка, дай мне редькиБабка- Не дам.Просящий: Ну дай пожалуйста…У меня дедушка болеет, на печи лежит стонет, редьки хочет..Бабка:Ну возьми.(Оворачивается, а просящий отбирает себе детей.. и так пока всех не заберет..Бабка- Ай яй обокрали всю редьку подрали.2. На стул садят самого сильного из команды..К нему на руки садятся остальные и держат друг друга за талию.2я команда стоит и говорит:2я-Стук бряк у ворот!1я-Кого черт приволок2я-Наша бабка заболела больно редьки захотела1я-Тащи, да не с корнемУчастники 2й команды должны оторвать игрока 1й.Итак, пока не останется последний(корень)..Троица - это уже летний цикл. Обязательными обрядовыми действиями были прыжки через костер, через бревно или сломленные палки, катание на качелях. Хороводные игры несли также смысл зарождения нового большого урожая «Завивайся капустка» водили хоровод закручивая его по спирали для более плотной капустки. И конечно же на троицу ребята выбирали себе друзей на весь год, играли в целовальные хороводные игры «Со вьюном я хожу», «Селезень утку догонял»Ну так же были и вечерочные игры, которые ребята могли играть и в простые дни. «Сам сижу на стульчике» или по другому «Фанты», «Горшки» или «Гончары» «Соседка и курочки». Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Ну а народные игры несут еще и магическую функцию возрождения новых сил.