Публикации Финансовая грамотность на уроках информатики"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Финансовая грамотность на уроках информатики"
Автор: Сатвалдинова Салима Кабибуловна

«Финансовая грамотность» на уроках информатикиСатвалдиноваСалима КабибуловнаСовременная школьная информатикаПредметные результаты изучения информатики связаны:•с формированием информационной и алгоритмической культуры; •развитием алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; •формированием умений формализации и структурирования информации с использованием соответствующих программных средств обработки данных; •формированием навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.Школьная информатика —метадисциплина, нацеленная на формирование информационной и алгоритмической культурыСодержание курсаКлассУчебные темы7класс Поиск информации в сети интернет9класс5 классСоздание мультимедийных презентаций «История появления денег», «Что такое деньги?» «Деньги на Руси» …6 классНаглядное представление информации: Графики и диаграммыИнтеграциясодержаниякурса«Финансоваяграмотность»впрограммепоинформатикенаправленнана:-развитиеэкономическогообразамышления,-воспитаниеответственностиинравственногоповедениявобластиэкономическихотношенийвсемье,-формированиеопытапримененияполученныхзнанийиуменийдлярешенияэлементарныхвопросоввобластиэкономикисемьи.Освоениесодержаниякуса«Финансоваяграмотность»опираетсянамежпредметныесвязискурсоминформатики.Учебныематериалыизаданияподобранывсоответствиисвозрастнымиособенностямидетейивключаютзадачи,практическиезадания,игры,мини-исследованияипроекты.Впроцессеизучениякурсаформируютсяуменияинавыкиработыучащихсястекстами,таблицами,схемами,атакжепоиска,анализаипредставленияинформацииипубличныхвыступлений.•Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. •Курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: •откуда берутся деньги; •что такое финансовое благополучие человека; •как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; •как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; •как организовать бюджет будущей семьи.1. Источники денежных средств семьи•Базовые понятия и знания: структура доходов населения, структура доходов семьи, заработная плата•Умения: рассчитывать личный и семейный доход; читать диаграммы, графики и таблицы, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи•Компетенции: определять и оценивать варианты повышения личного дохода 2. КОНТРОЛЬ СЕМЕЙНЫХ РАСХОДОВ•Умения: считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.4. СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ДОХОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСЛУГ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ•Компетенции: искать необходимую информацию на сайтах банков6. Риски в мире денег•Умения: защищать свою личную информацию, связанную с финансовыми расчётами в сети Интернет•Компетенции: знать, как не стать жертвой финансовых мошенников при интернет-расчётах8. Банки и их роль в жизни семьи•Умения: •находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; •находить и интерпретировать условия банковского обслуживания разных банков.9. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС•Умения: •находить актуальную информацию по созданию и ведению бизнеса; •составлять алгоритм первых действий для создания своего бизнеса и вести простые финансовые расчёты: •считать издержки, доход, прибыль. Направления реализации курсаИнструментальное•Вооружить инструментами и приёмами работы с ними: (электронные таблицы,реляционные базы данных, языки программирования, кодирование как пропедевтика криптографии)Информационное•Вооружить учащихся приёмам работы с информацией(информационные ресурсы, проблема достоверности полученной информации, основы социальной информатики)Семейный бюджет•Доход семьи. •Заработная плата —один из основных источников дохода семьи. Причины различий в размере заработной платы. •Другие виды доходов семьи —пенсии, пособия, стипендии. •Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата. Арендатор и арендодатель. •Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имущество. •Основные направления расходов семьи. Бюджет семьи. Сбережения. Расходы. Составление семейного бюджета (практикум)Мини-исследование•Пластиковые карты.Понаблюдайте в течение недели, в каких случаях ваши родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких —наличными деньгами. Результаты наблюдений представьте в виде таблицы. •Банки моего районаВыясните, какие банки находятся в районе вашего дома. Найдите в Интернете сайты этих банков, а на них условия, которые они предлагают вкладчикам. Вклады могут отличаться по размеру, сроку и величине процентов. Полученную информацию представьте в виде таблицы. Попробуйте понять, от чего зависит величина процентов. 10фишингвишинг, смишингфармингнигерийские письмаинтернет-аукционэлектронная торговляскандинавский аукционсемь кошельковс помощью платежной системыкликфрод, кликджекингРАММ-счетаХАЙПФормы мошенничества (Кибермошенничество)Современный опыт законодательной борьбы с финансовым мошенничествомСтатья 159.1 УК РФ Мошенничество в сфере кредитованияСтатья 159.2 УК РФ Мошенничество при получении выплатСтатья 159.3 УК РФ Мошенничество с использованием платежных картСтатья 159.5 УК РФ Мошенничество в сфере страхования Статья 159.6 УК РФ Мошенничество в сфере компьютерной информацииТерминологияФишинг(англ.phishing)–этотехнологияинтернет-мошенничества,заключающаясявкражеличныхконфиденциальныхданных,такихкакпаролидоступа,данныебанковскихиидентификационныхкарт,посредствомспамерскойрассылкиилипочтовыхчервей.Формы мошенничества и способы минимизации рисковФишинг:III. КибермошенничествоСпособы минимизации рисков•проявлять осторожность•застраховать карту от риска мошенничества•использовать разные инструменты для разных видов расчетов•использовать метод многофакторной аутентификацииа) почтовыйб) онлайновыйв) комбинированныйТерминологияВишинг(англ.vishing)–этотехнологияинтернет-мошенничества,заключающаясявиспользованииавтонабирателейивозможностейинтернет-телефониидлякражиличныхконфиденциальныхданных,такихкакпаролидоступа,номерабанковскихиидентификационныхкартит.д.Смишинг–этовидмошенничества,прикоторомпользовательполучаетСМС-сообщение,вкоторомсвидунадежныйотправительпроситуказатькакую-либоценнуюперсональнуюинформацию(например,парольилиданныекредитнойкарты).Смишингпредставляетсобойподобиефишинга,прикотороммошенникамистойжецельюрассылаютэлектронныеписьма.Формы мошенничества и способы минимизации рисковВишингIII. КибермошенничествоСпособы минимизации рисков•внимательно изучить правила безопасного использования банковской карты•не сообщать никому, в том числе сотруднику банка, ваши персональные данные и данные банковской карты;•при возникновении факта мошенничества обратиться в ваше отделение банка•в случае необходимости заблокировать карту•не звонить по предложенному в смс номеру телефона по вопросам безопасности вашей картыСмишингТерминологияФарминг(англ.pharming)–болеепродвинутаяверсияфишинга,заключающаясявпереводепользователейнафальшивыйвеб-сайтикражеконфиденциальнойинформации.Формы мошенничества и способы минимизации рисковФармингIII. КибермошенничествоСпособы минимизации рисков•установка антивирусной программы•установка обновлений от производителей ПО и поставщика услуг Интернета.•проверка URL•проверка изменения адреса httpна httpsпри переходе на страницу оплатыТерминология«Нигерийскиеписьма»(англ.Nigerianscam)–электронноеписьмоспросьбойопомощивпереводекрупнойденежнойсуммы,изкоторой20-30%должнополучитьлицо,предоставляющеесчет.Приэтомполучателюнеобходимосрочно6-10тысячдолларовСШАотправитьпосистемеэлектронныхплатежейпотребованиюадвоката.Какразновидностьиспользуетсярассылкаовыгодномкапиталовложенииилиустройственавысокооплачиваемуюработу,получениинаследстваилииныхспособахбыстрогообогащенияприусловиисовершенияпредварительныхплатежей.Формы мошенничества и способы минимизации рисков«Нигерийские письма»III. КибермошенничествоСпособы минимизации рисков•установить антиспамерскиепрограммы•критически относиться к предложениям получения быстрого и необоснованного дохода•получить консультацию экспертов в области финансового мошенничества•проявлять осмотрительность при принятии быстрых финансовых решенийФормы мошенничества и способы минимизации рисковИнтернет-аукционЭлектронная торговляС помощью платежной системыIII. КибермошенничествоСпособы минимизации рисков•пользуйтесь проверенными мировыми и российскими торговыми площадками•заключайте сделку только через выбранную площадку•требуйте максимально полной информации о продавце дешевого товара•по возможности оплачивайте товар по факту его полученияСемь кошельковСкандинавский аукцион Мошенничество с PayPal*Вы разместили объявлениео продажеМошенник высылает Вам письмо с предложением купить товар, иногда за большую цену и не для себяВы просите перевести деньгиМошенник просит вас указать адрес, зарегистрированный в PayPal и говорит что выслал деньги туда, но они появятся на счёте в PayPal, когда вы введете номер почтового отправленияК вам приходит письмо, похожее на PayPalВы отправляете товар и вводите номер отправления в указанную в письме страницу123456Товара у вас нет. Претензии выставлять некому*PayPal -крупнейшая дебетовая электронная платёжная системаАналоги в РФ: Яндекс.Деньги, WebMoneyКликфрод(отангл.сlickfraud)—одинизвидовсетевогомошенничества,представляющийсобойобманныекликинарекламнуюссылкулицом,незаинтересованнымврекламномобъявлении.Можетосуществлятьсяспомощьюавтоматизированныхскриптовилипрограмм,имитирующихкликпользователяпорекламнымобъявлениямPayperclick.Кликджекинг(отанг.сlickjacking)механизмобманапользователейинтернета,прикоторомзлоумышленникможетполучитьдоступкконфиденциальнойинформацииилидажеполучитьдоступккомпьютерупользователя,заманивегонавнешнебезобиднуюстраницуиливнедриввредоносныйкоднабезопаснуюстраницу.ТерминологияВиды кликфродатехнические кликиклики со стороны недобросовестных веб-мастеровклики конкурентовклики рекламодателейФормы мошенничества и способы минимизации рисковХайпIII. КибермошенничествоСпособы минимизации рисков•провести «тестовый режим» участия в хайп-проекте•анализировать информацию сайтов-мониторингов и форумов, освещающих состояние дел по интересующему вас хайп-проекту•распределять денежные средства между несколькими хайп-проектами•не инвестировать заемные средства•не инвестировать «последние деньги»Формы мошенничества и способы минимизации рисковСетевые домушникиИнтернет-угонщикиСетевые грабителиIV.Мошенничество в социальных сетяхСпособы минимизации рисков•проявлять должную осмотрительность при выкладывании в сеть личных данных•ограничить доступ незнакомых людей к информации, потенциально интересной для мошенников•не публиковать «горячую» информацию, находясь в отпускеВысокоепрактико-ориентированноезначениедляшкольниковсреднегоистаршегозвенасцельюформированиякомпетенцийвлюбойобласти,входящейвсовокупностьэлементовфинансовойграмотности,нанашвзгляд,будетиметьспособностьнаписанияпростейшихпрограммдлярешенияфинансовыхзадачлюбойсложности(длялюбоговозраста)налюбомвостребованномязыкепрограммирования.Рассмотримпримертакойпрограммыдлярешенияфинансовойзадачивобластипланированияличногобюджеташкольника(8-9кл.):Наденьги,получаемыенакарманныерасходы,школьникпланируетличныйбюджет.Частьсуммыизэтихсредствонтратитнатекущиерасходы(например,покупкаканцелярии,сладостейит.п.).Частьсредствонпланируетоткладывать,чтобыкупитьпонравившуюсявещь,ценакоторойпревышаетсуммуежемесячныхличныхкарманныхсредств.Необходиморассчитать(написатьпрограмму),какоеколичествовременипотребуется(сучетомпроизводимыхиныхрасходов)длянакоплениясредствдляпокупкиэтойвещи.Задачи на уроках информатикиПримерыподобныхзаданиймогутбытьиспользованыдляоперацийслюбымиданными(расчетпроцентовотвклада;расчетсредствдляпланированияпутешествияипр.).влюбойобласти,касающейсяформированиякомпетенцийфинансовограмотнойличности.Каквекторнаправленностипрограммы,такирасчетымогутварьироватьсясучетомусложнениязадач,направленныхнадостижениефинансовойграмотностисовременногошкольника.Этобудетспособствоватьтому,чтознания,полученныенаурокахинформатики,атакжеважныекачестваиумениявуправлениифинансовымиресурсамиужевраннемвозрастепозволятуменьшитьрискисоциальнойифинансовойуязвимости.