Публикации
Разработка урока "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Автор: Наталья Владимировна Алексешникова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока "Волшебная палочка дирижера" 5 класс
Автор: Наталья Владимировна Алексешникова
Тема: «Волшебная палочка дирижера»Урок музыки в 5 классеАлексешникова Н.В.Цель: Формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестреЗадачи:1.направленные на достижения личностных результатов:•формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;•развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;•развитие вокально-хоровых навыков;•воспитание любви к музыкальной культуре.2.направленные на достижение метапредметных результатов обучения:•освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;•овладение логическими действиями сравнения, обобщения.3.направленные на достижения предметных результатов обучения:•осознание роли дирижёра при исполнении симфонической музыки;•знание выразительных возможностей различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; •умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.Планируемый результат: сформировать представления о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестреОсновные понятия: симфонический оркестр, дирижер, группы инструментов, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.Ресурсы:- основные: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской- дополнительные: презентация, видео-фрагменты, карточки с заданиями, аудио-материалТип: открытие новых знанийВид урока: урок-размышлениеМузыкальный материал: Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент; фрагмент; Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент; Игорь Стравинский балет «Весна Священная»; Г. Струве «Музыка»Ход урокаI.Организационный момент. У: Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на доброжелательные лица учителей. Тему урока узнаете через несколько минут.II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».У: Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Задаю вопрос команде.1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)3. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Пианино и рояль)4. Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет. (Увертюра)5. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)6. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (В правой руке)7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)9. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).Молодцы!III. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.1)(Слайд 1). У: Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на слайде?Д: (предполагаемые ответы). Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.. Учитель: А что дирижер держит в руках? Ученики: палочкуУчитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы сегодня с вами будем говорить?Ученики: О дирижере и его палочке …Учитель: А как вы думаете, какая у него палочка?Ученики: ВолшебнаяУчитель: А почему она волшебная?Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?Ученики: Волшебная палочка дирижераУчитель: Молодцы.О чем вы хотите узнать на этом уроке? Да о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра. Почему она волшебная? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока. (Слайд 2)У; Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У нас их 3.Каждой группе было дано задание-подготовить сообщение. Сообщение первой группы. Краткая информация о дирижировании. Виды оркестров "Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения". Слово дирижёр французское означает – направлять, управлять, руководить. (слайд 3)В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования.(слайд 4) Виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов.Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов.(Слайд 5) На пульте перед дирижёром лежит – партитура Партитура - полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким. Сообщение 2 группы. Основные группы симфонического оркестраСовременный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. (слайд6)Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. (слайд7)III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.(слайд8)IV. Ударные:(слайд9)а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, там-там, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Сообщение 3 группы. Из истории оркестраВ 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» (слайд 9)Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». . Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером.Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.(слайд 11)У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.Теперь организуем выступление шумового оркестра. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. Порепетируем.1 ряд хлопает в ладоши2 ряд стучит деревянными карандашами3 ряд поочередно стучит ладонями по парте (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.)Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит. Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?Д: - дирижер направляет и управляет оркестром.У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. 7)У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…» (Слайд 12)(слайд 13)У: Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».В нашей стране много талантливых дирижеров.(Слайд 14)Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. - почетный дирижер Большого театра. (слайд 15) Владимир Теодорович Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки. Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировое искусство.(слайд 16)Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора.(слайд 17)Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007) русский виолончелист, дирижер, общественный деятель.Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. (слайд 18)У: Дирижеры - высокообразованные люди с широким кругозором, с лёгкостью могут поддержать разговор на любую тему: путешествия, политика, живопись, спорт, фильмы, люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше.7) «Музыкальная викторина». Пользуясь текстом, который лежит перед вами, попробуйте узнать солирующие группы инструментов, заполните таблицу. (Работа в группе) ФизкультминуткаИоганн Себастьян Бах. БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3, первая часть (звучит фрагмент Бранденбургского концерта № 3 И. С. Баха).(слайд 19)- Ребята, какие инструменты вы услышали? (Играли скрипки).У: Верно. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку!Скрипка - самый важный инструмент оркестра. Это самый совершенный инструмент из всех струнных У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории. В маленьком итальянском городке Кремона делали прекрасные и неповторимые скрипки. Запомним имена Страдивари, Амати, Гварнери(слайд 20)Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" (звучит фрагмент музыки Вагнера).Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая."Происходят серьезные изменения в музыке: у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах. Музыка становится более романтической и эпической. Её начали исполнять в больших залах. Придворные симфонии всегда играли во дворцах, теперь музыку стали исполнять в концертных залах, для которых нужен был большой симфонический оркестр. Медные духовые стали более совершенными, они стали солировать".(слайд 21)И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", ФИНАЛ (звучит фрагмент финала балета И.Стравинского).Ученики: солируют ударные инструменты, и медные духовые.У: Молодцы, мы с вами заполнили нашу таблицу!Учитель: Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен?ЗАДАНИЕ Разгадай кроссворд «Семь музыкальных инструментов»: Впиши в горизонтальные ряды клеток названия шести музыкальных инструментов:1. Медный духовой инструмент.2. Струнно-клавишный инструмент, разновидность фортепиано.3. Клавишный духовой инструмент, разновидность гармоники.4. Ударный инструмент с неопределённой высотой звука.5. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию.6. Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра. Если горизонтальные строки будут заполнены правильно, то по вертикали ты сможешь прочитать название седьмого музыкального инструмента. 2 задание:Сравнить: скрипка - балалайка, установив а) общие признаки ___________________________(музыкальные инструменты, струнные) б)различие___________________________________________________________ (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)3 ЗАДАНИЕУкажи стрелками, к какой группе относятся инструменты:Труба Барабан Струнные смычковыеСкрипка Деревянные духовыеГобой Медные духовыеТромбон УдарныеФлейта Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.Разучивание песни Г. Струве «Музыка» с дирижированием(слайд 22)Песня «Музыка» Г.СтрувеПосле прослушивания уч-ся определяют характер музыки и предлагают свое название песне. После корректировки ученики записывают название песни в тетрадь. Разучивание 1 куплета песни с пластическим дирижированием. Закрепление материала:Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Какая группа является фундаментом оркестра?Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?Что можете сказать о выполнении задания? В чем вы испытывали затрудненияУ: Молодцы!!! Вы все хорошо работали на уроке!V. Домашнее задание: (слайд 23) На выбор1.Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра 2.Выписать имена известных зарубежных дирижеров 3.Составить кроссворд на тему «Волшебная палочка дирижера».Учитель: Оркестр, когда Всех инструментов голоса сольются.И тогда услышим, как шумят лесаИ как журчит вода,И как дрова трещат в огнеИ как пурга яриться,И как мечтает о весне продрогшая синица.Я желаю вам побывать на выступлении настоящего оркестра.