Публикации Исследовательский проект на тему: «Фэнтези как популярный жанр среди подростков»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательский проект на тему: «Фэнтези как популярный жанр среди подростков»
Автор: Косарева Анастасия Петровна

Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение-средняяобщеобразовательнаяшкола№3г.МарксаСаратовской области
им. Л.Г. Венедиктовой
Исследовательский проект
На тему:
Фэнтези как популярный жанр среди подростков
Подготовила: Тюнина Марина
Ученица 6 класса МОУ СОШ № 3 г. Маркса
Руководитель: Косарева Анастасия Петровна
Маркс, 2024 г.
Содержание
Введение
1. Глава 1………………………………………………………………….3
1.1. История возникновения жанра фэнтези…………………………..4
1.2. Фэнтези и русская литература…………..…………………………6
1.3.Жанровые особенности фэнтези…………………………………….7-8
1.4 . Поджанры фэнтези…………………………………………………..8-10
Глава 2. Результаты исследования
2.1 Влияние фэнтези на личность подростка…………………………11-12 2.3 Популярные авторы и серии в жанре фэнтези……………………13-15
Вывод……………………………………………………………………..16
Библиографический список………………………………………………17
Приложения……………………………………………………………….18
Введение
Чтение книг открывает нам новые горизонты, увлекает романтикой открытий необычайного, неизведанного, влияет на становление нравственно-эстетических вкусов, развивает воображение, творческую фантазию, расширяет кругозор, даже влияет на выбор профессии (например, историка или филолога).
Литературный жанр фэнтези также через эмоциональные переживания пробуждает стремление к самосовершенствованию и потребность в самоанализе, развивает чувство прекрасного и способность задумываться не только над сиюминутными, но и над вечными вопросами.
Чтение произведений фэнтези не только заставляет переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. Именно фантастическая книга спасает от одиночества, скуки, обид. Большинство читателей, в том числе и подростки, стараются подражать положительным героям.
С самого детства я любила читать, мне нравилось мечтать, выдумывать. Я читала очень много сказок и переживала за судьбы каждых героев, будь это даже Колобок. Я чувствовала то, что чувствуют они, переносилась в пространстве и времени. Это доставляло мне массу удовольствия и позволяло уйти в мир полный загадок и тайн. Но я выросла, и сказки были заменены чудесным жанром фэнтези.
Цель работы- выявить воспитательный и образовательный потенциал чтения фэнтези подростками.
Объект исследования– литературный жанр фэнтези.
Предмет исследования– воспитательные и образовательные возможности данного литературного жанра.
Гипотеза –чтение фэнтези формирует активную, творческую, гармонически развитую личность.
Задачи:
Изучить поджанры фэнтези.
Выявить основные признаки литературного жанра.
Определить наиболее популярных авторов данного литературного направления.
Для пpоведения данного исследования были использованы следующие методики:
Беседа- широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование- эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. В данном исследовании мы использовали открытую анкету, требующие самостоятельного конструирования ответа.
Вопросы для анкеты и беседы были составлены исполнителем данной работы.
Глава 1. История, жанры фэнтезиИсторияЖанр фэнтези сложился в литературе в XX веке, но свое начало он берет с глубокой древности и тесно связан с обычаями и традициями народов. Это известные мифы, предания, сказки. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов. Действие их разворачивалось в историческом времени, но происходят они на условном “феерическом” просторе, где подлинная география и границы не важны. Это было обычно некое королевство, где рыцари противостоят чародеям и великанам. Именно в рыцарских романах стали зарождаться шаблоны и традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, Империи, ведущей ожесточенную и обреченную борьбу с могучими Темными силами. Стержнем в них становится путешествие рыцаря ради некой высшей цели. Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом (обычно это была Чаша Грааля), и образ доброго волшебника, помогающего герою. Несмотря на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, досих пор традиционно считается Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973), у которого лучше всего проработан созданный им мир. Сам Толкиен определял жанр своих произведений о Средиземье. Родоначальниками фэнтези в России (ровно как и прародителем славянского фэнтези) называютАлександра Вельтманас романами Кощей Бессмертный (1833) и Святославович, вражий питомец (1835). Однако появление русского фэнтези относят уже к послесоветским временам.Жанры фэнтезиСогласно наиболее популярной на сегодняшний день концепции выделяют следующие типы фэнтези:1) героическое, или фэнтези меча и магии;2) эпическое, или высокое фэнтези;3) игровое фэнтези4) темное, или Dark fantasy,5) историческое фэнтези;6) юмористическое фэнтези и пародии;7) мифологическое фэнтези;8) технофэнтези фэнтези;9) романтическое фэнтези;10) детское фэнтези;11) странное фэнтези.Несмотря на молодость жанр фэнтези имеет достаточно разветвленную типологию. Мир фэнтези приобрел огромную популярность, особенно среди молодежи. На сегодняшний день это не только литературный жанр, это еще и жанр игровой индустрии, киноиндустрии, жанр в живописи, и даже в музыке. Очевидно, что фэнтези не собирается сдавать позиции, популярность этого жанра все возрастает с каждым днем, чего и добиваются авторы, работающие в этой области.
Глава 2.
2.1 Результаты исследования
Проведенное мной анкетирование обучающихся МОУ СОШ № 3 разных возрастов подтвердило выдвинутую мной гипотезу о том, что жанр фэнтези имеет обширную аудиторию, этот жанр позволяет уйти от проблем реальной жизни, сделать их жизнь более красочной.
Анализ результатов исследования показал, что в возрасте 14 лет литература оказывает значительное влияние на формирование личности. Однако, по мнению некоторых подростков (10%) книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, некоторые подростки не представляют, насколько важно регулярное чтение книг.
Из 12 опрошенных 4 любят читать фэнтези и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободное время) – 33%, 6 опрошенных не любят читать этот жанр (50%),2 (17%) ничего не читают сейчас (1-2 вопросы). 8 человек (67%)- читают только школьную программу, 4 (33%) - сами выбирают (3 вопрос). У 25% испытуемых есть любимый литературный персонаж (4 вопрос).
В ходе беседы задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков к книгам. При прочтении фэнтези актуализируются произвольные внимание и память, а также воображение и мышление. Цель жанра - показать, как органичны для человека добро и мечта, любовь и сострадание, и как разрушительны зло, жестокость, отчуждение.То есть, для того, чтобы понять смысл прочитанного, подросткам необходимо совершать усилия. Однако из данного исследования следует, что не все подростки (33%) имеют желания делать усилия и актуализировать произвольные личностные качества.
На наш взгляд, в школьную программу необходимо ввести произведения данного литературного жанра, что позволит заинтересовать обучающихся самим процессом чтения, сподвигнет их сопереживать героям, фантазировать над незаконченным финалом, оставит их неравнодушными к вечным проблемам, которые затрагиваются в произведениях Р. Толкина, Дж. Ролинг и многих других.
2.2. Интервью со школьным психологом
С целью подтверждения моих предположений о положительном влиянии чтения фэнтези на подростков, я решила, что мне стоит побеседовать со школьным психологом. Я попросила Сергиенко Антона Анатольевича дать мне интервью на тему Фэнтези как популярный жанр среди подростков. Антону Анатольевичу я задала следующие вопросы: Как Вы думаете, нужно ли читать фэнтези подросткам? и Как влияет фэнтези на мировоззрение подростка? Антон Анатольевич сказал, что современным подросткам надо читать фэнтези, так как этот жанр развивает воображение, учит бороться со страхами. Фентези положительно влияет на мировоззрение подростка, заставляет посмотреть на мир под другим углом, переосмыслить некоторые взгляды на жизнь.
2.3 Мой любимый писатель в жанре фентези
Я бы хотела рассказать о своей любой писательнице Кати Брандис, которая пишет свои книги в жанре фентези.
Более 20-ти лет назад английская писательница подарила всем детям мира потрясающую историю о мальчике волшебнике. И казалось уже никто и никогда не сможет придумать столь запоминающую сказку, которая западет в душу не только девочкам и мальчикам, но и их родителям. И вот, немецкая писательница Катя Брандис, сейчас дарит детям, подросткам и взрослым новую историю о мальчике, вот только не о волшебнике, а об оборотне. Серия книг получила название Дети леса.
Каждая книга в серии рассказывает об юных оборотнях, которые учатся в специальной школе – Кристалл. Каждый персонаж представляет некую животную сущность. И личность животного отражается в характере и облике человека. Дети узнают свою двойственность, учатся управлять превращениями, находить общий язык с себе подобными. При этом есть разделение на мирных и хищных оборотней, что откладывает отпечаток на взаимоотношения персонажей.
Есть в книге и злодей оборотень, который мечтает отомстить всем людям, за причиненное ему в прошлом горе. И именно героям книги, предстоит не только разоблачить его, но и предотвратить надвигающуюся катастрофу.
В серию Дети леса пока входит шесть книг, четыре из которых уже переведены на русский язык.
Вывод
Итак в своей работе я рассмотрела историю такого жанра как фентези. В результате стало ясно, что данный жанр имеет свою богатую многолетнюю историю. И многие писатели обращались к этому жанру.
В современном прагматичном мире подросткам хочется необычного, волшебного мира, который дает нам фентези, и они обращаются к нему в надежде получить яркие и незабываемые эмоции. Вместившая в себя лучшие традиции классической литературы и фольклорную мудрость, фэнтези сегодня взяло на себя роль, которую ранее успешно выполняла реалистическая, классическая литература - воспитание личности.
Я считаю, что необходимо включить в программу среднего образования произведения данного литературного жанра .
Ведь от того, какие книги мы читаем, зависит наше мировоззрение, восприятие современной жизни, формирование собственного отношения к тем или иным ситуациям.
Заключение
Моя гипотеза о том, что жанр фэнтези является популярной литературой для подростков и что чтение фэнтези формирует активную, творческую, гармонически развитую личность подтвердилась. С чтением всегда было связано духовное развитие человечества. Однако последние годы характеризуются резким падением интереса к печатному слову. Время досуга современный подросток всё чаще проводит перед телевизором или компьютером. И всё же, как я это выяснила, есть ещё подростки, которые с удовольствием читают художественную литературу.
В большинстве случаев опыт и знание жизни подросток черпает именно из книг. Вместившая в себя лучшие традиции классической литературы и фольклорную мудрость, фэнтези сегодня взяло на себя роль, которую ранее успешно выполняла реалистическая, классическая литература – воспитание личности.
Библиографический список
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.- Спб: Паритет, 2006.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович.- М., 1968.
Гоголева С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 166.
Дворак Е.Ю. Мифологические концепты фэнтезийиых миров в циклах К.Льюиса Хроники Нарнии и Ф. Пулмана Темные начала // Сборник статей и материалов по итогам Пятой Международной конференции Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. - Санкт-Петербург: ГПА, 2013. - С. 150-156.
Осипов А.Н. Фантастика от А до Я: Краткий энциклопедический справочни. - М,: Дограф, 1999.
Яковенко О.К. Жанровые особенности фэнтези (на основе анализа словарных дефиниций фэнтези и научной фантастики). Режим доступа:
Приложение 1
Анкета
1.Ты любишь читать фэнтези?
2.Что ты сейчас читаешь?
3.Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?
4. У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его имя. Почему он тебе нравится?
5. Как ты думаешь, зачем люди читают фэнтези?
Приложение 2
Беседа
Тема: Какую роль в вашей жизни играют книги (фэнтези)?
План беседы:
1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.
2. Вопросы. Получение ответов на них.
3. Высказывание мнений.
4. Завершение беседы. Подведение итогов.
Вопросы:
1. Читаете ли Вы фэнтези? Что полезного и нового Вы из них узнаете?
2. Какие книги в жанре фзнтези Вы помните? Назовите их.
3. Книги какого автора Вы предпочитаете?