Публикации Как повысить уровень читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения- «синквейн»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как повысить уровень читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения- «синквейн»
Автор: Елена Петровна Анисимова

Как повысить уровень читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения- синквейн
Анисимова Елена Петровна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия №40 республика Татарстан, г. Казань
Формирование читательской грамотности младших школьников – это одна из актуальных проблем современного образования. В нашем современном обществе, где телевидение, компьютеры, видеоигры, смартфоны занимают значительное место, дети теряют интерес к чтению. Научить правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению, а также любви к книге – одна из основных задач начального образования. Для того, чтобы ребенок был успешен в начальной школе, необходимо, формировать у учеников читательскую грамотность. Работу над формированием читательских умений необходимо начинать со знакомства уровнями читательской грамотности обучающихся. Рассмотрим классификацию уровне:
Низкий уровень. Учащийся умеет извлекать только те детали и факты, которые прямо указаны в тексте.
Средний уровень. Учащийся со средним уровнем читательской грамотности не только умеет извлекать явную информацию из текста, но также умеет находить не изложенную явно, вытекающую из сказанного и делать несложные обобщения.
Повышенный уровень. Учащийся умеет находить явную информацию, находить главное, верно понимать логику информационного текста, строить собственные суждения, прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста.
Высокий уровень. Учащийся с данным уровнем читательской грамотности, умеет извлекать из текста нужную информацию, включать ее в более широкий контекст, видеть то, что стоит за сказанным. Он может воссоздавать авторский замысел и понимать смысл выбранных языковых средств.
В данной статье я продемонстрирую один эффективный прием для повышения уровня читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе. И это составление синквейна. Форма синквейна разработана американской поэтессой Аделаидой Крепси, взявшей за основу японские миниатюры-хокку. Это самая легкая форма стихотворения, поэтому его написание доступно даже первоклассникам. Синквейн – маленькое стихотворение без рифмы, отличающейся краткостью. Оно читается очень медленно и состоит из пяти строк.
Эта форма похожа на елочку и пишется по определенным правилам: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.
1 строка – предмет анализа - существительное (герой или антигерой)
2 строка - 2 прилагательных, которые наиболее ярки для характеристики объекта исследования
3 строка- подбор 3 глаголов, что происходит с объектом исследования или что он совершает
4 строка - предложение из 4 слов, высказывания своего мнения (наиболее сложное задание для ребят 1или 2 класса, не все умеют конкретизировать своё отношения)
5 строка – слово, скорее всего синоним к слову первой строки.
1. Котёнок2.Чёрненький, пушистенький3. Играет, спит, ест4. Он мой самый друг5. Домашнее животное
Сначала учащиеся составляют синквейн из готовых предложенных слов, которые записаны на карточках по отдельности. И с помощью игры Расставь слова в нужном порядке, учатся составлять синквейн. Первые синквейны учащиеся составляют коллективно, под руководством учителя.
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям, басням и т.д. Этот прием обощагает словарный запас, развивает речь, мышление, а также является хорошим способом контроля и самоконтроля. Применяя на уроках литературного чтения данный прием, можно выделить следующие преимущества, которые способствуют повышению уровня читательской грамотности младших школьников:
1. формируется умение слушать друг друга, ответственность за совместный способ познания; 2. увеличивается интеллектуальный потенциал, расширяется словарный запас; 3. совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, взаимообучение; 4. обостряется любознательность, наблюдательность; 5. стремление к самостоятельности, мотивация; 6. повышение самооценки.
Таким образом, описанный мной прием, помогает в работе над формированием читательской грамотности у младших школьников.
Список использованной литературы
1.Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО ИРО, 2020. – 116 с.