Публикации ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Автор: Коновалова Лилия Дмитриевна

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Формирование мотивации к овладению чтением у младших школьников с задержкой психического развития – важная задача, требующая терпения, творческого подхода и индивидуального подхода к каждому Ребёнку. формирование мотивации к чтению у детей с задержкой психического развития – это длительный процесс, который требует терпения и постоянства. Важно поддерживать детей, развивать их интерес к чтению и понимать, что каждый шаг вперед – это огромное достижение.
FORMATION OF MOTIVATION TO MASTER READING IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT RETARDS
Forming motivation to master reading in primary schoolchildren with mental retardation is an important task that requires patience, creativity and an individual approach to each Child. Forming motivation to read in children with mental retardation is a long process that requires patience and consistency. It is important to support children, develop their interest in reading and understand that every step forward is a huge achievement.
Публикации в журналах и газетах все чаще поднимают вопрос о том, как привлечь детей к чтению. Снижение интереса к книгам отмечается как среди взрослых, так и среди малышей. Особую актуальность приобретает проблема чтения у детей с задержкой психического развития из-за их особенностей в познавательной сфере и речи. Анализ литературы показал, что важно изучить, как формируется мотивация к чтению у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [4].
Исследования Н.И. Гуткиной, Л.А. Кислицкой, В.В. Назаренко показывают, что нынешние школьники не придают такого значения чтению, как раньше. В прошлом веке мотивация современных детей отличалась от мотивации их сверстников. Анализ данных на первом этапе позволяет выявить проблемы в формировании мотивации у младших школьников с ЗПР [10].
Исследования Ю.А. Костенковой, Р.Д Тригер, Н.А. Цыпиной подтверждают, что дети младших классов VII вида сталкиваются с серьезными трудностями при освоении навыков чтения. Однако, по завершении начального обучения, они приближаются к уровню нормально развивающихся детей. В ходе изучения процесса освоения навыков чтения у детей с ЗПР в возрасте младших школьников выявлены конфликтные ситуации, такие как: затруднения при чтении перед аудиторией, усталость во время чтения, а также наличие читательских интересов, которые характерны для детей более молодого возраста [7].
Родители младших школьников, имеющих ЗПР, не проявляют интереса к тому, чтобы их дети научились читать. Для них главное - развитие навыков чтения. Причины этого явления многочисленны и многообразны. Они связаны с социально-экономическим статусом: родители мало времени уделяют своим детям из-за работы, их финансовое положение не позволяет пополнять домашнюю библиотеку регулярно [3].
Отсутствуют наглядные материалы для проведения уроков по чтению, методы обучения однообразны, задания предлагаются в репродуктивном формате, что делает уроки скучными для детей. Проблемы с освоением чтения у детей с ЗПР связаны с особенностями их когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
Для улучшения ситуации необходимо провести дополнительные мероприятия по стимулированию младших школьников с затруднениями в чтении. Мы протестировали метод Н.В. Чаркиной, направленный на укрепление мотивации к чтению у детей с ЗПР. План включал в себя занятия с учащимися, обучение родителей и сотрудничество с профессионалами (психологами, логопедами, библиотекарями) из школ с учебным планом VII класса [1].
Во время уроков по исправлению мы проводили массу разнообразных мероприятий. Основной акцент делался на чтении книг, их анализе и обсуждении, как группой, так и индивидуально. Различные игры и конкурсы также использовались для участия детей. Педагог читал произведения вслух, после чего дети обсуждали их с ним. Особое внимание уделялось коллективному чтению детской периодики и самостоятельной творческой деятельности. Методы обучения были адаптированы к уровню и возрасту детей. Книги, с которыми работали, включали в себя как российские, так и иностранные произведения, как классической, так и современной детской литературы. Темы, которые предлагались для обсуждения, также были разнообразными и интересными [6].
Во время занятий проводились творческие и дидактические игры, основанные на различных аспектах литературного материала. Родителям предлагались лекции о чтении у детей с задержкой психического развития, о формировании культуры чтения, о мотивации к чтению и о современной литературе для детей. В программе также было включено обсуждение детских произведений и выполнение совместных заданий с детьми. Литературные произведения, рассматриваемые на занятиях, охватывали разнообразные темы: от волшебства и приключений до вопросов о людях, Родине, машинах и вещах.
В ходе сотрудничества с экспертами классов VII вида произошло улучшение обучения младших школьников с ЗПР. Важным результатом контрольного этапа эксперимента стала возросшая мотивация детей к чтению, особенно у тех, кто изначально проявлял интерес к книгам. Интересы детей в чтении стали более широкими и разнообразными благодаря систематизации и расширению их знаний на коррекционных занятиях [2].
Познавательные детские журналы вызывали интерес у младших школьников с ЗПР и позволили им расширить свои знания о детской литературе. Однако оставались проблемы: дети ограничивали свои интересы программным содержанием, а некоторые из них просто стремились получить положительную оценку. Родители, в свою очередь, не всегда осознавали свою роль в формировании читательских навыков у детей и полагали, что образовательные учреждения уже делают достаточно усилий в этом направлении.
Литература:
Заиграева Надежда Викторовна, Хайрюзова Наталия Александровна. Развитие интереса к читательской деятельности во внеурочное время у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2022. №4 (49).
Александра, Яковлева und Татьяна Смирнова Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / Александра Яковлева und Татьяна Смирнова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,2022. -232c.
Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс,2022. - 158 c.
Кондратьева, С. Карта развития дошкольника с задержкой психического развития / С. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс,2019. -115c.
Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития / С.Ю. Кондратьева. - М.: Детство-Пресс,2022. -476c.
Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития / Ю.А. Костенкова. - М.: Прометей,2020. -675c.
Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение,2020. - 224 c.
Куимова, Наталья Адаптивность младших подростков с задержкой психического развития: моногр. / Наталья Куимова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,2022. - 172 c.
Лапп, Елена Готовность учителя к работе с детьми с задержкой психического развития / Елена Лапп. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,2022. - 320 c.
Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Ось-89,2021. - 160 c.
Literature:
1. Nadezhda Viktorovna Zaigraeva, Natalia Aleksandrovna Khairyuzova. Development of interest in reading activities outside of school hours among younger schoolchildren with mental retardation // Bulletin of PSU named after. Sholom Aleichem. 2022. No. 4 (49).
2. Alexandra, Yakovleva und Tatyana Smirnova Isotherapy in working with children with mental retardation / Alexandra Yakovleva und Tatyana Smirnova. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 232 p.
3. Zhurbina, O. A. Children with mental retardation. Preparing for school / O.A. Zhurbina, N.V. Krasnoshchekova. - M.: Phoenix, 2022. - 158 p.
4. Kondratyeva, S. Map of the development of a preschooler with mental retardation / S. Kondratyeva. - M.: Detstvo-Press, 2019. - 115 p.
5. Kondratyeva, S.Yu. If a child has mental retardation / S.Yu. Kondratieva. - M.: Detstvo-Press, 2022. - 476 p.
6. Kostenkova, Yu. A. Culturological approach to the study of children with mental retardation / Yu.A. Kostenkova. - M.: Prometheus, 2020. - 675 p.
7. Kuznetsova, L.V. Harmonious development of the personality of a junior school student / L.V. Kuznetsova. - M.: Education, 2020. - 224 p.
8. Kuimova, Natalya Adaptability of younger adolescents with mental retardation: monograph. / Natalya Kuimova. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 172 p.
9. Lapp, Elena Teacher’s readiness to work with children with mental retardation / Elena Lapp. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 320 p.
10. Lokalova, N. P. 120 lessons in the psychological development of primary schoolchildren. In 2 parts. Part 2. Materials for lessons in psychological development / N.P. Lokalova. - M.: Os-89, 2021. - 160 p.