Публикации
Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего школьного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего школьного возраста
Автор: Лысенко Екатерина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего школьного возраста
Автор: Лысенко Екатерина Геннадьевна
ДокладТема: «Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего школьного возраста».Профориентация в школе – это комплекс мероприятий, направленных на выявление склонностей и способностей обучающихся к определенным видам профессиональной деятельности, а также система мероприятий, направленных на подготовку к труду и помощь в выборе профессионального пути.Цели профориентации:- личностно-профессиональное становление старшеклассников;- формирование у старшеклассников мотивации к труду и интереса к востребованным на рынке труда профессиям;- подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, социальной адаптации в современном обществе.Задачами профориентационной работы являются:- формирование у обучающихся 8-9 классов мотивационной основы для получения профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;- повышение информированности обучающихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров на предприятиях Ванинского района;- повышение привлекательности рабочих профессий среди обучающихся и их родителей;- ориентация и психологическая адаптационная поддержка обучающихся и выпускников КГКОУ ШИ № 11;- личностное и психоэмоциональное становление и психологическая поддержка обучающихся и их родителей.Для детей с интеллектуальными нарушениями выбор профессии ограничивается работой в ограниченных специализированных областях. Поэтому основным направлением профориентации в школе является развитие интереса и склонности обучающихся к рекомендуемым видам труда с учетом его потенциальных возможностей.Главным критерием эффективности и высоких результатов системы профориентации является вовлечение в ее реализацию всех специалистов учреждения, включая учителей-предметников, классных руководителей, психологов и социальных педагогов, деятельность которых носит комплексный характер для достижения общей цели. Несмотря на то, что в профориентационной направлении работают многие специалисты, центральной фигурой является классный руководитель так, как он ближе всех педагогов стоит к обучающимся, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных мероприятий в классе.Главным направлением в профориентационной работе классного руководителя является выявление у обучающихся интересов и склонностей к определенным видам труда, учет их потенциальных возможностей.В работе по профориентации выделяются основные задачи классного руководителя:- помочь обучающимся понять себя, психологически подготовить их к труду и вовлечь в организацию общественно полезного и производительного труда;- дать систематическое представление о содержании массовых профессий и побудить к выбору профессий, необходимых для их сферы деятельности;- изучать характер, профессиональные интересы, намерения, возможности и способности обучающихся;- поощрять участие в секциях, различных кружках и направлениях дополнительного образования;- устанавливать и поддерживать контакт с рабочими организациями и профессиональными учебными учреждениями;- совместно с родителями обучающихся координировать деятельность педагогов, психологов и других специалистов школы, занимающихся профориентацией.Актуальными формами и методами работы классного руководителя по формированию у обучающихся интереса к профессиональному труду являются следующие:1. Профориентационные мероприятия в форме классных часов и тренингов по планированию карьеры;2. Консультации и беседы (индивидуальные и групповые) по выбору профиля обучения.3. Анкетирование и дифференциальная диагностика с целью определения интересов и склонностей обучающихся.4. Посещение экскурсий, мастер-классов и дней открытых дверей в профессиональных образовательных учреждениях и различных предприятиях.5. Информация об учебных заведениях, включая адреса и телефоны.6. Ознакомление с законом о трудовых отношениях; предоставление информации об ошибках при выборе профессии.Профориентационное воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на ребят постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, развивает организаторские способности. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять каждый.Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Но не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения обучающихся во многих случаях не совпадают. Главная цель работы классного руководителя по профориентации с родителями обучающихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями обучающихся весьма разнообразны, к ним можно отнести следующие:Тематические родительские собрания, посвящённые выбору профиля обучения. Классные часы с привлечением родителей, представляющих определённую профессию. Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий. Анкетирование родителей обучающихся. Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и в учреждения профессионального образования. Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, знакомство с сайтами профессиональных образовательных учреждений). Лекторий. Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением и выбирая её, обучающиеся 8-9 классов часто испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях. Профессиональная ориентация - процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.Используя упомянутые формы работы с обучающимися и их родителями, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании растущего поколения. В результате у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации, а также помогут избежать конфликтов между обучающимися и их родителями. Классный руководитель может способствовать формированию у обучающихся представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии и способности адекватно оценивать свои личностные компетенции в соответствии с требованиями выбранной профессии.Список литературы и источников:Васенков Г.В., Гужанова В.С. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями: коррекционно-развивающая технология профориентационной работы // Методическое пособие. – 2020. Егорова Н.Л., Вехова Т.А. Профессиональная ориентация учащихся старших классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида // Вестник Курганского государственного университета. – 2008. – С. 157-161. Система работы по профориентации классного руководителя, работающего с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: