Публикации
Методическая разработка по теме «Основные методы и приёмы обучения изобразительному искусству в учреждении дополнительного образования»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка по теме «Основные методы и приёмы обучения изобразительному искусству в учреждении дополнительного образования»
Автор: Лобачёва Елена Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка по теме «Основные методы и приёмы обучения изобразительному искусству в учреждении дополнительного образования»
Автор: Лобачёва Елена Григорьевна
Лобачёва Елена ГригорьевнаПедагог дополнительного образованияМОУ ДО ЦРТДиЮ РОВЕСНИКг.о. ИстраМетодическая разработка по теме:«Основные методы и приёмы обучения изобразительному искусству в учреждении дополнительного образования»Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы соответствуют интересам и потребностям детей и подростков, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. Разработка дополнительных общеобразовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств.Рассмотрим, насколько эти положения реализуются в детском объединении изобразительного творчества. Обучение детей ведется с учетом основных принципов и методов педагогики, требований дидактики и психологии. При работе учитываются возрастные, индивидуально-личностные и психические особенностей детей. Реализуется программа в психологически комфортной предметно-развивающей среде по принципу систематичного, постепенного и последовательного овладением знаниями, навыками и умениями с применением традиционных и различных новаторских методов обучения.Программа обучения построена так, чтобы дать обучающимся представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В образовательном процессе широко используется жизненный опыт самих детей, живых примеров из окружающей действительности, а также использование технических средств.Для раскрытия творческого потенциала и развития творческих способностей наиболее эффективно применение наглядных методов, поискового и исследовательского метода, нетрадиционных и игровых технологий, технологии разно-уровневого обучения, коллективных способов обучения, технологии индивидуального обучения, проектной технологии, применение современных ИКТ технологий. В результате чего появляется возможность разнообразить способы предоставления учебной информации, гибко управлять процессом обучения, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и повышать результативность и эффективность педагогической деятельности.Далее рассмотрим более детально методы обучения и методики обучения изобразительному творчеству.Что такое метод обучения?Метод – способ работы педагога с учениками, с помощью которого достигается определенный результат. (Ростовцев)Условия при выборе метода:Закономерности обучения в ООСодержание и методы определенной науки и предметаВозрастВнешние условияВозможности учителяМетоды:Объяснительно-иллюстративныйРепродуктивный (повтор)Проблемного изложения (решает учитель)Частично-поисковый (решает ученик)ИсследовательскийВ настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебногоматериала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику работу учреждений дополнительного образования. В процессе занятий в детском объединении по изобразительному творчеству дети знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом. В изобразительном творчестве, педагог считается с субъективным опытом ребенка. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Эта снимает противоречие между стремлением ребенка к самореализации в процессе художественного творчества и наличием определенных канонов и правил изобразительной деятельности, которые существуют в традиционном обучении изобразительной деятельности.Также для успешного освоения программы воспитанниками немаловажную роль играют психолого-педагогические условия реализации программы, которые включают в себя следующие компоненты:создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;побуждение творческого воображения ребят к практической и творческой деятельности;отход от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов;важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию;формирование знаний ребят на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, «открытия» и т.д.), применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.В основе личностно-ориентированного обучения лежит учебная личностно-ориентированная ситуация, т.е. ситуация в которой интересы, потребности, личностный опыт воспитанника выступают такими же значимымикомпонентами процесса обучения, как знания и умения. Вхождение педагога и воспитанника в личностно-ориентированную ситуацию предполагает своеобразное изменение всех параметров обучения.Любой изучаемый материал представляется в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой обучающихся. Одним из условий успешной реализации развивающей личностно-ориентированной деятельности является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы в детском объединении.В группе обычно работают 10 -15 человек;в выставках принимают участие лучшие индивидуальные и коллективные работы/Эта предполагает поиск наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий изобразительным искусством с целью реализации духовно-творческого потенциала обучающихся младшего школьного возраста и развития их эстетического отношения к миру.Далее более подробно рассмотрим методы и приёмы, используемые при обучении в детском объединении изобразительного искусства.Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода.Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если оно только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихсяна текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием.Действия осуществляются учениками в замедленном темпе с тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента.Приемы требуют дальнейшего осмысления и совершенствования в процессе специальных упражнений.Операции – это объединенные приемы.Умения – это знания, которые применяются на практике, понимаются как осознанное выполнение учащимися заданных действий с выбором правильных приемов работы, но знания могут не доводиться до степени умений.Навыки – действия, которые доведены в определенной степени до автоматизма и выполняются в обычныхстандартных ситуациях.Навыки вырабатываются многоразовыми однотипными упражнениями без изменения вида деятельности. Во время работы учитель основное внимание концентрирует на формировании у детей умений. Умения проявляются при действиях человека в незнакомой ситуации. Для формирования умений проводятся разнообразные упражнения, которые позволяют переносить способ действия в новую ситуацию.Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.Для урока изобразительного искусства характерна классификация методов по способам деятельности учителя и учащихся, т.к. в обучении более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность учащихся и руководящая роль учителя.Соответственно и методы делятся на 2 группы:Методы самостоятельной работы учащихся под руководством педагога дополнительного образования.Методы преподавания, обучения.Методы обучения, которые определяются по источнику полученных знаний, включают в себя 3 основных вида:словесные;наглядные;практические.Формирование умений и навыков связано с практической деятельностью учащихся. Из этого следует, что в основу методов формирования умений необходимо положить виды деятельности учащихся.По видам деятельности учащихся (классификация по типу познавательной деятельности И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина) методы подразделяются на:объяснительно-иллюстративные;репродуктивные;частично-поисковые;проблемные;исследовательские.Все вышеперечисленные методы относятся к методам организации учебно-познавательной деятельности (классификация Ю.К. Бабанского).Рассматривая метод стимулирования учебной деятельности на уроках изобразительного искусства эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Также не стоит забывать использовать метод контроля и самоконтроля.Словесные методы обученияСловесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.К словесным методам обучения относят рассказ, лекцию, беседу и др. В процессе их применения педагог дополнительного образования посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.РассказМетод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований.Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным для понимания.На рассказ учителя на уроках изобразительного искусства отводится очень мало времени, а, следовательно, его содержание должно быть ограничено, строго соответствовать целям урока и практической трудовой задаче. При использовании в рассказе новых терминов учитель должен выразительно выговаривать их и записывать на доске.Возможно несколько видов рассказа:рассказ–вступление;рассказ–изложение;рассказ–заключение.Цель рассказа-вступления – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказахарактеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров.Рассказ–заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы как:изложение информации;активизация внимания;приемы ускорения запоминания;логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.БеседаБеседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».На уроках изобразительного искусства рассказ часто переходит в беседу. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией натуральных предметов, с их изображением.В зависимости от конкретных задач, от содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды беседШирокое распространение в преподавании изобразительного искусства имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Необходимость в проведении текущей беседы может возникнуть в ходе практической работы. Путем «вопрос– ответ» учащиеся получают дополнительную информацию.Закрепляющие или итоговые беседы применяются после изучения нового материала. Их цель – обсуждение и оценка работ учащихся.В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всей группы (фронтальная беседа).ОбъяснениеОбъяснение – это словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.На уроках изобразительного искусства или рисования метод объяснения может использоваться во вводной части занятия. При подготовке к работе педагог дополнительного образования объясняет, как рационально организовать рабочее место. При планировании объясняет, как определить последовательность операций. В процессе объяснения педагог ДО знакомит учащихся со свойствами различных художественных материалов, с приемами работы кисточкой и последовательностью рисования, построения предметов (на уроках рисования).Требования к методу объяснения:точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;последовательность в раскрытии причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;использование сравнения, сопоставления и аналогии;привлечение ярких примеров;безукоризненная логики изложения.Наглядные методы обученияПод наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы:метод иллюстраций;метод демонстраций.ДемонстрацияДемонстрация (лат. dionstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различныхсредств наглядности.Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются. Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т.п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов.По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда обучающиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активныйпознавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.ИллюстрацияИллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихсяс помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через проектор, эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.Требования к использованию наглядных методов:применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видетьдемонстрируемый предмет;необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живогосозерцания, абстрактного мышления и практики».Приёмы обучения изобразительному искусствуДалее рассмотрим наиболее эффективные приёмы педагогической деятельности, используемые в изобразительном творчестве и рисовании.Наиболее эффективные приемы педагогической деятельности:Учебный диалог предстает не только как один из методов обучения, но и как важный компонент, внутреннее содержание личностно-ориентированного обучения. Диалогичность выступает в данном случае одной из сущностных характеристик процесса обучения понимания искусства, не только как средство, но и самоцель обучения, не только как процесс, но и как источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности.Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приемам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами.Использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ педагогом приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.Словесный художественный образ, создаваемый педагогом, беседа.Разработка и реализация выставочных проектов студии.Коллекционирование детского изобразительного творчества.Связь с социумом (другие образовательные учреждения, художественные школы, детская картинная галерея, филармония, городская газета, полиция, телевидение).Выставки различного уровня.Такое разнообразие приемов педагогической деятельности в рамках изучения программного материала позволяет управлять процессом обучения, поддерживать эмоциональный фон и активный интерес к образовательному процессу, способствует развитию мышления, расширяет кругозор обучающихся, формирует определенные художественные навыки, умения и художественное видение, развивает потребность в познавательной деятельности и творческие способности у детей.Для активизации познавательной деятельности на занятиях широко используются средства визуальной и пластической экспрессии (рисунки, презентации, тренинги, эксперименты, игры, сказки, драматические постановки и многое другое). Такие средства способствуют поднятию эмоционального фона занятия, раскрепощению ираскрытию обучающихся, помогают заинтересовать и приобщить к творческому поиску, формируют качества творческого мышления и воображения, позволяют отказаться от шаблонности и стереотипов. Поддерживая интерес к творческой работе, и активизируя познавательную деятельность обучающихся, занятия становятся более интересными и увлекательными, дети успешнее осваивают программу.В центре внимания педагога дополнительного образования - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств. При конструировании такого взаимодействия с обучающимся происходит формирование детской активности в познании окружающей действительности и раскрытие им своей неповторимой индивидуальности, а так же развитие творческих способностей ребёнка.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения // Библиотека журнала «Директор школы». – М., 2004. - №5.Новиков А.М. Формы учебной деятельности //Школьные технологии. - М., 2007. -№4.Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследователей Pisa) // Библиотека журнала «Директор школы». – М., 2007. - №4.Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. / В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов. – М.: Дрофа, 2010.Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы. / В.С.Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Изобразительное искусство. Основынародного и декоративно-прикладного искусства. 1 – 8 классы./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой и др. – М.: Дрофа, 2002Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы. / Под рук. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2001.Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс (инновационная тьютерская модель) – 2-е доп. изд. – Ижевск: ERGO, 2010.