Публикации ХОЛОКОСТ: НИКОГДА БОЛЬШЕ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ХОЛОКОСТ: НИКОГДА БОЛЬШЕ.
Автор: Мельник Юлия Андреевна Ефремова Ольга Сергеевна

Холокост: никогда больше.
Ю.А Мельник
О.С. Ефремова
Дальневосточный филиал ФГБОУВО
Российский государственный университет правосудия
(Научный руководитель Бучко Н.П., кандидат исторических наук.,
доцент, зав. кафедрой ГСЭД)
АННОТАЦИЯ
Предмет. Исторические события, связанные с геноцидом евреев и других национальных, этнических и социальных групп, произошедшие во время Второй мировой войны. Холокост - это одно из наиболее ужасных и массовых преступлений против человечности в истории. Эта тема изучает события, происходившие во время Второй мировой войны и относящиеся к систематическому уничтожению шести миллионов евреев немецкими нацистами и их союзниками.
Цель. Сохранение памяти о миллионах невинных жертвах. Предотвращение повторения: изучение темы помогает понять, какие факторы и обстоятельства привели к данной трагедии.
Методология. В процессе исследования темы холокоста использовались методы исторического анализа. Изучение академической литературы и научных статей. Исследование дневников и писем. Анализ культурных и художественных произведений, посвященных холокосту.
Результат. Изучение предоставленной темы дает возможность получить полное представление происшествий Холокоста, его факторов, а также результатов, а кроме того раскрыть современные факторы и условия, способствующие появлению аналогичных массовых преступлений. Было выявлено, то что нехватка знаний об Холокосте, безразличность к экстремистской идеологии, а также неприятие исторических фактов продолжают представлять опасность для общественной безопасности.
Выводы. Результаты изучения доказывают потребность наиболее широкого освещения исторических событий Холокоста, а также распространения знаний о нем. Кроме того следует повысить общественные усилия по предотвращению пропаганды экстремистских идеологий, а также защите прав человека. Создание многочисленных просветительских программ и совместная работа с общественными организациями являются обязательными шагами в достижении этой цели.
Источники.
Всемирная история, изд. Аванта М.; 2002
Холокост. Большая российская энциклопедия //
Рис Л. Холокост: новая история. – М., 2017.
История Холокоста и геноцидов. ХХ век: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. А. Альтмана. — М.: МИК, 2022. — 176 с.
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
Г.В. Клокова. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Учебно-методическое пособие.
Сетевое издание РИА Новости [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 10.01.2016).
Сайт Газета.Ru [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 22.01.2016).
РОСБ telemax_spb АЛТ
telemax_spb
Центр и фонд Холокост память и предупреждение
Энциклопедия холокоста // Franois, E. (2021). The Holocaust: A Lesson About Hatred and Radicalization. Journal of Human Rights Studies, 45(2), 187-201[Электронный ресурс] URL.
Сохрани мои письма... //Сборник писем евреев периода Великой Отечественной войны / Составители: И.А.Альтман, Л.А. Терушкин.. – М.: Центр и Фонд Холокост, 2007 – ____с.
Беккер, М. (2006). Земля, пропитанная кровью. Мальдивы: Издательско-полиграфическая фирма "Tipografia Centrală
Ключевые слова: Вторая мировая война, холокост, геноцид, концлагерь, гетто, Нюрнберг, Международный военный трибунал
Холокост и его хронология событий. Английское слово holocaust заимствовано из латинской Библии (где используется в латинизированной форме holocaustum наряду с holocau(s)toma и holocaustosis), восходящей к греческим, также библейским формам ὁλόκαυ(σ) τος, ὁλόκαυ(σ)τον – сжигаемый целиком, всесожжение, жертва всесожжения, ὁλοκαύτωμα – жертва всесожжения, ὁλοκαύτωσις – принесение жертвы всесожжения; в русском языке употреблялось в формах олокауст и олокаустум (Геннадиевская Библия, 1499), в Письмовнике Курганова (XVIII в.) употреблена форма голокость – жертва, всесожжение. В английском языке термин holocaust в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны в России), а в современном значении истребления евреев нацистами – с 1942 г. Широкое распространение он получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля. В советской прессе этот термин появляется в начале 1980-х годов, первоначально в форме холокауст, позже – в нынешнем виде, подражающем английскому произношению. В современном английском с прописной буквы (Holocaust) слово употребляется в значении истребления нацистами евреев, а со строчной (holocaust) – в других случаях.
В последнее время наблюдается всплеск интереса к истории нацистских преступлений на территории нашей страны. Это, в частности, выражается в реализации масштабного проекта Без срока давности, который представляет часть серийной публикации и включает архивные документы о преступлениях нацистов и их пособников, подтверждающие факт геноцида против мирного населения на оккупированной территории РСФСР в годы Великой Отечественной войны
Использование термина геноцид советского народа в качестве характеристики нацистского оккупационного режима на территории CCСР свидетельствует о необходимости дальнейшего анализа в современной историографии преступлений оккупационного режима против разных категорий жертв, ввода в научный оборот новых, ранее недоступных архивных источников, а также уточнения терминологического аппарата. Не случайно и обращение именно к термину геноцид, которое все чаще встречается в СМИ и публичных выступлениях представителей государственных структур и общественных организаций. Само это понятие также неразрывно связано с историей геноцида армян, Холокоста и двух мировых войн, поскольку получило международный правовой статус после принятия 9 декабря 1948 г. Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. В совместной Декларации от 24 мая 1915 г. стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности. К геноциду нередко относятся и массовые убийства христианских народов (греков и ассирийцев, а также езидов) в Османской империи в годы Первой мировой войны и вскоре после нее.
Хронология событий Холокоста.
1939: Предварительные меры и начало преследований.
1933 год: Гитлер становится канцлером Германии. Нацистская партия начинает проводить антисемитскую пропаганду и вводить дискриминационные законы против евреев.
1935 год: Принятие Нюрнбергских законов, которые лишают евреев гражданских прав и устанавливают расовую идентификацию.
1938 год: Кристальная ночь — нацисты организуют массовые погромы и разрушения еврейских магазинов, синагог и домов.
1941: Начало массовых убийств.
1939 год: Начало Второй мировой войны. Нацисты начинают массовые аресты и депортации евреев в гетто.
1941 год: Начало операции Барбаросса — нацистская Германия нападает на Советский Союз. Начало массовых расстрелов евреев на оккупированных территориях.
1945: Финальное решение и освобождение.
1942 год: Вазе-конференция — нацисты принимают решение о финальном решении еврейского вопроса, т.е. о массовом уничтожении евреев.
1943 год: Восстание в Варшавском гетто — евреи сопротивляются массовым депортациям и вооружено борются против нацистов.
1944-1945 годы: Освобождение концентрационных лагерей союзными войсками. Открытие масштабов уничтожения и освобождение выживших.
Хронология событий Холокоста демонстрирует постепенное развитие преследований и уничтожения евреев, начиная с дискриминации и законодательных ограничений, и заканчивая массовыми убийствами и освобождением лагерей.
Факторы и обстоятельства, которые привели к Холокосту. Холокост был результатом сложной комбинации факторов, которые привели к систематическому уничтожению еврейского народа и других групп национальностей, религий и этнических групп во время Второй мировой войны. Вот некоторые из основных причин и факторов, которые способствовали возникновению холокоста:
Антисемитизм. Антисемитизм, или ненависть к евреям, существовал в Европе на протяжении многих веков. Евреи были часто воспринимаемы как “чужие” и “враги”, и им приписывались различные негативные стереотипы. Антисемитизм стал основой для идеологии нацистской Германии и других стран, которые приняли участие в холокосте.
Национализм и расизм. Нацистский режим Германии пропагандировал идею “арийской расы” как превосходящей другие расы. Это привело к идеологии расового превосходства и дискриминации других этнических групп, включая евреев. Национализм и расизм стали основой для систематического преследования и уничтожения миллионов людей.
Политическая нестабильность. Период между двумя мировыми войнами был временем политической нестабильности в Европе. Это создало благоприятную почву для возникновения авторитарных режимов, таких как нацистская Германия, которые использовали холокост как средство укрепления своей власти и уничтожения оппозиции.
Пропаганда и манипуляция. Нацистский режим использовал мощную пропаганду и манипуляцию, чтобы убедить население в необходимости уничтожения евреев и других “неподходящих” групп. Пропаганда создала атмосферу ненависти и страха, которая позволила холокосту произойти без серьезного сопротивления со стороны общества.
Безразличие и молчание. Многие страны и общества мира были безразличны к происходящему во время холокоста. Многие правительства и лидеры не предпринимали достаточных мер, чтобы остановить уничтожение евреев и других групп. Молчание и безразличие способствовали продолжению холокоста и увеличению его масштабов.
Все эти факторы вместе привели к холокосту, который стал одним из самых ужасных преступлений против человечности в истории. Изучение этих причин и факторов помогает нам понять, как предотвратить подобные ужасы в будущем и бороться с ненавистью и дискриминацией.
Изучение дневников и переписок евреев. Многие дети стали жертвами Холокоста, лишившись своих семей и детства из-за нацистской политики уничтожения евреев. Некоторым удалось выжить благодаря усилиям справедливых людей, но для большинства детей это время оставило невосполнимые потери и травмы. Эти дневники юных авторов передают их переживания, отражают те чувства и тот шок, который им пришлось пережить в течение этих ужасных лет.
Дневник Анны Франк. Анна Франк, которая вела дневник, скрываясь со своей семьей и небольшим числом знакомых на чердаке склада в Амстердаме, является одним из самых известных авторов дневников, написанных в годы Холокоста. Из-за огромной популярности дневника Анны Франк, другие записи детей, переживших Холокост, на некоторое время остались в тени. Однако по мере увеличения интереса к этому периоду истории, были опубликованы и другие дневники, рассказывающие о жизни молодых людей под нацистским гнетом. Авторы этих дневников представляли разные социальные слои общества. Они происходили из разных семей - бедных, среднего класса, богатых, религиозных и не очень. Но большинство из них сохраняло связь с еврейской культурой, независимо от своей личной веры.
Дневники детей про холокост можно разделить на три категории:
1)написанные детьми, бежавшими с территорий, находившихся под контролемнацистской Германии, и ставшими беженцами или партизанами; 2)написанные детьми, скрывавшимися в тайных убежищах; 3)написанные молодыми людьми, попавшими в гетто, либо живущими в условиях других ограничений, введенных германскими властями, либо, реже, ставшими узникамиконцлагерей.
Дневники беженцев. Дневники беженцев чаще всего были написаны в конце 30-х — начале 40-х годов детьми из ассимилировавшихся еврейских семей из Германии, Австрии или Чехии. Во многих из этих дневников затрагивалась тема смены места жительства, так как всем этим юным авторам пришлось пожертвовать любимым домом, чтобы найти убежище среди незнакомых людей в далекой стране. Некоторые авторы, например Ютта Зальцберг (р. в 1926г. в Гамбурге, Германия), Лилли Кон (р. в 1928г. в Хальберштадте, Германия), Сюзи Хильзенрат (р. в 1929г. в Бад-Кройцнахе, Германия) и Элизабет Кауфман (р. в 1926г. в Вене, Австрия; ум. в 2003г.), спасались бегством вместе с братьями и сестрами или родителями. Другие, например Клаус Лангер (р. в 1924г. в Гливице, Верхняя Силезия), Петер Файгль (р. в 1929г. в Берлине, Германия), Вернер Ангресс (р. в 1920г. в Берлине, Германия; ум. в 2010г.) и Лея Едваб (р. в 1924г. в Белостоке, Польша), прибыли в чужую страну одни.
Дневники, написанные в тайных убежищах. Подобно Анне Франк, некоторые молодые люди скрывались, чтобы избежать столкновения с германскими властями, на чердаках, в подземных укрытиях и подвалах по всей Восточной и Западной Европе. Дневники этих авторов — среди них Отто Вольф (р. в 1927г. в Могельнице, Чехословакия), скрывавшийся в Протекторате Богемии и Моравии; Мина Глюксман, Клара Крамер (р. в 1927г. в Жолкве) и Лео Зильберман (р. в 1928г. в Пшемысле), скрывавшиеся в Польше; Берти Блох-ван-Рейн, Эдит ван Хессен (р. в 1925г. в Гааге) и Анита Мейер (р. в 1929г. в Гааге), скрывавшиеся в Нидерландах, — описывают трудности и опасности их нелегальной жизни.
Дневники, написанные в гетто, лагерях или оккупированных районах. Большинство дневников, написанных во время Холокоста, принадлежали детям и молодым людям, проживавшим в гетто на территории оккупированной немцами Европы. Они передают не только чувства изоляции, страдания, тягот и лишений, которые испытывали их авторы, но и описывают сопротивление и борьбу за выживание. Многие из этих дневников были написаны детьми, проживавшими в различных гетто, расположенных на подконтрольной немцам территории Восточной Европы, особенно в Польше и бывшем Советском Союзе. Среди них известны дневники Давида Шераковяка (р. в 1924 г. в Лодзи; ум. в 1943 г. в Лодзинском гетто) и два дневника безымянных авторов-подростков из Лодзи. В Варшавском гетто нашли мало полных дневников, однако сохранились разрозненные записи Янины Левинсон (р. в 1926 г. в Варшаве; ум. в 2010 г.), которые позже были включены в написанные ею впоследствии мемуары. Дневники Ирены Глюк (р. в 1926 г.; ум. прибл. в 1942 г.), Рени Кноль (р. в 1927 г.) и Галины Нелькен (р. в 1924 г. в Кракове) повествовали о жизни в Краковском гетто, а дневники Давида Рубиновича (р. в 1927 г. в Кельце; ум. в 1942 г. в Треблинке), Эльзы Биндер и Рутки Либлих (р. в 1926 г.; ум. прибл. в 1942 г. в Освенциме) описывали гонения, которым они подвергались в заключении.
Письмо Штейнберг Владимира Львовича (1925-1945). Находился в гетто. Мать убита нацистами. Письмо адресовано сестре и ее мужу. Перевод с идиша. Передал Ю.С. Лурье (Москва).
...Сегодня у меня годовщина со дня смерти моей дорогой матери, которая погибла от рук немецких преступников 14 ноября 1941 года. В этот день, в пять часов утра в нашем городе началось массовое убийство еврейского населения. К ночи было убито девять тысяч человек: мужчин, женщин, детей…
Письмо из Кишинёвского гетто. Единственное, о чем я сожалею, так это то, что мои глаза больше никогда вас не увидят, я много страдаю. Была надежда, что мы снова увидимся, но она исчезла. Раз, лишь только раз увидеть вас снова, а затем - пусть самое худшее произойдет. Строки из последнего письма, написанного Идой Голдиш ее старшей сестре Кларе, накануне депортации из Кишиневского гетто в Транснистрию.
Являясь сыном еврейского народа… Зеленый Вульф Иосифович (1923-1943). Для всего многонационального народа, а особенно для еврейского народа, настал тяжелый час […] кровавые руки Гитлера хотят поработить его, еще хуже, стереть с лица земли, но это им не удастся. Еврейский народ еще покажет, где правда, еще отомстит за измученных его дочерей и сынов. Являясь сыном еврейского народа [… ], осознавая все это, я сражался с врагом смело и мужественно, не щадя своих сил и жизни, для народного дела. Дорогие папочка и мамочка! Даю вам слово, что в дальнейшем буду также честно и благородно служить Родине, партии и правительству, так высоко оценившей мой скромный труд. […]
Холокост оказал огромное влияние на людей, писавших дневники и письма во время этого ужасного периода. Они испытывали невообразимую травму и страдания, которые отразились в их записях. Чувства страха, беспомощности, горя и утраты пронизывали каждую строчку их текстов. Однако, несмотря на все тяготы, многие из них находили силы продолжать писать, выражая свои мысли, эмоции и надежду на лучшее будущее. Их дневники стали свидетельством сопротивления и борьбы за выживание, а также источником вдохновения для других людей. Холокост привел к тому, что многие из них были вынуждены скрываться, чтобы избежать попадания в лагеря смерти или расстрела. Это создало постоянную угрозу для их жизни, что отразилось в их записях…
Свидетельства о холокосте, представленные в Нюрнберге. Суд, состоявшийся в Нюрнберге, Германия, после Второй мировой войны, был самым известным судебным процессом по военным преступлениям. Международный военный трибунал, представленный судьями из Великобритании, Франции, Советского Союза и США, рассмотрел дела 24 главных немецких военных преступников. Эти преступления включали противоправные действия против мира, военные преступления, преступления против человечности и заговор для их совершения.
Среди оснований для обвинения были такие факты, как:
—агрессивная политика, направленная против Австрии и Чехословакии;— военное вторжение в Польшу и ряда других стран;— война против всего человечества (1939-1945гг.)— пособничество с нацистскими странами (Япония и Италия), враждебные действия против Соединенных штатов(1936-1941)— грубое несоблюдение пакта о ненападении (Молотова – Риббентропа) с СССР от 23.08.1939 и вторжение в Советский Союз— преступления против человечности— преступления в военной сфере(геноцид против определенных национальных групп: славян, евреев, цыган; убийства военнопленных; многочисленные нарушения прав и свобод граждан на захваченных территориях и др. )
Четыре основные страны-обвинители в Нюрнбергском процессе, были Англия, Франция, США и Советский Союз. В результате Нюрнбергского процесса было проведено 403 публичных заседания и 216 судебных слушаний. Было зачитано 300 000 письменных показаний и выслушано 240 свидетелей. Протоколы судебных заседаний достигли объема в 16 000 страниц. Всего во время этого судебного процесса было использовано 5 000 000 листов бумаги, весом в 200 тонн. Для аудиозаписи судебных заседаний было использовано 7 тысяч граммофонных дисков и 27 000 метров звуковой пленки. Главная роль Нюрнбергского суда заключалась в том, что враждебные действия и проявление агрессии в отношении других стран являются главным международным преступлением. Такие преступления против человечества и мира не имеют срока давности или места. Нюрнбергский суд стал первым случаем в современной истории, когда военные преступления расследовались не только национальным судом, но и международным органом в области уголовного права.
К чрезвычайно важным заслугам Нюрнбергского процесса относится целенаправленный сбор документов публичного характера, свидетельствовавших об ужасных преступлениях, включая Холокост, совершенных немцами и их союзниками во время Второй мировой войны. Немцы уничтожили часть архивных записей в конце войны, а некоторые немецкие документы были уничтожены во время бомбардировки немецких городов Союзниками, армии Союзников захватили миллионы документов во время завоевания Германии в 1945 году.
На Нюрнбергском процессе было представлено множество свидетельств о Холокосте. В числе основных доказательств были следующие:
Свидетельские показания: Выжившие узники концентрационных лагерей, узники военнопленные, очевидцы и сотрудники лагерей делали свидетельские показания о преступлениях, которые они видели или в которых участвовали.
Документы: Были представлены оригинальные документы, которые свидетельствовали о масштабе и организации Холокоста. Среди них шло более 3 000 документов, включая ордера, зарегистрированные командующими лагерями, письма, доклады и командные приказы.
Фильмы и фотографии: Были представлены кинофильмы и фотографии, сделанные союзными войсками и сотрудниками концентрационных лагерей после их освобождения. Эти фильмы и фотографии демонстрировали страшные условия жизни в лагерях, а также глазах очевидцев.
Медицинские экспертизы: Были проведены медицинские экспертизы на трупах, освобожденных из концентрационных лагерей, чтобы доказать убийства и жестокость, совершенные нацистами. Эксперты анализировали причины смерти, следы пыток и экспериментов, а также физические ужасы.
Во время Нюрнбергского процесса специальная съемка нацистской Германии стала важным доказательством преступлений против человечества. С начала возникновения нацистской партии в 1920-х годах, а также во время военных действий Второй мировой войны немецкие фотографы и съемочные группы записывали (часто с гордостью) зверства и достижения в насаждении своей идеологии. 29 ноября 1945 года обвинители Международного военного трибунала представили часовой фильм под названием "Нацистские концентрационные лагеря". Когда по окончании фильма зажегся свет все собравшиеся на процессе сидели молча. Воздействие на людей этого визуального доказательства стало поворотным моментом в Нюрнбергском процессе. Фильм перенес Холокост в зал суда.
Главным доказательством, что холокост существовал являются свидетельские показания. Люди пережившее это страшное время испытали на себе политику геноцида.
Эти и другие свидетельства использовались для доказательства масштаба преступлений, совершенных нацистским режимом во время Холокоста, и для признания виновности и наказания подсудимых на Нюрнбергском процессе.
Недопущение в наше время такой страшной трагедии. В течение человеческой истории были совершены громадные преступления против человечности, и одним из самых ужасных событий был Холокост. В период с 1941 по 1945 годы нацистская Германия уничтожила около 6 миллионов евреев, а также миллионы людей других национальностей, политических диссидентов и интеллектуалов. Этот злодеяние не только обозначило яркую черную страницу в истории человечества, но и является поучительным уроком о том, какой ужас может произойти, когда ненависть и нетерпимость присутствуют в нашем обществе. Чтобы предотвратить повторение подобных ужасов, мы должны усвоить уроки Холокоста и максимально приложить усилия, чтобы проконтролировать и устранить все признаки ненависти и радикализации в наших обществах.
Близость всех людей. Одним из наиболее важных факторов, способных помешать повторению Холокоста, является осознание нашей общей человеческой природы. Прежде всего, мы должны признать, что все люди равны в своих правах и заслуживают уважения и достоинства. Повышение подобной осведомленности поможет нам проникнуться важностью разнообразия, толерантности и взаимопонимания. Внесение изменений в образовательные программы с целью продвижения обучения о Холокосте и других событиях, связанных с геноцидом и нарушением прав человека, является необходимым шагом, чтобы предотвратить повторение подобных ужасов в будущем.
Борьба с языком ненависти. Мы также должны бороться с использованием языка ненависти, который часто становится отправной точкой для угнетения, дискриминации и насилия. В своих словах и поступках мы должны признавать влияние наших действий на других и использовать язык, который способствует взаимопониманию, солидарности и уважению к различиям. Государства, организации и СМИ должны трудиться над созданием законодательной и информационной среды, которая запрещает и сдерживает использование языка ненависти.
Защита прав человека. Защита прав человека должна быть важнейшим приоритетом на всех уровнях общества. Необходимо укрепить систему судопроизводства, чтобы преследование нарушителей было полным и беспристрастным. Кроме того, следует создать международные механизмы, которые обеспечат мониторинг, предупреждение и реагирование на потенциальные геноциды и другие формы.
Проект Без срока давности — [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 27.11.2021).
Предпринимаются попытки трактовать термин по принципу гражданства жертв, а не их этнической, национальной или расовой принадлежности. Так, в декабре 2021 г. Нижняя палата Парламента Беларуси одобрила во втором чтении закон О геноциде белорусского народа, максимальное наказание за нарушение которого — 10 лет тюрьмы в случае повторного осуждения. Закон определяет белорусский народ как советских граждан, проживавших на территории Белорусской Советской Социалистической Республики во время Второй мировой войны. Документ, тем не менее, устанавливает хронологические рамки этого геноцида с 1941 по 31 декабря 1951 г. Он не выделяет евреев и цыган, которых уничтожали по расовому и этническому принципу, в отдельную категорию жертв. Прокурор страны заявил о намерении потребовать создать в Гааге специальный Международный трибунал о геноциде белорусского народа. По мнению ряда экспертов, этот Закон стирает грань между Холокостом и преступлениями, совершенными нацистами против белорусского народа и ведет к искажению Холокоста.
См. Yacoub J. The Assyrian Question, Chicago, Alpha Graphic, 1986; Khosroeva A. The Assyrian Genocide in the Ottoman Turkey and the Adjacent Turkish Territories (late 19th and the first quarter of the 20th centuries), Yerevan, 2004; Геноцид греков Понта. Сб. статей. Спб.: Алатейя, 2021.
Dawidowicz, Lucy S. The War Against the Jews, 1933-1945. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1975.
Frank,A.,Райт-Ковалева,Р.(2018).Дневник.Россия:FTM.

Сохрани мои письма... //Сборник писем евреев периода Великой Отечественной войны / Составители: И.А.Альтман, Л.А. Терушкин.. – М.: Центр и Фонд Холокост, 2007 – ____с.
Беккер,М.(2006).Земля, пропитанная кровью.Мальдивы:Издательско-полиграфическая фирма "Tipografia Centrală".

Franois, E. (2021). The Holocaust: A Lesson About Hatred and Radicalization. Journal of Human Rights Studies, 45(2), 187-201.