Публикации Реализация регионального компонента в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация регионального компонента в ДОУ
Автор: Андрюшина Любовь Павловна

Национально-региональный казачий компонент реализуемый в ДОУ (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.Основная цель реализации в ДОУ национально-регионального казачьего компонента – воспитать ценностно-смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом, традициями, культурой, природой донского края.Региональный аспект дошкольного образования,  раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края. Содержание выступает эффективным средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств и мироотношений, смыслов, через включение в активную музыкальную, речевую, конструктивную, игровую, экологическую деятельность.Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, ДОУ реализует наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям:
  • знакомство с жизнью и бытом донских казаков, традиционными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством: на занятиях по познавательному, речевому, музыкальному, изобразительному и физическому развитию, в совместной, досуговой деятельности;
  • знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
  • привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для создания единого воспитательно-образовательного этнокультурного пространства реализации регионального компонента;
  • создание системы работы с социумом, погружая дошкольников  в сферу культурных ценностей и смыслов;
  • создание предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента.
  • Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, кроме календарных, занимают календарно-обрядовые праздники: «Покров на Дону», «День матери-казачки», «Рождество», «Святки», «Сретенье», «Масленица», «Сороки», «Пасха на Дону», «Красная горка», «Троица»портивные конкурсы, такие как:– «Дед, батя и я – казачья семья», «Любо, казачка», «Донцы-удальцы». Игровые программы: «В гости к хозяюшке Аксинье за прибаутками и небылицами», «В гости к хозяюшке Аксинье за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками»; праздник казачьей песни; ярмарки « Что нам осень принесла? » и др. Познавательное развитие: Казачьи промыслы: гончарное дело, обработка дерева, лозоплетение, вышивка и др.Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Поэтому наше ДОУ тесно сотрудничает с Драматическим казачьим театром им. В.Ф. Комиссаржевской. Актеры приезжают в детский сад с выездными спектаклями, а также организуют поездки детей в театр. Новинки нашего театра – интерактивные спектакли, на которых сами ребята могут побыть актерами, а так же узнать много познавательного о сказках, их авторах и др. ; Музеем Донского казачества, Атаманским дворцом, принимая участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Покрова», «Веселая Масленица» и др.), музеями Грекова, Крылова; библиотеками Гайдара, Шолохова, участвуя в «Днях детской книги». Так же на базе ДОУ сотрудники библиотеки организуют выездные мастер-классы , н-р, по изготовлению  народных обереговых кукол «Кукла-крупеничка», «кукла-коза» (льнянушка) и др., презентации, выставки для дошкольников на разнообразную тематику.Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, уголков казачьего быта. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. В практике работы ДОУ с родителями используются разнообразные активные формы: организация городских конференций для родителей и общественности: «Дошкольникам о родном крае», «Казачьему роду – нет переводу» и др., в которых специалистами ДОУ для родителей проводятся различные мастер-классы, проводятся выставки детско-родительского творчества, концерты, презентации и др. Семейные посиделки «За казачьим столом», семейные встречи в музее «Казачья горница», совместные экскурсии по городу, в городские музеи, театры, создание фотоальбомов, выставок совместно с родителями имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.Для эффективной реализации регионального компонента необходима так же подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.Внедряя в практику работы региональный компонент, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.Поэтому, с целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.С целью стимулирования активного внедрение в опыт работы ДОУ регионального компонента образования, непосредственно связанного с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами, выявления педагогов наиболее активно и эффективно использующих региональный компонент образования в учебном процессе, повышения уровня педагогического мастерства воспитателей и специалистов ДОУ, педагоги принимают участие в городском дистанционном конкурсе педагогического мастерства. В декабре 2015 г. были подведены итоги участия педагогов города в городском дистанционном конкурсе педагогического мастерства «На Дону, на вольном Доне». Все педагоги , принявшие участие в конкурсе были награждены сертификатами участников, а победители – дипломами лауреатов.Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.Безусловной заслугой педагогического коллектива является соединение в работе этнической педагогики с современными тенденциями дошкольной дидактики.Реализация данной работы помогает воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.