Публикации Информационная безопасность детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационная безопасность детей
Автор: Доленко Мария Валентиновна

В доме есть такой предмет:Очень нужный – Интернет.Дети в нём найдут загадкиИ картинки, и отгадки.Можно в игры поиграть,Можно книгу прочитать.Можно видик посмотреть,На ракете полететь.…Села как- то наша МашаЗа компьютер поиграть.Вдруг экранчик вылезает,Зайти на сайты приглашает.Маше папа говорил:-Как-то он сайт сходил,А потом его компьютерОчень долго он лечил.Антивирусник «Аваст»От атак его не спас.Помни, Маша, 10 правил:-Не меняй в настройках правил.-Подозрительные файлыНикогда не открывай,-На любимый свой компьютерНи за что не сохраняй.- Береги пароль и логин,- Свои фото береги.- И на сайты без проверокНикогда не заходи.- Узнав друга в интернете,Не спеши к нему идти.Посоветуйся с родными,Может он решил вредить.-Не участвуй в травле деток.- Никого не обзывай.- И на глупые дразнилкиНикогда не отвечай.Уважаемые дети!Всем вам хочется сказатьМожно «лазить» в интернете,Если правила все знать!Мы заходим в Интернет.Что же нам там посмотреть?Папа смотрит — «Новости!»Мама — фильм-концерт.Ну а я, хотел бы передать привет.Сайтов много в Интернете.Знают взрослые и дети«Фактор Роста» - для меня нужная страница,Здесь я многому могу сразу научиться.Интернет — хороший друг.Он поможет в школе.Учит грамотными быть,Книжек много не носить.Я за то ему спасибоОчень часто говорю.И кто пользу нам приноситВсех за все благодарю.Но обидно всем бывает,Если «честный господин»Вирусы нам посылает.Интернет здесь победим.Я хочу, чтоб в мире этомБыли б честны с Интернетом!
  • Знакомство с персонажами сказки А. Н. Толстого «Приключения Буратино». (Презентация, слайд 2)
  • - Ребята, герои какой сказки пришли к нам сегодня в гости?- Что вы знаете о Буратино?- Куда папа Карло его отправил?- Почему он не попал в школу?- Кто пытался научить Буратино грамоте? (Мальвина)Сегодня Мальвина расскажет Буратино и нам о компьютере и об Интернете.
  • Игра «Угадай-ка» (Презентация, слайд 3)
  • Что за чудо-агрегатМожет делать все подряд –Петь, играть, читать, считать,Самым лучшим другом стать? (компьютер)На столе он перед нами, на него направлен взор,подчиняется программе, носит имя... (монитор)Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишьи курсором управляешь. Ты – компьютерная... (мышь)Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.Очень тонкая натура. Имя ей ... (клавиатура)Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног,и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок)Сетевая паутина оплела весь белый свет, не пройти детишкам мимо. Что же это? (Интернет)
  • Знакомство детей с Интернетом. (Презентация, слайд 4)
  • - Ребята, что такое Интернет? Кто из вас пользуется интернетом? Какую информацию вы оттуда берете?- Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации.- Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.- При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника.- В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.- Что касается Интернета, то, кроме чатов, там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
  • Чтение стихотворений детьми об Интернете. (Презентация, слайд 5)
  • - Где найти подругу Олю?Прочитать, что было в школе?И узнать про все на свете?Ну конечно, в Интернете!Там музеи, книги, игры,Музыка, живые тигры!Можно все, друзья, найтиВ этой сказочной сети!Мы откроем Интернет…И чего там только нет?!В нем и фильмы, и мультяшки,Песни, ребусы, раскрашки.Все, что хочешь, мы найдем,Если в гугл попадем.
  • О компьютерных играх.
  • - Итак, в Интернете можно найти много полезной информации, а можно просто поиграть. (Презентация, слайд 6)За компьютером сижу,На экран его гляжу.Увлекла меня с утраИнтересная игра.До чего люблю я, братцы,С грозной нечистью сражаться:Поражения не зная,Злобных монстров побеждаю!Но, чтоб я не расслаблялся,Хитрый монстр теперь попался,И на уровне на пятомОн убил меня, ребята.Я убит… Вот это да!Это вам не ерунда!Хорошо, что монстр злой-Виртуальный, не живой!- Не все игры построены на агрессии. Вы должны выбирать логические игры, которые помогают развивать мышление и внимание, игры для изучения школьных предметов.Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания.Главное, из всего разнообразия игр – выбрать наиболее полезные, но нельзя слишком увлекаться, чтобы не попасть в зависимость от компьютерных игр.
  • Опасности в интернете. (Презентация, слайд 7)
  • - Интернет может быть прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, сеть тоже может быть опасна. Угрозы, хулиганство, вымогательство, не этичное и агрессивное поведение, вредоносные программы (вирусы) – все это нередко можно встретить. (Презентация, слайд 8)Я советую вам дети -Не гуляйте в Интернете.Много гадостей нежданных будут вас подстерегать.Вам компьютерные сетиМогут быть опасны дети.И поэтому вам лучше в Интернете не гулять.И ночами не блуждайтеВы по разным страшным сайтам.Что хорошего там можно вам на сайтах увидать?Не спешите сразу смелоРаспаковывать и-мейлы.В них троянскую лошадку может кто-то вам прислать. (Презентация, слайд 9)Или даже гадкий вирус,И заглючит сразу Виндоус.Мама будет не в восторге, папа схватит свой ремень. (Презентация, слайд 10)И пройдет всего минута,Как сломается компьютер.И чинить его придется злому папе целый день.А еще скажу, ребята -Не сидите вы по чатамДяди глупые научат нехорошим всем словам.Нет в помине этикетаНа просторах ИнтернетаНу и чем тогда скажите, он полезен будет вам?Злые хакеры секретноВас взломают незаметноИ тогда вам будет худо, смело вам признаюсь я.Вы послушайте советы -Не гуляйте в ИнтернетеЛучше книжечки читайте, пользы больше в них, друзья!!!
  • Основные правила пользования Интернетом для учеников младших классов.
  • - Перед тем, как выходить в Интернет самостоятельно, следует знать ряд правил:1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет. (Презентация, слайд 11)2. Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей, как безопасно общаться. (Презентация, слайд 12)3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья. (Презентация, слайд 13)4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не нужно, чтобы незнакомые люди видели фотографии Ваши, Ваших друзей или Вашей семьи. (Презентация, слайд 14)5. Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду. (Презентация, слайд 15)6.  Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека. (Презентация, слайд 16)7.  Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям. (Презентация, слайд 17)Советы для детей:1. Не нажимайте на ссылки. Когда Вы общаетесь в чате с помощью систем обмена мгновенными сообщениями или если Вы получили письмо, никогда не нажимайте непосредственно на ссылку, особенно если она пришла от неизвестного Вам человека. 2. Не скачивайте и не открывайте файлы из подозрительных источников. 3. Не общайтесь с незнакомцами. Пользуясь чатами и системами обмена мгновенными сообщениями, Вы никогда не знаете, с кем Вы общаетесь на самом деле. 4. Не распространяйте через Интернет свою конфиденциальную информацию. Никогда не отправляйте личную информацию (Ваши данные, фотографии, адрес и пр.) по электронной почте и через системы обмена мгновенными сообщениями, а также никогда не публикуйте такого рода информацию в блогах и форумах.5. Будьте бдительны. Если программа, которую Вы не помните, чтобы устанавливали, начинает показывать Вам всплывающие окна с предложением что-то купить, будьте бдительны. 6. Не запускайте подозрительные файлы. Если Ваше решение безопасности скажет Вам, что файл может содержать (или содержит) вредоносную программу, не открывайте этот файл. Просто удалите его. 7. Поговорите с Вашими родителями или учителями. Если у Вас возникли вопросы обо всем этом, если Вы столкнулись с чем-то подозрительным, если Вы получили оскорбительные или опасные письма, то обсудите это со взрослыми. Они смогут Вам помочь.
  • Просмотр видеоролика «Безопасный Интернет». (Презентация, слайд 18)
  • Ежегодно в мире проводится День безопасного Интернета. В 2013 году он выпал на 5 февраля.
  • Итог:
  • - Как вы думаете, нужен ли нам Интернет? Что мы должны помнить при работе в Интернете? (Правила безопасности)- Нужен детям с ранних летБезопасный Интернет. (Презентация, слайд 19)Игра «Смайлики». (Презентация, слайд 20-24)- Во время общения в Интернете люди используют смайлики, с помощью которых они передают свои эмоции, настроение.Изображение смайликов вы видите на картинках. Выберите тот из них, с помощью которого вы можете изобразить свое настроение после всего, что вы узнали сегодня об Интернете. Изобразите на своих рисунках то, что вы запомнили из нашего разговора на классном часе. (Дети рисуют, учитель раздает всем памятки «Основные правила для учеников младших классов»)Конспект занятия по информационной безопасности «Безопасный интернет» (старшая группа)Тема«Безопасный интернет»Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.Задачи:Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности, активизация словаря (монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет).Повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;Формирование системы действий и способов безопасного использования Интернета.Развивать навыки самоконтроля при общении в Сети.Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.Ход1. Сюрпризный момент: к детям в гости заглянула королева Безопасность-Здравствуйте ребята, я пришла к вам очень взволнованная и расстроенная. Мне сорока на хвосте принесла очень страшную новость. Что в одном из детских садов дети не знают, что такое безопасность.По адресу ли я пришла, я хочу проверить! Примите вы меня к себе в группу? (Да с интересом говорят дети)- Ребята, а вы любите приключения? (Ответы детей)- Хотите отправиться в интересное путешествие? (Ответы детей)-Тогда приготовьтесь, отправляемся в путешествие!  -А куда догадаетесь, поиграв в игру «Угадай-ка».***Вставайте полукругом и слушайте! (В руках у королевы картинка «паутина») с загадкой-Ребята, отгадайте загадку.- Сетевая паутина оплела весь белый свет,не пройти детишкам мимо.    Что же это? (Интернет).- Замечательно! Наше сегодняшнее путешествие по Интернету.Практически все мы пользуемся Интернетом. Он давно стал частью жизни современного человека.- У кого из вас дома есть Интернет?  (Почти у всех) Хорошо.- А кто из вас сможет объяснить, что такое Интернет? (ответы детей)- Для того, чтобы вы больше понимали, что такое Интернет Посмотрим видеоролик «Фиксики - Интернет|»-Так что же это? (ответы детей по просмотренному ролику)Воспитатель уточняет: - Интернет — это как бы невидимая паутинка, которая соединяет все компьютеры.В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера, поиграть в игры, но там много и вредной информацииСеть Интернет разработали еще в 60 годах.  Но прошло несколько десятков лет, и мы уже не представляем своей жизни без Интернета. Для всеобщего пользования сеть Интернет стала доступна в 1991 году. В 2021 г исполнилось 30 лет как люди пользуются интернетом.- Давайте посмотрим, для чего же он нам так необходим!Звучит песня «До чего дошёл прогресс». (Слайд 2)– Да, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наука, техника.Давайте поговорим об очень умной, интересной и полезной машине.*****-Отгадайте, о чём пойдёт речь?1. Что за чудо-агрегатМожет делать все подряд -Петь, играть, читать, считать,Самым лучшим другом стать? (компьютер) (Слайд3)-Ребята, у вас есть дома компьютеры?  (Дети: да)Воспитатель: А что такое компьютер?  Дети: ответы детейВоспитатель: а вы ребята знаете каких частей состоит компьютер?***-Отгадайте загадки:на столе он перед нами,на него направлен взор, подчиняется программе, носит имя.  ДетиМонитор ***Воспитатель: нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.Очень тонкая натура. Имя ей.              ДетиКлавиатура.***Воспитатель: По ковру зверек бежит,То замрет, то закружит,Коврика не покидает,Что за зверь, кто угадает?         Дети: (компьютерная мышь)***Это - чудо чемодан лампа, кнопка да карман.Он окутан проводами, провода и тут, и там.   Дети: Системный блок.Королева: олодцы ребята! Да, действительно Компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мышки.Рассказ воспитателя: - Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Сложно представить, но еще несколько лет назад компьютер был диковинкой. Самый первый компьютер был больше похож на огромный шкаф от пола до потолка, который занимал всю комнату, а весил такой компьютер как слон, 4,5 тонны. Этот компьютер мог только выполнять операции вычитания и сложения, а также операции умножения и деления. Учёные работали над тем, чтобы уменьшить его в размерах и увеличить объем операций, и со временем компьютер стал приобретать знакомую нам форму современного компьютера, который стал доступен каждой семье.Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?-У вас наверно уже у всех есть телефоны. А вы знаете, что телефон, планшет — это уменьшенная копия компьютера, который умеет ещё и звонить?  Воспитатель  как вы используете компьютер? (Ответы детейкаждый ребёнок говорит по 1 фразе: слушаю музыку, играю, выполняю задания, пишем сообщения, общаемся по скайпу с родственниками, которые живут очень далеко).Воспитатель о ведь компьютер, нужен не только дома, но и каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в работу.ВоспитательРебята, всё внимание на экран. - Сейчас посмотрим, где же он так необходим!Просмотр видеоролика «Для чего нужен компьютер?»-Так, где и для чего нужен компьютер? Ответы детей после просмотра (в авиа и железнодорожных кассах, в банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей).- Молодцы!*****Воспитатель: Люди разных профессий по-разному используют компьютер. Компьютер нужен в работе архитекторам, конструкторам, бухгалтерам, программистам, врачам.Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время?Дети: нет, нельзяВоспитатель: А почему?Дети: может испортиться зрение, осанку.Воспитатель: - Да, совершенно, верно, если долго сидеть за компьютером, может испортиться зрение, осанку, а еще это вредно для нашей нервной системы. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время. А у взрослых бывают перерывы для отдыха.****Воспитатель: Ребята, запомните, что  подключаться к интернету нужно только вместе с родителями. Потому что в интернете много информации, которая не безопасна для детей. Скачивать с интернета игры, музыку и загружать файлы нужно только в присутствии взрослых!А вы знаете правила работы в интернете? Предлагаю вам всем вспомнить и запомнить эти не сложные правила.Воспитатель – А что обычно ребята вы делаете за компьютером?Дети: Играем в игры, смотрим мультфильмы.Воспитатель: В какие игры вы играете? А какие мультфильмы любите?Дети: ответы детейВоспитатель: Игры тоже бывают разные полезные, которые развивают внимание, память, мышление, учат вас считать. А есть игры, которые учат нас не, в добру в них стреляют и убивают, в такие игры играть нельзя!В моем компьютере есть интересные игры для детей вашего возраста. Вы хотите познакомиться с ними?Вдруг компьютер зависает и появляется черный экран.Воспитатель: Что ребята случилось с компьютером, может он сломался? Что делать, кого позвать на помощь? Ребята, кто из мультипликационных персонажей разбирается в компьютерах?Дети: – Незнайка, Лунтик, Фиксики.Воспитатель: Конечно ребята, нам поможет Фиксик! А как же нам его позвать? Может быть позвонить ему и пригласить?Дети: – Давайте позвоним.Воспитатель: Звонит и приглашает Фиксика помоч починить компъютер..Воспитатель: Фиксик уже спешит к нам на помощь, а мы пока разомнемся.Приглашаю вас на веселую зарядку “Помогатор” (дети с Фиксиком делают веселую зарядкуВыставляется игрушка из киндера сюрприза - ФиксикВоспитатель: Здравствуй Фиксик.Воспитатель: Мы не знаем, что случилось с нашим компьютером, мы хотели поиграть  в игру и вдруг он завис, помоги нам пожалуйста!Фиксик – Ваш компьютер завис, потому что в ваш компьютер попал вирус!Звучит музыка появляется вирус СЛАЙДВирус голос за кадром взрослого: ха- ха ваш компьютер под угрозой!Я мастер маскировки,Троянский вирус злой.Могу файлы я стиратьИ компьютер ваш сломатьИ вам не победить меняНет антивируса у васХа- ха – ха.СЛАЙДФиксик: не волнуйтесь ребята, я вам помогу. Обязательно, нужно защищать свой компьютер и устанавливать антивирус, он не дает вирусам вот таким вот злым попадать в компьютер, а на вашем компьютере антивируса нет. Нужно его прямо сейчас установить.СЛАЙД картинка антивирусГолос взрослого Вирус кричит: ой помогите, плохо мне. Антивирус в голове.СЛАЙД Антивирус установленФиксик— Вот теперь ваш компьютер в безопасности, пользуйтесь им!Фиксик: Молодцы ребята.Но не забывайте ребята, что в игры играть можно только 15 минут в день!Фиксик – Мне пора, а вы посмотрите мультфильм Безопасный интернет и соблюдайте правила по работе с компьютером.