Публикации Опыт «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Автор: Малышева Светлана Валентиновна

Опыт «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Чувство Родины для малыша – это то, что ребенок видит перед собой, что вызывает отклик в его душе через детское восприятие с отношения к своей семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Поэтому надо показать ребенку традиции, достопримечательности, памятники, лучших людей России.Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе и целом»Следует ли ждать от детей дошкольного возраста патриотизма? Дошкольники могут проявлять чувство любви к семье, семейным традициям, родному городу, своей малой Родине. Многие впечатления не осознаются детьми глубоко, но если использовать формы работы, которые вызовут у детей эмоциональный отклик, заставят сопереживать, если привлекать к мероприятиям родителей как первоисточников формирования нравственных ценностей, то в памяти детей отложится, то самое важное, что повлияет на всю их будущую жизнь. А ведь именно это и есть начало патриотизма.И еще одна ценная мысль президента нашей страны В.В. Путина заставляет задуматься о многом: «Все знают, какие сильные патриотические чувства вызывают у нас победы наших спортсменов на Олимпиадах, на Параолимпийских играх и на других крупнейших соревнованиях. В этом смысле спорт, безусловно, является одним из важнейших факторов, способствующих воспитанию патриотизма». А у А.С. Макаренко есть заповедь «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин». Поэтому все, что происходит в нашей стране, я должна донести до детей через мой опыт и поведение, через традиции детского сада, через приобщение к деятельности детского сада родителей.Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Исходя из этих ценностей, целью моей работы является - нравственно-патриотического воспитание детей дошкольного возраста через приобщение дошкольников к традициям и ценностям детского сада. Цель реализуется через следующие задачи:- формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;- формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому родного города;
  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств посредством участия в спортивно–патриотических мероприятиях;
  • формировать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожим на героев;
  • побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий;
  • предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, творческую активность;
  • повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
  • Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты, экскурсии. Наибольший воспитательный эффект оказывают праздники и досуги. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде также формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, подвижные игры дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей, о защитниках нашей Родины. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. В своей работе использую совместную работу с родителями:
  • составление родословной;
  • знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего города;
  • знакомство с профессиями;
  • знакомство с государственной символикой города, области, других стран;
  • знакомство с Россией, символикой России;
  • знакомство с героями сказок и их подвигами;
  • знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством;
  • В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей я использую различные технологии:
  • игровые;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • проблемные;
  • развивающего обучения;
  • консультативные;
  • визуальные;
  • проектные;
  • ИКТ.
  • Для того чтобы реализовать цели и задачи патриотического воспитания, я, как педагог создаю такие условия :- В ходе НОД и в повседневной жизни знакомлю детей с родным краем, с окружающей природой, с ее характерными особенностями.-Провожу наблюдения с детьми за состоянием объектов природы в различные времена года.-Организовываю труд в природе в разные времена года. Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов.-Провожу различную продуктивную, игровую и творческую деятельность с детьми, где они смогут проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни.Для полноценного патриотического воспитания детей,  я использую разнообразные методы и формы работы с детьми:-НОД «История возникновения города», «Они защищали Родину», «Памятники родного города» в краеведческом музее.-Экскурсии и целевые прогулки. Мы с ребятами посещаем «Музей боевой славы», «Где работают мои родители», ходим на экскурсии к монументу Воинской славы, памятным местам нашего города. и т. д;-Рассматривание разнообразных альбомов, презентаций о своём городе, о России, «Моя Армия», «Рода войск», «Улицы родного города»;-Беседы о родном городе, стране, ее истории, прошлом;-Разучивание с детьми фольклорных произведений (пословицы, поговорки, сказки, легенды, подвижные игры разных народов.);- Чтение художественной литературы: Квитко Л «Бабушкины руки», Сухомлинский В. «У бабушки дрожат руки», Попов С. «Дедушкины медали».- Чтение стихотворения Аким Я. «Моя родня».- Знакомство с продуктами народного творчества в России. (роспись, вышивка и т. д.);-Знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов. Дети очень любят слушать патриотические песни на военную тематику и разучивать их.-Участие в тематических выставках «Моя семья», «День Победы», «23 февраля», «День космонавтики».- Рисование рисунков «Портрет моей мамы», «Здание Кремля», «Вечный огонь».- Поделки и открытки, посвященные нравственно патриотическому воспитанию на уровне детского сада, района.- Спортивные мероприятия в рамках определённой темы».- Кукольный театр «Дружная семья».- Словестная игра «Имя, отчество, фамилия», «Мой дом», «Моя родословная».- Тематическое занятие «Дедушкины медали».- Внесение атрибутов в игровой центр для игры «Моя семья».- Внесение книг о семье, карты России.-Участие в общественно - значимых и календарных праздниках;-Участие детей в посильном общественно-полезном труде.Таким образом, одна и та же тема интегрировалась в разных видах и формах моей деятельности.С целью расширения у детей полученных знаний, в группе я создала, предметно - развивающую среду. В первую очередь оборудовала уголок по нравственно - патриотическому воспитанию. В нём расположены флаги и гербы России и нашего города, портрет президента нашей страны В. В. Путина. В этом уголке так же находятся куклы в национальных костюмах, альбомы для рассматривания «Достопримечательности Нолинска»«Наша Родина - Россия»«Животные леса»«Моя улица»«Наша Армия родная», и другие, которые дети могут свободно, самостоятельно рассматривать. В группе имеется карта России с изображением лесов, рек, морей, гор. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны. Так же в группе создан «Уголок творчества», в котором собраны альбомы по декоративному творчеству, предметы декоративно-прикладного искусства, которые дети в свободное время могут рассмотреть и раскрасить.В своей работе стараюсь активно сотрудничать с родителями. Провожу консультации, анкетирование, привлекаю к участию в народных праздниках и патриотических, мероприятиях. Родители с удовольствием готовят атрибуты к праздникам вместе с детьми, принимают в них участие.В работе с родителями используем разнообразные формы: КВН, круглый стол, семинары-практикумы, тематические круги, телерепортажи, посиделки, конкурсы, выставки, походы, игровые программы.Таким образом, патриотическое воспитание прослеживается во всех видах детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. По результатам наблюдений за детьми, бесед с детьми и родителями можно сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, у них сформировано понятие Родины. Большинство детей успешно освоили социальные навыки и нормы поведения, бережно относятся к природе, уважают труд, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. И закончить свое выступление хочется отрывком изстихотворения Константина Михайловича Симонова:«…Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь Родину - такую,Какой ее ты в детстве увидал…»Литература:1. Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.2. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.4. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.7. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.8. Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико - ориентированный проект/авт. Сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016. 104 с.11. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.12. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.