Публикации
Функциональная грамотность
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность
Автор: Кудряшова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность
Автор: Кудряшова Елена Александровна
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДепартамент образования и науки Курганской областиДепартамент образования и науки Курганской области Муниципальное учреждение "Управление образования Администрации Катайского района"МКОУ КСОШ № 1РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Функциональная грамотность»( общеинтеллектуальное направление)1-4 классына 2022-2023 учебный годСоставитель: Кудряшова Елена Александровна учителя начальных классовг. Катайск 2022Пояснительная записка.Программакурсавнеурочнойдеятельностидля1-4классов«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.Программа«Функциональнаяграмотность»«Функциональная грамотность»составленанаосновеавторскогокурсапрограммы«Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители Е.А.Кудряшова).Программа«Функциональнаяграмотность»учитываетвозрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):класс – 33 часа класс – 34 часа класс – 34 часа класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности.Формы организации занятий:Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСАПрограмма обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.Личностные результаты изучения курса:осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные:адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметныерезультатыизученияблока«Читательская грамотность»:способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВОбучение ведется на безотметочной основе.Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Содержание программы 1 класс (33 ч)Календарно-тематическое планирование (1 класс)Содержание программы 2 класс (34 ч)Календарно-тематическое планирование (2 класс)Содержание программы 3 класс (34 ч)Календарно-тематическое планирование (3 класс)Содержание программы 4 класс (34 ч)Календарно-тематическое планирование (4 класс)