Публикации Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании по дисциплинам «Русский язык» и «Литература»
Автор: Пенчукова Наталья Владимировна


Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении
и воспитании по дисциплинам Русский язык и Литература
"Человек есть мера всех вещей." Протагор
Думаю, что нельзя не согласиться с древним философом Протагором в том, что человек – высшая ценность на земле.
На современном этапе личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании – одна из актуальных педагогических технологий. Убеждена, что назначение личностно-ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала через вовлечение в различные виды деятельности.
Важной теоретической проблемой учебного занятия является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития студентов.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической психологии и педагогики. В центре внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель личностно-ориентированного обучения и воспитания студентов – ориентация на свойства личности, её формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Назначение личностно – ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению личности человека.
Личностно–ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексный мир собственного Я и научиться управлять им.
Развиваясь как личность, студент формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других людей. Такая позиция возникает тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность студента к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию.
О каких условиях следует вести речь? О тех, в которые попадает студент в процессе образовательной (учебной) деятельности.
Изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы, прежде всего, на личностное развитие студентов.
Образовательный процесс в рамках личностно-ориентированного подхода должен быть, прежде всего, нацелен на формирование, расширение, развитие устремлений студентов.
Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает следующую модель взаимодействия всех участников образовательного процесса:
•Цель общения: обеспечить ученику чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности - базис личностной культуры; развивать его индивидуальность.
•Тактика общения: понимание, признание и принятие личности студента.
•Способы общения: сотрудничество, создание ситуаций, требующих от студентов проявления активности, самостоятельности.
Позиция педагога в общении: взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества, отрицание манипулятивного подхода к ребятам, ориентация на интересы студента и перспективы его развития.
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия преподавателя со студентами предполагает опору на так называемое правило трех П: понимание, принятие, признание.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает приоритет самоценности, самобытности студента, как активного носителя субъективного опыта. Раскрытие индивидуальности студента, оказание ему помощи в самореализации.
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении по дисциплинам Русский язык и Литература позволяет наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого студента.
Ведущей и общей формой обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности преподавателя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий педагога. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для студента совершается на уроке. У каждого преподавателя есть свои приемы, методы и своя манера вести уроки. Одним из важных принципов преподавания данной дисциплины является личная заинтересованность студентов в изучаемой теме.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании позволяет выработать теоретические и практические представления о методах преподавания и иметь в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, таких как: диалог, синквейн, создание ситуации выбора и успеха, метод дискуссии, метод развития творческого самочувствия и самовыражения, метод активного чтения, игровые методы, метод обучения в команде.
По этому методу группу разбиваю на 3–4 команды разного уровня. Выбираю капитана, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым студентом и всей команды в целом. Часто использую выполнение тренировочных упражнений по русскому языку и их взаимопроверку в малой группе, что позволяет каждому студенту осознавать себя полноправным членом команды и стимулирует желание учить.
Получая группу на обучение, уже на первом уроке провожу диагностику качества знаний студентов по предметам: тестовый контроль остаточных знаний по русскому языку и сочинение-миниатюру Книга, которая оставила след по литературе. Контроль остаточных знаний чаще всего показывает их недостаточность. Работаю в образовании не первый год, поэтому руки не опускаю, а ставлю задачу – создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более сложной деятельности, слабому – выполнить посильный объем работы.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов и может быть осуществлен на любом из этапов занятия. Для наиболее рациональной организации дифференцируемой работы студентов на уроках и при выполнении домашних заданий использую: трёхвариантные задания по степени трудности (выбор варианта предоставляется студенту), индивидуальные дифференцированные задания, групповые задания с учётом различной подготовки обучающегося (вариант определяет преподаватель). Создание ситуации выбора на учебных занятиях и при подготовке домашних заданий обеспечивает создание ситуации успеха для студентов, поскольку они испытывают чувство радости, эмоционального подъема, удовлетворения от выполненной работы.
Например, дифференцированное домашнее задание разной степени сложности по теме: Гроза - самое решительное произведение А.Н. Островского.
1. Ответить на вопросы в форме эссе (по выбору):
Кого в драме Гроза можно назвать лучом света, а кого представителями темного царства? Почему?
Можно ли согласиться с мнением, что пьеса Гроза - самое решительное произведение А.Н. Островского? Обоснуйте ответ.
Самоубийство Катерины – это проявление силы русского национального характера? Так ли это? Докажите.
2. Сделайте сравнительный анализ статьи Н.А. Добролюбова Луч света в темном царстве и статьи Д.И. Писарева. Мотивы русской драмы. Что общего? Чем различаются?
3. Выскажите своё мнение об иллюстрациях к драме. Если это, возможно, создайте свои рисунки.
Задание №1- на отметку 3-4; Задание № 2- на 4-5; Задание № 3- на 5.
Можно привести примеры применения методического приема организация диалога из моего опыта.
После прочтения романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание провожу итоговое занятие, урок- конкурс по теме: Знаете ли вы Достоевского?. Студенты делятся на три творческие группы и получают опережающие задания: составить викторину по роману, подготовить сообщение на тему Достоевский на киноэкране, нарисовать рисунки по роману. На уроке проводятся три конкурса:
1. Лучшее интервью о Достоевском.
2. Отчет творческих групп по теме.
3. Викторина.
После подведения итогов жюри называет лучших знатоков Достоевского.
Из всех видов учебной деятельности наиболее предрасположенными к организации диалога являются: учебно-исследовательская деятельность (написание сочинений и рефератов, анализ литературных произведений), организация диспутов, дискуссий, семинаров.
При изучении литературы рубежа ХIХ и ХХ веков провожу семинар по теме: Поэзия серебряного века. Эта особая форма группового занятия по литературе при активном участии студентов. Каждая творческая микрогруппа должна подготовиться по одному из литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм. Ребятам нужно найти информацию, изучить биографию поэта, выучить стихотворение наизусть, подготовить презентацию.
На уроках русского языка и литературы стараюсь создать личностно-ориентированную ситуацию, акцентируя внимание на личности студента. Для этого использую игровые методы. В ролевых играх делается упор на активные действия человека. Метод ролевой игры Шесть шляп мышления Эдварда де Боно. Этот метод использую на разных этапах урока: на этапе проверки ранее усвоенных знаний, на этапе изучения нового материала.
Приведу примеры из опыта работы. После прочтения пьесы А.Островского Гроза провожу урок по теме: Самоубийство Катерины - сила или слабость русского характера?.
Заранее перед студентами формулирую проблему, даю опережающие задания на дом, условно делю группу на 6 микрогрупп, каждая отвечает за свой тип мышления, который ассоциируется с цветной шляпой.
Каждый студент из микрогруппы получает памятку, где сформулированы вопросы, на которые он должен дать ответ письменно.
На этапе проверки домашнего задания от каждой группы выступает один представитель. Последняя группа (Синяя шляпа мышления) даёт ответ на проблемный вопрос.
На уроке литературы по теме: Споры о человеке в пьесе М. Горького На дне эффективно использую данную методику. Проблемный вопрос - что лучше: истина или сострадание? Завершаем работу по теме написанием сочинения – рассуждения.
Метод Шесть шляп мышления применяю при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его.
Для создания личностно-ориентированной ситуации на уроках русского языка применяю следующие приемы и методы: метод активного чтения (Чтение с пометками Инсерт), прием синквейн, метод творческого самовыражения.
Метод активного чтения дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Например: при изучении нового материала по теме: Стили речи студенты производят маркировку текста условными знаками: ^, +, -, ?. Этот прием Чтения с пометками Инсерт помогает понять, что узнал студент, а в чем ещё нужно разобраться.
Метод творческого самовыражения строится на том, чтобы убедить человека своей значимости и найти смысл жизни. В этом поможет субъективное творчество и положительное переживание. Реализация метода творческого самовыражения возможна в разных вариантах.
Например: метод самовыражения через литературное творчество проводится в форме практических занятий. Это написание сочинений, творческих работ, рефератов. Использование этого метода целесообразно и при проведении итоговых уроков по изучению поэзии, конкурсов чтецов. Приведу примеры из опыта работы. После прочтения очерка Н.С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда провожу урок по теме: Катерина Измайлова – страстная натура или…? По теме занятия студенты должны написать сочинение-миниатюру.
Прием Синквейн часто использую по разным темам на этапе подведения итогов занятия.
Приведу пример плана нестандартного урока (из опыта работы).
Урок – литературная галерея
Галерея – в переносном значении – длинный ряд, вереница литературных образов.
Тема: Поэма Н.П.Некрасова Кому на Руси жить хорошо?
Цели:
Образовательная: показать положение народа в послереформенной России, понять многообразие типов, характеров и судеб героев на страницах поэмы, уяснить отношение автора к изображаемому.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение человека через творчество поэта.
Развивающая: формировать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать навыки выразительного чтения лирических произведений.
Методы: демонстрация творческих работ студентов, проблемное изучение, метод творческого самовыражения студентов.
1 этап. Комментированное чтение некоторых страниц поэмы. Беседа по вопросам.
2 этап. Творческая работа в группах.
Задание: подготовить каждой группе рисунок (портрет) героя, рассказа о судьбе персонажа, характеристику в тексте поэмы.
Ответить на вопрос - проблему: Кто же из героев поэмы счастлив? Докажите.
этап. Защита своего образа – литературного героя (по группам)
Выставка портретов литературных персонажей поэмы (творческих работ).
этап. Викторина Знаете ли вы персонажей поэмы Кому на Руси жить хорошо?
Викторина дается с целью проверки знания студентами текста поэмы.
Для систематизации и обобщения изученного по дисциплине Русский язык провожу нестандартный урок - путешествие. Студенты выполняют опережающие задания. На занятии путешествие происходит по разным станциям: Фонетика, Орфоэпия, Орфография, Морфемика, Лексика и фразеология. На каждой станции ребята получают определенное количество баллов. В конце занятия баллы суммируются.
На учебных занятиях использую методы и приемы вовлеченного обучения: метод мозгового штурма, эвристический метод, метод опережающего обучения, метод громкого обсуждения, иллюстрированная лекция.
Эффективными, наглядными и содержательными являются киноуроки. Изучая роман-эпопею Л.Н.Толстого Война и мир, провожу киноурок Образ Наташи Ростовой, или Бородинское сражение – экзамен на духовную прочность героев Толстого. Самый важный момент занятия – обратная связь. Стараюсь помочь студентам разобраться в своих впечатлениях, выстраиваю беседу с группой, учу сопереживать герою
На всех уроках русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это орфографический диктант Проверь себя. На каждом занятии по дисциплине Русский язык использую дидактический материал – разные виды карточек. Например, по теме Предложения с обособленными членами предлагаю студентам выполнить такие карточки: карточка-пятиминутка, карточка-подсказка, контрольная карточка, карточка для тренировки.
Практикуя применение педагогической технологии личностно-ориентированного обучения, использую диагностические методики для успешной ориентации в своей деятельности (анкета Субъектность студентов в учебно-воспитательном процессе, опросник А.А. Реана Мотивация успеха и боязнь неудачи др.). Это позволяет видеть динамику в развитии личностных качеств студентов. При регулярном проведении тестирования обнаруживаются тенденции, характеризующие специфику организации личностно-ориентированного взаимодействия в различных группах или особенности процесса развития выделенных личностных качеств на определенных возрастных этапах.
Мой опыт по внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационный технологии личностно-ориентированного обучения показывает, что выше упомянутые формы, методы и приемы дают наилучшие результаты в сочетании с классическими формами и методами обучения. Внедрение технологии личностно-ориентированного обучения - не дань моде, а сознательная необходимость в подготовке и становлении человека с неповторимой индивидуальностью, духовностью, высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста.
Личностно-ориентированные уроки предполагают большую предварительную подготовку и работу со студентами, но это все оправдывается результатами таких уроков.