Публикации Актуальность использования цифровых технологий на уроках физической культуры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальность использования цифровых технологий на уроках физической культуры
Автор: Сеина Ирина Александровна

2.2. Организация педагогической работы по проведению урока со школьниками на тему «Античная вазопись»Тема урока: Античная вазописьЦель и задачи урока: ознакомить учащихся с творчеством древнегреческих мастеров, сформировать навыки работы в группах; пробудить познавательный интерес учащихся к творчеству древнегреческих мастеров; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству;Тип урока: комбинированный.Методы: словесно-наглядные (беседа); импрессивные (мультимедийное сопровождение урока).Формы работы: фронтальная, индивидуально-групповая.Оборудование: ПК, проектор, экран, столы, стулья.Материалы для учащихся: распечатанные трафареты различных узоров и видов античных ваз, клей, ножницы, бумага, листы формата А3, гуашевые краски, кисти.Организационный момент. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний, приветствие детей. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. Эмоционально положительный настрой на последующий урок, мотивация на рабочий ритм. Дети приветствуют учителя.Ход урока.Вводное слово педагога: Сегодня у нас с вами состоится урок на тему «Античная вазопись». Вам предстоит узнать новые или возможно пополнить уже имеющиеся у вас знания в области Античного искусства. Надеюсь, что наше с вами занятие будет проходить легко и непринуждённо и оно сможет заинтересовать и увлечь вас в бурный водоворот интересных событий и знаний об искусстве Древней Греции. Хотелось, чтобы вы не просто находились на данном уроке, а проявляли интерес и желание к получению новых знаний. Изучая искусство, вы сами того не подозревая станете замечать вокруг себя много прекрасных вещей и научитесь оценивать их не как простой любитель, а разбирающийся в этом человек, подходящий к этому со знанием дела. Беседа, теоретический материал:- Когда мы говорим об “античном искусстве” - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима. Около пяти тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим живущим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Одним из древнейших памятников, о котором мы будем с вами говорить – это глиняные сосуды. - Слова «сосуд», «посуда» на латинском языке звучат как «вазы». Вазопись – это роспись керамических сосудов. Предместье Афин, где жили гончары называлось “Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” - собственно изделие из обожженной глины. В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. взгляните на представленные памятки и скажите, какую особенность можно отметить?- Это разнообразие форм. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Давайте вместе выясним назначение каждого вида.
  • Амфора - вместительный сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения масла, воды и пищевых продуктов. Если она упадёт, то выльется из неё немного.
  • Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой. Греки всегда вино размешивали водой, они осуждали пьянство.
  • Килик – это плоская широкая чаша на ножке и с двумя ручками для питья вина.
  • Пксиктер – сосуд для охлаждения вина.
  • Гидрия – сосуд для ношения воды, у неё две горизонтальные ручки и третья – вертикальная.
  • Лекиф – высокий, удлинённый сосуд для хранения душистого масла, благовоний.
  • Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.
  • - Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек понимал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. А что обычно хранилось в сосуде? Керамические сосуды четко различались по назначению. Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Культовыми считались только высокие вазы (лутофор, лекиф, алабастр), вытянутые по вертикали, в отличии от горизонтальных чаш.Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Каждый орнамент нёс своё значение и имел свои особенности, по которым сейчас археологи могут определить возраст вазы. Самым древним был геометрический стиль. Для него было характерно изображать конкретные геометрические фигуры. Типичными украшениями ваз являлись проведённые с помощью циркуля круги и полукруги.Далее был осуществлен переход от геометрического к чернофигурному стилю. Для оттачивания навыка керамисты пришли к растительному и зооморфному орнаменту. Рассуждая чернофигурную вазопись, можно выделить следующие признаки. Основные заключались в том, что фигурные изображения с обозначенным контуром наносились черным лаком на светлую глину и прорабатывались внутри процарапанными линиями, иногда они имели белые или пурпурные детали. После обжига основа становилась красной, а глянцевый лак оставался черным. Таким образом черные фигуры хорошо выделялись на светлом фоне. Постепенно начали уходить от примитивных и простых узоров и изображений животных. Тема человека начинает господствовать в вазовой росписи. И подобные вазы имели в жизни греков и культовое, и бытовое значение.Последующим после чернофигурного стала краснофигурная роспись. По сравнению с чернофигурным стилем это был уже большой шаг вперёд, но фигуры на них все еще выглядели достаточно скованно, а сюжеты редко сочетались между собой. Красные картины были яркими и словно оживали на поверхности сосудов. Красные фигуры также сильно контрастируют с черным фоном, таким образом появилось больше возможностей изображать людей не только в профиль, но и в анфас, со спины и с трех сторон. Этот стиль был насыщен большим количеством мифологических сюжетов, кроме того также продолжали изображать моменты из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских.Практическая работа:- Теперь, когда мы с вами узнали особенности основных стилей античной вазописи, приступим к заданиям. Вам сейчас надо быстренько разделиться на команды по 4 человека. Поговорим о самом задании. Перед вами лежат все нужные вам принадлежности, сейчас вам надо распределить должности: гончар, отвечающий за форму вазы, второй гончар будет ответственен за основное покрытие, и два художника, которые будут наносить узор или рисунок на подготовленный сосуд. Учитывайте особенности стилей и правила компоновки. В вашей групповой работе важны хорошие взаимоотношения во время выполнения задания, вежливость, терпимость и внимательность друг к другу. Также помните о технике безопасности: перед вами лежат ножницы, которые можно передавать только вперед ушками, работаем со всеми принадлежностями аккуратно и осторожно.Учащиеся приступают к выполнению задания.- Отлично! Вы хорошо справились с поставленной задачей. Давайте прикрепим ваши вазы к доске и вместе посмотрим на них. Систематизация и обобщение. - Теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Сегодня мы с вами изучили новую тему, в которой познакомились с различными стилями Античной вазописи. Мы с вами хорошо поработали. Давайте похлопаем себе и друг другу за наш труд и успехи.