Публикации
Картотека бесед с детьми дошкольного возраста на тему «Моя семья»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека бесед с детьми дошкольного возраста на тему «Моя семья»
Автор: Самойлова Екатерина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека бесед с детьми дошкольного возраста на тему «Моя семья»
Автор: Самойлова Екатерина Сергеевна
Картотека бесед с детьми дошкольного возраста на тему«Моя семья»Беседа «Сердце семьи»Цель: закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.Ход беседы: Мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?Семья должна учить любить, Жалеть и вежливыми быть.Когда семья такою станет, Другая сразу жизнь настанет!– А кто ещё знает стихи о семье?– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.Радость – это свет в окошке, Радость – ягоды в лукошке,Радость – тысяча улыбок,Радость – стая мелких рыбок.Радость в сердце жить должна. Очень нам она нужна.– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».– Радость в одиночку в семье не живёт,С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье «устанавливается на сердце.Мы сами можем сделать себя счастливыми! Хорошим поведением, заботой, уважениемМы радуем родителей и бабушек своих, За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!Семья наша огромная и очень-очень дружная, Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!Беседа «Странички семейного альбома»Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.Самые дорогие и близкие люди для меня, Без которых мне прожить никак нельзя.Друг о друге мы заботимся всегда Это моя дружная семья.За столом нас очень много Папа, дедушка и я,Мама, бабушка, сестренка Это вся моя семья.- Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.- Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?- Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.- Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: Кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?- Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.(Собираю фото)— Вот это и есть вся большая дружная семья вашего детского сада. В своем любимом садике вы проводите праздники, интересные занятия, все вместе гуляете, ездите на экскурсии, играете, занимаетесь спортом - все это происходит в вашей большой семье.- Но кроме семьи вашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.- Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?- У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.- У меня тоже есть своя семья под фамилией Бородины. Я принесла вам свой семейный альбом, по которому я расскажу о семье.(Достаю фотоальбом и показываю детям)- А сейчас давайте присядем у экрана так, чтобы вам было удобно.(Идем и садимся у экрана, я показываю презентацию своей семьи)— Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети- неразлучные друзья. Давайте потанцуем под эту песенку.(Физкультминутка)- Так же, как и у меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии. (Встаем и идем к мольбертам)- Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?- Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Димы. Дима, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными.- Кто еще расскажет нам о своей семье?- Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.- А что значить любить? Тебе хорошо в твоей семье? Почему?- То есть любить — это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь недаром гласит русская пословица «Там, где дружат - живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад»А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них 2 настроения: один веселый, 2 - грустный, 3 - равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне.- Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться.Беседа «Наша дружная семья»Утром солнышко проснулось Потянулось, потянулось.Свои лучики раскрыло Всем улыбки подарила.Оглядело все вокруг Слева друг, справа друг.День с улыбки начинайте, Всем здоровья пожелайте.Здравствуйте! Добрый день!Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.- А почему? Да, вас ждет ваша семья!- А кто живет в ваших семьях?- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)- Итак, что же такое семья? (ответы детей)Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.Физминутки:Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться)Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули!Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять.Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)Беседа «Семья глазами ребенка»Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.Вопросы:1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?4. Во что ты больше всего любишь играть дома?5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой?8. Ссорятся ли твои родители?9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?19. Любишь ли ты с ним играть, как?20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра?22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях дошкольников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу. Беседа «Беседа о маме»– Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама – это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)– Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.Вопросы:– Какая у каждого из вас мама? – Какие чувства вы испытываете к маме?– Какое отношение вы чувствуете от мамы? – Почему каждому человеку нужна мама?– Какие добрые слова вы говорите маме?Будем вечно прославлять Ту женщину, чье имя – МАТЬ! И. В. Гете8 Марта мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этотдень мы будем петь им песни, читать стихи. Послушайте стихи о маме разных поэтов:Разные дети живут на планете, Но мам своих любят все дети на свете.Мамы все могут, мамы помогут, Мамы умеют все понимать!Вот такие наши мамы Мы всегда гордимся вами.Умными, спокойными , Будем вас достойны мы! М. СадовскийНа земле хороших людей немало Сердечных людей немало,И все-таки лучше всех на Земле Мама. Моя мама. Р. РождественскийМного мам на белом свете.Всей душой их любят дети.Только мама есть одна,Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя. В. Руссу– Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?– Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?– Какие строки вам понравились из стихотворения В. Руссо? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.Воспитатель читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2–3 раза, 5–6 детей читают стихотворение самостоятельно.Беседа «Мама, мамочка моя!»Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах {отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).По слушайте загадку:- Кто вас детки крепко любит 7 Кто вас детки приголубит?Не смыкая ночью глаз все заботится о вас?Все она резная (мама дорогая)Беседа о маме:- Что означает слово мама? (ответы детей)Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лёт; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, четкое сердце. Дети расскажите о своей мамочкеКакие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?Какие слова вы говорите маме?Рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.Стихотворение о маме1. Мама: мама; мамочка солнышко мое, как с тобой радостно, как с тобой тепло!без тебя в душе моей не цветут цветы? Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!2. Мне мама приносит игрушки, конфеты. Но маму люблю я совсем не за это.веселые песни она напевает нам скучно вдвоем никогда не бывает.Я ей открою свои все секреты. Но маму люблю я не только за это.Люблю свою маму скажу я вам прямо, ну просто. за то, что она моя мама.Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что! же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут; стирают: гладят, шьют вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «{Говорят у мамы руки не простые, говорят 3? мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»-Руки золотые -как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каком-то учреждениях, но они еще справляются со множеством домашних отделах. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь интересуются как, она себя чувствует. не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).Вы, ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.Динамическая пауза.Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)- Заботится и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой «Мама спит ока устала, но и я играть не стала.- Ребята, не случалась ли кому -нибудь из детей позаботиться о маме так, как рассказано в стихотворенииигра «подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)В заключении занятия спрашиваю, о чем лети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали: