Публикации
рабочая программа по химии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа по химии
Автор: Котлярова Елена Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа по химии
Автор: Котлярова Елена Петровна
СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по теме «Атомы химических элементов» Назначение контрольной работы – оценить уровень достижения планируемых результатов Планируемые результаты Обучающийся научится:– раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «химический элемент», «валентность», используя знаковую систему химии;– раскрывать смысл атомно-молекулярной теории;– определять валентность атома элемента в соединениях;– раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;– объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;– объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;– раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;– определять вид химической связи в неорганических соединениях;– вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.Обучающийся получит возможность научиться:осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека. Документы, определяющие содержание контрольной работы Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 17 декабря . N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).Характеристика структуры и содержания контрольной работы Каждый вариант контрольной работы содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания №1–10 с кратким ответом в виде одной цифры. К заданиям приводится 4 варианта ответа. Задания № 11–12 с кратким ответом на множественный выбор, т.е. два верных ответа из пяти.Задание № 13–14 с кратким ответом на установление соответствия между позициями двух множеств. Краткий ответ должен быть представлен в виде набора цифр.Задание № 15 с развернутым ответом – расчетная задача.Задание № 5 составлено с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области на примере месторождений полезных ископаемых в регионе.Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям Контрольная работа разрабатывается, исходя из необходимости проверки видов деятельности, ориентированных на проверку усвоения системы знаний по химии:Владение основным понятийным аппаратом школьного курса химии. Решение расчетных задач. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного, высокого.Задания базового уровня сложности (№1–10) и повышенного уровня сложности (№11–14) – в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: знание языка науки и основ химической номенклатуры, химических законов и понятий, закономерностей изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам. Задание высокого уровня сложности (№15) проверяет усвоение элемента содержания: массовая доля химических элементов в веществе.В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности.Таблица 1Распределение заданий по уровням сложностиКритерии оценивания контрольной работы Верное выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается 1 баллом.Верное выполненные задания 11–14 максимально оценивается по 2 балла. Задания 11–12 считаются выполненными верно, если правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.Задание 13–14 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов. Максимальная оценка за верно выполненное задание высокого уровня №15 – 4 балла.Максимальный балл за выполнение работы составляет – 22. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).Таблица 2Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкалеПродолжительность контрольной работы Примерное время на выполнение заданий составляет:задания базового уровня сложности – от 1 до 2 мин; задания повышенного уровня сложности – от 10 до 15 мин; задание высокого уровня сложности – от 5 до 10 мин. На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТАКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫКОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВКодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).РАЗДЕЛ 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работеРАЗДЕЛ 2. Перечень планируемых результатовОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯконтрольной РАБОТыКонтрольная работа по теме «Атомы химических элементов»Вариант 115. Рассчитайте массовые доли химических элементов в ортофосфате натрияВариант 215. Рассчитайте массовые доли химических элементов в сульфате калияФИ_______________________________________класс_____________________________________Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»Вариант 1Планируемые результатыметапредметные:– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;– формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач;– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;– умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для решения задачи;– умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.предметные:– умение раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «химический элемент», «валентность», используя знаковую систему химии;– умение раскрывать смысл атомно-молекулярной теории;– умение определять валентность атома элемента в соединениях;– умение раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;– умение объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;– умение объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;– умение раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;– умение определять вид химической связи в неорганических соединениях;– умение вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;– умение осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.Инструкция по выполнению работыРабота включает 15 заданий. Часть 1 – 14 заданий (№ 1-14), часть 2 – 1задание (№ 15).Ответом к заданиям №1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении задания №11-12 из предложенного перечня ответов выберите два правильных.При выполнении задания №13-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.Выполняя задание №15, запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво в поле ответов после каждого задания.Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.Желаем успеха!Часть1Какое количество нейтронов содержит ядро атома 115B? 5 11 3 6 ОтветЗаряд ядра атома равен номеру группы номеру периода числу электронов высшей степени окисления ОтветЧисло протонов в ядре атома равно сумме чисел нейтронов и электронов разности чисел электронов и нейтронов числу нейтронов порядковому номеру ОтветСхема распределения электронов по электронным слоям 2,8,8,1 соответствует атому кальция хлора натрия калия ОтветКакому химическому элементу, представляющему аллотропную модификацию – графит, найденному впервые в России в 1826 году в Златоустовском округе, соответствует ряд распределения электронов по электронным слоям атома 1s2 2s2 2p2 1s2 2s2 2p6 3s2 3p2 1s2 2s2 2p4 1s2 2s2 2p6 3s2 ОтветВ каком ряду химических элементов усиливаются окислительные свойства соответствующих им простых веществ? бор → азот → фтор углерод → кислород → азот фтор → кремний → фосфор кремний → сера → фосфор ОтветСреди химических элементов наибольший атомный радиус имеет Ca K Al Rb ОтветКакое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь CuO O2 CH4 Zn ОтветВалентность азота в соединении KNO3 равна III V II VI ОтветУвеличивается электроотрицательность в ряду фтор → кислород → азот кремний → сера → фосфор хлор → бром → фтор углерод → азот → кислород Ответ Валентность IV характерна для химических элементов? S и H O и Al S и Na S и Si C и S Ответ Ковалентная неполярная связь характерна для веществ озон аммиак алмаз пирит поваренная соль Ответ Установите соответствие между характеристиками строения атома и обозначениями периодической системы Д.И. Менделеева ОтветУстановите соответствие между веществами и химическими связями ОтветЧасть 2 Рассчитайте массовые доли химических элементов в ортофосфате натрия ФИ_______________________________________класс_____________________________________Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»Вариант 2Планируемые результатыметапредметные:– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;– формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач;– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;– умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для решения задачи;– умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.предметные:– умение раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «химический элемент», «валентность», используя знаковую систему химии;– умение раскрывать смысл атомно-молекулярной теории;– умение определять валентность атома элемента в соединениях;– умение раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;– умение объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;– умение объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;– умение раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;– умение определять вид химической связи в неорганических соединениях;– умение вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;– умение осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.Инструкция по выполнению работыРабота включает 15 заданий. Часть 1 – 14 заданий (№ 1-14), часть 2 – 1задание (№ 15).Ответом к заданиям №1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении задания №11-12 из предложенного перечня ответов выберите два правильных.При выполнении задания №13-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.Выполняя задание №15, запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво в поле ответов после каждого задания. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.Желаем успеха!Часть1Какое количество нейтронов содержит ядро атома 3517Cl? 52 17 35 18 ОтветВ состав ядра атома входят нейтроны и протоны электроны и протоны протоны, электроны и нейтроны электроны и нейтроны ОтветЧисло нейтронов в ядре атома равно сумме числа нейтронов и протонов разности чисел массы и протонов в ядре числу электронов порядковому номеру ОтветСхема распределения электронов по электронным слоям 2,8,5 соответствует атому азота фосфора ванадия кремния ОтветКакому химическому элементу, входящему в состав кварца (диоксида кремния) – минерала, распространенного в большинстве районов Челябинской области, в частности, Нагайбакском и Пластовском районах, соответствует ряд распределения электронов по электронным слоям атома 1s2 2s2 2p2 1s2 2s2 2p6 3s2 3p2 1s2 2s2 2p6 1s2 2s2 2p6 3s2 ОтветВ каком ряду химических элементов усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ? бор → азот → фтор магний →натрий → калий алюминий → кремний → фосфор кремний → сера → хлор ОтветСреди химических элементов наименьший атомный радиус имеет F Br I Cl ОтветКакое из указанных веществ имеет ковалентную неполярную связь CuO O2 CH4 Zn ОтветВалентность серы в соединении K2SO3 равна IV VI VIII II ОтветУменьшается электроотрицательность в ряду фтор → кислород → азот азот → кислород → фтор бром → хлор → фтор кремний → фосфор → сера Ответ В каком ряду химических соединений валентность серы равна IV? SO2 и H2S H2SO3 и SO2 H2SO4 и Na2SO3 Al2S3 и SO3 CaSO3 и H2SO3 Ответ Ионная связь характерна для веществ сероводород аммиак алмаз негашеная известь поваренная соль Ответ Установите соответствие между характеристиками строения атома и обозначениями периодической системы Д.И. Менделеева Ответ Установите соответствие между веществами и химическими связями ОтветЧасть 2Рассчитайте массовые доли химических элементов в сульфате калия СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по теме «Соединения химических элементов» Назначение контрольной работы – оценить уровень достижения планируемых результатов Планируемые результаты Обучающийся научится:– называть соединения изученных классов неорганических веществ;– определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;– определять степень окисления атома элемента в соединении; – определять состав веществ по их формулам; – вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.Обучающийся получит возможность научиться:осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека. Документы, определяющие содержание контрольной работы Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 17 декабря . N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).Характеристика структуры и содержания контрольной работы Каждый вариант контрольной работы содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания №1–10 с кратким ответом в виде одной цифры. К заданиям приводится 4 варианта ответа. Задания № 11–12 с кратким ответом на множественный выбор, т.е. два верных ответа из пяти.Задание № 13–14 с кратким ответом на установление соответствия между позициями двух множеств. Краткий ответ должен быть представлен в виде набора цифр.Задание № 15 с развернутым ответом – расчетная задача.Задание № 8 составлено с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области на примере месторождений полезных ископаемых в регионе.Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям Контрольная работа разрабатывается, исходя из необходимости проверки видов деятельности, ориентированных на проверку усвоения системы знаний по химии:Владение основным понятийным аппаратом школьного курса химии. Решение расчетных задач. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного, высокого.Задания базового уровня сложности (№1–10) и повышенного уровня сложности (№11–14) – в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: знание языка науки и основ химической номенклатуры, химических понятий, основных классов неорганических веществ, массовой доли химических элементов в веществе. Задание высокого уровня сложности (№15) проверяет усвоение элемента содержания: массовая доля растворенного вещества.В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности.Таблица 1Распределение заданий по уровням сложностиКритерии оценивания контрольной работы Верное выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается 1 баллом.Верное выполненные задания 11–14 максимально оценивается по 2 балла. Задания 11–12 считаются выполненными верно, если правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.Задание 13–14 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов. Максимальная оценка за верно выполненное задание высокого уровня №15 – 4 балла.Максимальный балл за выполнение работы составляет – 22. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).Таблица 2Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкалеПродолжительность контрольной работы Примерное время на выполнение заданий составляет:задания базового уровня сложности – от 1 до 2 мин; задания повышенного уровня сложности – от 10 до 15 мин; задание высокого уровня сложности – от 5 до 10 мин. На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТАКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫКОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВКодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).РАЗДЕЛ 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работеРАЗДЕЛ 2. Перечень планируемых результатовОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯконтрольной РАБОТыКонтрольная работа по теме «Соединения химических элементов»Вариант 115. Сколько граммов воды и нитрата калия нужно взять для приготовления 70г 5%-ного раствораВариант 215. В 150 г воды растворили 50 г хлорида натрия. Найдите массовую долю соли в полученном раствореФИ_______________________________________класс_____________________________________Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов»Вариант 1Планируемые результатыметапредметные:– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;– формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач;– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;– умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для решения задачи;– умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.предметные:– умение называть соединения изученных классов неорганических веществ;– умение определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;– умение определять степень окисления атома элемента в соединении; – умение определять состав веществ по их формулам; – умение вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;–умение осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.Инструкция по выполнению работыРабота включает 15 заданий. Часть 1 – 14 заданий (№ 1-14), часть 2 – 1задание (№ 15).Ответом к заданиям №1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении задания №11-12 из предложенного перечня ответов выберите два правильных.При выполнении задания №13-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.Выполняя задание №15, запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво в поле ответов после каждого задания.Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.Желаем успеха!Часть1Значения высшей и низшей степени окисления серы равны +2 и –6 +5 и –2 +6 и –2 +6 и –3 ОтветБинарными соединениями являются оксид натрия и серная кислота аммиак и хлорид натрия карбонат калия и углекислый газ соляная кислота и гидроксид меди ОтветТолько оксиды в ряду Al2O3, CaCl2, SO3 ZnO, CO, NO2 LiH, MgO, Ag2O Al2O3, CO2, HCl ОтветТолько щелочи в ряду NaOH, Fe(OH)2, Ca(OH)2 Cu(OH)2, NaOH, Al(OH)3 NaOH, KOH, LiOH, Ba(OH)2, LiOH, Fe(OH)3 ОтветФенолфталеин изменяет окраску в щелочной среде кислой среде нейтральной среде во всех средах ОтветК бескислородным кислотам относится соляная кислота серная кислота азотистая кислота угольная кислота ОтветТолько двухосновные кислоты в ряду H3PO4, HCl, H2S H2S, H2SO4, HNO3 H2CO3, H2S, H2SiO3 HClO3, H2SO3, HNO3 ОтветФормула высококачественного мрамора, крупнейшие месторождения которого являются Коелгинское, Баландинское и Уфалейское Челябинской области K2CO3 CaCO3 CaSO4 CuCO3 ОтветВещество с ионной кристаллической решеткой графит поваренная соль углекислый газ алмаз ОтветВерны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? А. Воздух представляет собой чистое вещество.Б. Бронза является смесью веществверно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения не верны Ответ К веществам с атомной кристаллической решеткой относятся кварц вода кислород песок железо Ответ К неоднородным смесям относятся раствор сахара нашатырный спирт речная вода известковое молоко раствор поваренной соли Ответ Установите соответствие между формулами и названиями солей ОтветУстановите соответствие между названием оксида и массовой долей кислорода в нем ОтветЧасть 2 Сколько граммов воды и нитрата калия нужно взять для приготовления 70г 5%-ного раствора ФИ_______________________________________класс_____________________________________Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»Вариант 2Планируемые результатыметапредметные:– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;– формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач;– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;– умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для решения задачи;– умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.предметные:– умение называть соединения изученных классов неорганических веществ;– умение определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;– умение определять степень окисления атома элемента в соединении; – умение определять состав веществ по их формулам; – умение вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;–умение осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.Инструкция по выполнению работыРабота включает 15 заданий. Часть 1 – 14 заданий (№ 1-14), часть 2 – 1задание (№ 15).Ответом к заданиям №1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении задания №11-12 из предложенного перечня ответов выберите два правильных.При выполнении задания №13-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.Выполняя задание №15, запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво в поле ответов после каждого задания.Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.Желаем успеха!Часть1Наименьшее значение степени окисления азот имеет в соединении HNO2 HNO3 N2O3 NH3 ОтветК гидридам относятся NH3 и NaH HCl и CaH2 Li3N и NH3 KH и CaH2 ОтветФормула сухого льда CO CO2 CaO H2O ОтветРастворимым основанием является гидроксид железа(III) гидроксид натрия гидроксид алюминия гидроксид железа (II) ОтветЦвет лакмуса будет красным в растворе гидроксида натрия серной кислоты кремниевой кислоты гидроксида кальция ОтветСоляной кислоте соответствует формула H2S HCl HClO HClO4 ОтветК сильным кислотам относят H2SO3 H2SO4 H2CO3 H2SiO3 ОтветФормула магнезита (карбоната магния), крупнейшее в стране месторождение которого находится в районе г. Сатка Челябинской области MgSO3 MgCO3 Na2SO4 MgSO4 ОтветВещество с молекулярной кристаллической решеткой поваренная соль алмаз песок углекислый газ ОтветВерны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях? А. Молоко является смесью веществБ. Нефть является смесью веществ верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Ответ К веществам с молекулярной кристаллической решеткой относятся поваренная соль пищевая сода вода песок озон Ответ К однородным смесям относятся смесь глины с водой раствор аммиака раствор сахара речная вода смесь песка с водой Ответ Установите соответствие между формулами и названиями солей Ответ Установите соответствие между названием оксида и массовой долей кислорода в нем ОтветЧасть 2В 150 г воды растворили 50 г хлорида натрия. Найдите массовую долю соли в полученном растворе. СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» Назначение контрольной работы – оценить уровень достижения планируемых результатов Планируемые результаты Обучающийся научится:– характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;– определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;– раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель»;– определять степень окисления атома элемента в соединении;– раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;– объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;– определять возможность протекания реакций ионного обмена;– определять окислитель и восстановитель;– составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.Обучающийся получит возможность научиться:прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека. Документы, определяющие содержание контрольной работы Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 17 декабря . N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).Характеристика структуры и содержания контрольной работы Каждый вариант контрольной работы содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания №1–10 с кратким ответом в виде одной цифры. К заданиям приводится 4 варианта ответа. Задания № 11–12 с кратким ответом на множественный выбор, т.е. два верных ответа из пяти.Задание № 13–14 с кратким ответом на установление соответствия между позициями двух множеств. Краткий ответ должен быть представлен в виде набора цифр.Задание № 15 с развернутым ответом – составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям Контрольная работа разрабатывается, исходя из необходимости проверки видов деятельности, ориентированных на проверку усвоения системы знаний по химии:Владение основным понятийным аппаратом школьного курса химии. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного, высокого.Задания базового уровня сложности (№1–10) и повышенного уровня сложности (№11–14) – в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: знание языка науки и основ химической номенклатуры, основных классов неорганических веществ, особенностей протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций. Задание высокого уровня сложности (№15) проверяет усвоение элемента содержания: окислительно-восстановительные реакции.В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности.Таблица 1Распределение заданий по уровням сложностиКритерии оценивания контрольной работы Верное выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается 1 баллом.Верное выполненные задания 11–14 максимально оценивается по 2 балла. Задания 11–12 считаются выполненными верно, если правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.Задание 13–14 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов. Максимальная оценка за верно выполненное задание высокого уровня №15 – 3 балла.Максимальный балл за выполнение работы составляет – 21. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).Таблица 2Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкалеПродолжительность контрольной работы Примерное время на выполнение заданий составляет:задания базового уровня сложности – от 1 до 2 мин; задания повышенного уровня сложности – от 10 до 15 мин; задание высокого уровня сложности – от 5 до 10 мин. На выполнение всей контрольной работы отводится 45 минут.ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТАКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫКОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВКодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).РАЗДЕЛ 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работеРАЗДЕЛ 2. Перечень планируемых результатовОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯконтрольной РАБОТыКонтрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»Вариант 115. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, схема которойH2SO4+Al=Al2(SO4)3+S+H2OУкажите окислитель и восстановительВариант 215. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой HI + H2SO4 → I2 + H2S + H2OФИ_______________________________________класс_____________________________________Контрольная работа №3 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»Вариант 1Планируемые результатыметапредметные:– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;– формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач;– освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;– умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для решения задачи;– умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.предметные:– умение характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;– умение определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;– умение раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель»;– умение определять степень окисления атома элемента в соединении;– умение раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;– умение объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;– умение определять возможность протекания реакций ионного обмена;– умение определять окислитель и восстановитель;– умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.–умение прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;–умение осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.Инструкция по выполнению работыРабота включает 15 заданий. Часть 1 – 14 заданий (№ 1-14), часть 2 – 1задание (№ 15).Ответом к заданиям №1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении задания №11-12 из предложенного перечня ответов выберите два правильных.При выполнении задания №13-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.Выполняя задание №15, запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво в поле ответов после каждого задания.Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.Желаем успеха!Часть1Электрический ток проводит раствор глюкозы раствор хлорида натрия раствор сахара раствор глицерина ОтветК слабым электролитам относится азотная кислота гидроксид натрия сульфат меди угольная кислота ОтветКатионы металла и анионы кислотного остатка образуются в растворе при электролитической диссоциации NaOH CuSO4 H2SO4 Ba(OH)2 ОтветК катионам относится каждая из двух частиц H2 и NO2 H+ и NO2– H+ и OH– Zn2+ и H+ ОтветОсадок образуется при взаимодействии растворов карбоната калия и серной кислоты хлорида бария и сульфата калия гидроксида бария и соляной кислоты нитрата натрия и хлорида бария ОтветК основным оксидам относится P2O5 NO Al2O3 CaO ОтветК щелочам относится гидроксид алюминия железа(II) углерода(IV) натрия ОтветРаствор серной кислоты реагирует с каждым из двух веществ Ag и NaOH CO2 и Zn BaO и H2SiO3 Ca(OH)2 и Fe ОтветСредняя и основная соль соответственно NaHCO3 и KCl NaNO3 и Mg(HSO4)2 (CuOH)2CO3 и NaCl Na2CO3 и AlOHCl2 Ответ Верны ли суждения о растворах? А. Раствор сахара в воде – это однородная смесьБ. Масса раствора складывается из массы растворенного вещества и массы растворителяверно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения не верны Сокращенному ионному уравнению Ba2++SO42– = BaSO4 соответствуют реакции между гидроксидом бария и соляной кислотой хлоридом бария и серной кислотой оксидом бария и сероводородной кислотой хлоридом бария и сульфатом меди нитратом бария и соляной кислотой Ответ Только в водных растворах существуют угольная кислота сероводородная кислота хлороводородная кислота кремниевая кислота сернистая кислота Ответ Установите соответствие между формулами веществ и группой оксидов ОтветУстановите соответствие между схемой реакции и окислителем ОтветЧасть 2Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой H2SO4+Al=Al2(SO4)3+S+H2O