Публикации Мастер-класс "Физико-математическая лаборатория"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс "Физико-математическая лаборатория"
Автор: Ольга Викторовна Жданова

Мастер-класс Физико-математическая лаборатория
–– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я вас приветствую в своей физико-математической лаборатории. И сегодня мы с вами поэкспериментируем. Ведь знание начинается с удивления. А учитель способный удивлять притягивает внимание не только к себе, но и к своим предметам.
–– Вы любите эксперименты? В моей научной лаборатории всегда все кипит, бурлит, плавится и дымиться!
В течении урока мы используем множество разнообразных приемов. Для определения темы урока можно использовать прием Найди ключ. Необходимо среди набора буквотыскать слово, которое подскажеттему урока или слово, относящееся к теме: лимынеодерквснцедьячвыуаваждолстепеньцбуетотьвы.
Говорят, чтобы привлечь внимание детей, их нужно постоянно удивлять и озадачивать. И хотя мы с вами не дети, однако, удивляться и решать задачи нужно в любом возрасте. Я попрошу моих помощников выполнить своеобразную работу.
Почему, если подышать себе на руку, чувствуется тепло, а если дунуть - ощущается прохлада? (Что можно сказать об интенсивности испарения с поверхности кожи в том и в другом случае? Какой воздух более теплый - тот, который мы выдыхаем, или тот, который окружает нас?)
Ответ: Если на руку подышать, то интенсивность испарения с поверхности кожи, не увеличивается, а если дунуть, то интенсивность испарения с поверхности кожи увеличивается и тело теряет большее количество теплоты. Отсюда ощущение прохлады.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки. Например,
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
Если слово "бац" запомнишь,
Формулу объёма вспомнишь.
V=bac
Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
НАУЧИ ЯЙЦО ПЛАВАТЬ
Тебе понадобятся:
Сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Ход проведения опыта
1. Положи сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана (А).
2. Достань яйцо из стакана и раствори в воде несколько ложек соли.
3. Опусти яйцо в стакан с солёной водой - яйцо будет плавать на поверхности воды (Б).
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
–– Игровой момент на уроке может быть связан не только с проблемой обучения школьников, но и их воспитания. Познавательные игры в старших классах быстро превращаются в серьезный учебный труд, в процессе которого развиваются такие черты, как выдержка, самостоятельность, воля к преодолению трудностей, настойчивость.
Я предлагаю каждой группе разгадать по одному ребусу.
ответы: площадь, разность, скорость, импульс
Большой интерес у детей вызывают наблюдения и опыты. Я предлагаю вам провести в группах экспериментальное задание.
Первая группа
Задание: Определить расстояние от школы до дома, предварительно измерив длину своего шага (длину шага необходимо перевести в км)

Длина шага (м)
Количество шагов
Расстояние (м)
Расстояние (км)
1
А теперь кратко опишите опыт и полученный результат.
Вторая группа
Получить радугу из диска, листа бумаги и фонарика!
Меняя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу.
6. Устойчивый интерес к физике и математики, навыки самостоятельной работы, практические умения по экспериментированию можно привить обучающимся во внеурочной деятельности, дополнив знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности. На протяжении 6 лет на базе нашей школы работает клуб физиков и математиков КВАНТ. На занятиях клуба мы занимаемся не только проектно-исследовательской деятельностью, но решением различных вопросов, таких как: возможно ли сделать пушку из пьезоэлемента? Имеет ли вода память? Неньютоновская жидкость? Что можно сделать из подручных материалов? Что будет с кипятком на морозе?
Рефлексия
У вас на столах лежат своеобразные Барометры (или манометры), предлагаю отметить свое эмоциональное состояние по проведению мастер-класса на шкале термометра.
Конечно же, коллеги, каждый из нас, мастер, творец детских душ, созидатель прекрасного, может быть даже волшебник.
Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничны. Но все мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей неповторимости в этом мире.
Учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное.
Благодарю за сотрудничество! Желаю творческих побед!
Жданова О.В. МБОУ Стан-Бехтемирская СОШ