Публикации Дело семейное

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дело семейное
Автор: Васина Ольга Сергеевна

Пройти адаптацию безболезненно поможет тренинг «Дело семейное»Педагоги Службы помощи семье и детям Кожевниковского района особое внимание уделяют замещающим семьям, которые находятся на адаптационном уровне сопровождения. Психологи всегда готовы оказать консультационную помощь опекунам и детям. Адаптация - это сложный процесс вхождения ребенка в новую среду с необходимостью постоянного поиска возможного взаимодействия и приспособления каждого участника. Отношения между приемной семьей и ребенком составляют определенный период. Начинается он с момента помещения ребенка в семью и, в большинстве случаев, не заканчивается, пока семья выполняет свои функции. За это время с разной интенсивностью происходит приспособление сторон, сближение интересов, 7 формирование нового общего стиля жизни, изменение привычек. Обыгрываются новые социальные роли, решаются сложнейшие педагогические и психологические задачи.Психологи Службы помощи семье и детям Кожевниковского района применяют в работе с семьями на адаптационном периоде тренинговые занятия. Предложенный ниже тренинг для замещающих семей на адаптационном уровне сопровождения «Дело семейное» направлен на работу с замещающей семьей в которой в качестве члена семьи принят ребенок подросток. Такое занятие 14 мая проведено психологами с семьей, в которую принят мальчик подросток.Подростковый возраст – это тот этап взросления, который труден и для усыновленных, и для кровных детей и зачастую пугает приемных родителей. Особенно травматичной, как правило, оказывается ситуация, когда ребенок в подростковом возрасте узнает о своем происхождении. Этот период жизни сложен, прежде всего, для самого подростка. Именно сейчас он должен решить две трудные задачи – обрести независимость и приобрести идентичность.Работа педагогов направлена на то, что бы облегчить подростку вхождение в новую семью, создать благоприятные условия для взаимодействия в семье родителей и подростка на адаптационном уровне. Тренинг «Дело семейное» разработан для работы как с одной семьей, так и для работы с несколькими семьями. Цель: создание благоприятных ситуаций для замещающей семьи на адаптационном уровне сопровождения для укрепления отношений родитель-ребенок и улучшения психоэмоционального климата в семье.Задачи:- создать условия для психоэмоционального сближения членов замещающей семьи;- сформировать навыки эффективного общения родителей с подростком;- помочь сплочению замещающей семьи в период адаптационного уровня сопровождения. Оборудование и оформление:Листы А4, разноцветные стикеры, ручки, ватманы, цветные карандаши, цветные листочки, ленточки, приятная музыка.Ход тренингаПсихолог: Всем добрый день. Сегодня я приветствую семьи и очень рада, что вы пришли на тренинг «Дело семейное». Сегодня мы с вами будем учиться навыкам эффективного общения. Сейчас я вас ознакомлю с правилами тренинга:- внимательно слушать друг друга;- не перебивать;- выключаем звук на телефоне.Упражнение «Я - эпитет».Цель: познакомиться, способствовать формированию доверия, взаимопонимания и сплоченности коллектива.Психолог. Встаньте в общий круг, у меня в руке мяч. У кого окажется в руке мяч, тот называет свое имя и эпитет, который по его мнению соответствует ему. Например: Меня зовут Ольга и я добрая. Упражнение «Это моя семья».Цель: познакомить участников и способствовать развитию навыков взаимодействия подростков с родителями.Психолог. А сейчас более сложное задание – будем представлять не себя, а друг друга. Родители рассказывают кратко о своих детях, а дети о родителях. После того, когда все представятся, необходимо назвать свою семью обобщающим словом.Например: Моя семья спортивная!Упражнение «Именной гость!».Цель: развитие межличностного доверия и навыка взаимодействия в семье.Психолог. Выполняя упражнение, вы попробуете себя в роли журналиста и знаменитого артиста. Объединитесь со своей семьёй. Выберете, кто сначала будет артистом, а кто журналист, потом необходимо поменяться. В течение пяти минут вам необходимо узнать больше о том человеке у которого будете брать интервью. При общении вы должны относится к человеку как к именному гостю. Приведу несколько примеров вопросов: какой твой любимый цвет, цветок, животное, время суток или года? Какой любимый фильм, сериал, певец, актер? Чем любите заниматься в свободное время? Вопросы можете задавать свои, подумайте, какие вы бы задали настоящей звезде или своему кумиру.После опроса подростки садятся, родители встают за их спинами, кладут руки на плечи и рассказывают о них. Потом родители меняются местами с детьми.Описание: У психолога заранее подготовлены вопросы, которые смогут завести в тупик участников. Примеры вопросов: какая у вашего ребенка самая любимая компьютерная игра? Какие любимые исполнители у ваших родителей? Как правило, участники затрудняются ответить на данные вопросы. Педагог-психолог подводит родителей и подростков, к тому, что желательно больше общаться и больше времени проводить вместе.Упражнение «Совместное увлечение».Цель: подумать о совместном проведении времени родителей с подростками.Психолог. Ни для кого не секрет, что лучше всего семью сплачивает совместное дело. В течение 3 минут подберите совместное занятие, чтобы оно было интересно для всех членов семьи. Например, устраивать «читки» в семейном кругу каждый выходной; ходить в лес осенью; фотографировать закат. После обсуждения, каждая семья поделится с группой своими планами на ближайшее будущее.Упражнение «Какой Я».Цель: проработать неэффективные формы поведения и общения, которые мешают нормальному взаимодействию в семье.Психолог. Каждый человек хочет жить в мире и спокойствии. Чтобы этого достичь необходимо, понимать, как правильно реагировать и вести себя, если вас что-то не устраивает в поведении другого человека. Нам предстоит плодотворная и продуктивная работа. Данное упражнение будет состоять из трех этапов.Первый этап направлен на индивидуальную работу.Перед вами на столе лежит лист бумаги. Подписывать его не нужно. Вам необходимо охарактеризовать участника, с которым вы пришли на тренинг : родителя или ребенка.Напишите качества, которые вам нравятся и не нравятся в этом человеке. Если вас в нем всё устраивает, вы не видите отрицательных качеств, напишите только положительные. Описывая хорошие и плохие качества, нужно соблюдать соотношение на одно плохое - три хороших. Например, мне нравится, что сын хорошо учится в школе, играет в футбол, помогает по дому, но не нравится, что он со мной огрызается. При выполнении задания будьте предельно честными. Работаем.Второй этап будет проводиться в групповой форме.Объединитесь в две группы, участники из одной семьи не должны выполнять это задание вместе. Продолжим работать с листами, которые вы ранее заполняли. Так как они не подписаны, другие участники не будут знать чьи они. Выберите одного человека у которого будут находиться все ваши листочки, он будет их зачитывать вслух и записывать рекомендации. Например, подросток не любит наводить порядок в комнате. Каждый присутствующий может предложить на свой взгляд выход из данной ситуации. Можно посоветовать убирать комнату совместно с подростком. После обсуждения листы отдаете мне. Выполняйте.Третий этап знакомство с мнением и советами.Подойдите по одному и заберите свои листы, после отдайте их участ-нику, которого вы описывали. Читая перечисленные качества и советы, не нужно оспаривать или упрекать человека. Лучше проанализируйте и заду-майтесь, над чем вам стоит поработать, чтоб улучшить взаимоотношения в семье.Упражнение «Нет».Цель: подвести подростков к осознанию связи между родительскими запретами и заботой о них.Психолог. Давайте разделимся на две группы, родителей и детей. Представьте, что вы можете видеть будущее, и вы увидели, что завтра с участниками другой группы произойдет что-то плохое. Ваша задача заключается в том, чтобы отговорить их от запланированного. Вы можете придумать свою ситуацию или воспользоваться предложенной.Ситуация для родителей. Завтра дети, собираются пойти купаться на озеро. Вы увидели, что начнется очень сильный ветер, ураган и деревья будут падать, дети могут пострадать. Надо подобрать слова и отговорить детей не ходить на озеро. Ситуация для детей. Родители собираются поехать в город. Дети увидели как у них сломается машина и на дороге ни кого не будет и им ни кто не сможет помочь. Необходимо их уговорить не ездить в город. Затем детям и родителям предлагается по очереди выступить в роли «пострадавших», а другой команде необходимо их отговорить.Описание: Первых отговаривают детей взрослые, как правило, они справляются с этой ролью быстро. Затем детям необходимо отговорить своих родителей. Родителям заранее проговаривается, чтобы они ни на какие уговоры не соглашались и настаивали на своем, что они все равно пойдут куда запланировали.Упражнение «Родные люди».Цель: гармонизация детско-родительских отношений.Описание: Включается приятная музыка.Психолог. Родители, встаньте напротив детей и возьмитесь за руки, говорите шепотом на ушко, как вы любите и цените друг друга.Упражнение «Слово дня».Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.Психолог. Каждый участник тренинга берет цветную бумажку и на ней пишет одно слово, которым хочет выразить свое отношение к проведенному тренингу.