Публикации Социальная интеграция как специальное образование детей с интеллектуальной недостаточностью

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная интеграция как специальное образование детей с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Апарина Татьяна Борисовна

Тема : Социальная интеграция как специальное образование детей
с интеллектуальной недостаточностью.
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей учителя.
Процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
На занятиях социально-бытовой ориентировки дети только лишь ознакомлены с базовыми сведениями социально-бытового характера. А практические навыки смогут получить в семье, во взаимодействии с учредителями и предприятиями. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.
Результативность педагогической деятельности обеспечивается введением диагностики в работу учителей и воспитателей. Педагогическая диагностика способствует повышению внимания и каждому ребенку, побуждает и его изучению, оперативному финансированию возникающих затруднений и своевременному оказанию необходимой ему помощи в процессе учения и развития.
Слагаемыми успеха и результативности деятельности педагога должны быть: любовь к ребенку, выражающаяся в стремлении помочь ему овладеть максимально – доступными его способностям знаниями, навыками и умениями; вера в возможность каждого ребенка достигать высоких результатов; педагогическое мастерство, терпение, т.п. Желаемые результаты не всегда достигаются быстро.
Что же должен знать и уметь выпускник школы интерната, вступая в самостоятельную жизнь ? Он должен себя уметь обслуживать и своих близких в условиях домашней обстановки. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивает человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.
К важнейшим относятся и умение пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок, киоск). Для усиленной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги.
Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников вспомогательных школ,- формирование у них умений общения: связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи, внимательно выслушивать ответы, благодарить за ответ, услугу; пользоваться формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре.
Учитель должен помочь детям освоить нормы культуры взаимоотношений между людьми, способствовать принятию этих норм. Важно воспитывать в них такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, помощь.
Немаловажное значение для организации человеком независимого и достойного образа жизни имеет сформированность у него следующих волевых качеств и умений: самостоятельности, ответственности, инициативности, активности, решительности, умения преодолевать трудности и доводить дело до конца.
Уверенность в своих силах возникает, если человек знает и умеет. В свою очередь, если человек верит в себя, быстрее развивается и овладевает необходимыми знаниями и умениями.
Умственно отсталых детей необходимо обучать анализировать разнообразные жизненные ситуации, оценивать их, актуализировать имеющиеся знания и умения в … ситуации; сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы.
Одним из важнейших средств обеспечения человеку с интеллектуальной недостаточностью максимально возможной для него самостоятельности и независимости является коррекция нарушений его познавательной деятельности.
Цель программы: Формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь, успешно в ней адаптироваться.
Задачи программы:
Начинать детей ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.
Обогащать активный словарь словами, связанными с формированием знаний, умений и навыков.
Продолжить успешно овладевать значимыми знаниями и умениями при приготовлении простейших блюд и уметь соблюдать правила техники безопасности при работе с электроприборами, горячей жидкостью, ножом. Соблюдать правила личной гигиены.
Уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки.
Уметь ориентироваться в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах и основных статьях расхода. Уметь планировать и рационально использовать деньги на продукты. Уметь обсчитать стоимость каждого блюда.
Структура программы
Материал программы можно условно разделить на два блока: технологический и воспитательный, которые реализуясь одновременно, имеют свою специфику.
Технологический блок включает в себя комплекс информации по теории. Обучение строится с учетом общедидактических принципов организации учебного процесса как то: последовательности, доступности (от простого и сложному), системности, научности. Основные методы обучения- объяснительна - иллюстрированный и репродуктивный. Регулярное освоение новых техник и технологий, совершенствование умений читать и кратко записывать рецепты приготовления простейших блюд.
В процессе изучают и формируются представления об отдельных продуктах питания, необходимо использовать натуральные продукты и формирование умения узнавать продукты на изображениях. Обучая детей обработке продуктов, как мытье фруктов, овощей, ягод, важно сформировать у них знания о необходимости мытья этих продуктов перед употреблением в пищу, убеждение в важности этого вида обработки продуктов питания для здоровья человека.
Дети учатся извлекать продукты из упаковок разного вида, укладывать и упаковывать продукты. Воспитанники овладевают рядом простейших приемов обработки продуктов с помощью ножа и других кухонных принадлежностей.
Упражнения в выполнении действий на занятиях по приготовлению простейших блюд (например: бутербродов, салатов), при организации сервировки стола и завтраку , чаю, ужину.
Особое значение в программе уделяется технике безопасности при приготовлении простейших блюд, работы с ножом, кипятком, электроприборами.
Так как на занятиях присутствуют дети из разных классов и возрастов темы данного блока повторяются. Задания распределяются педагогом в зависимости от индивидуальных возможностей и технологической подготовки каждого ребенка.
Знания детей о названиях различных блюд, их составе и умения называть (показывать) эти блюда, определять их состав формируются как на занятиях по социально-бытовой подготовки, так и на занятиях кружка и в процессе завтраков, обедов, полдников и ужинов.
В процессе знакомства детей с различными блюдами при приеме пищи педагог обращает внимание на состав простейших блюд. Технология обучения приготовлению различных блюд закрепляется записью рецептов в тетрадь.
Если в процессе обучения дети увлеклись отдельными моментами или проявили интерес к определенный приготовлениями отдельных блюд, то педагог предоставляет им возможность и время для приготовления понравившегося блюда с изучением технологии приготовления.
Воспитательный блок
Формирование позитивной жизненной позиции, строится на основе интеграции индивидуально-личностных и общечеловеских ценностей в нескольких направлениях:
- изменения отношения к себе, формирования уверенности ребенка в своих силах;
-создание атмосферы взаимопонимания в коллективе;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие социальной активности;
-воспитание уважения к процессу и результату своей и чужой деятельности;
- формирование художественного вкуса.
Для решения этих задач воспитательный процесс организуется с использованием принципа связи с жизнью, умения найти нужную литературу и уметь пользоваться готовыми рецептами по приготовлению простейших блюд.
Тематика и содержание разговоров примерное, однако их диапазон ограничен тематической направленностью блока.
Игры, тренинги даю педагогу информацию для педагогической диагностики исходного уровня адаптированности личности.
Оформление готового блюда, сервировка стола к празднику рассматривается как важный элемент воспитательного процесса, дающий возможность развить определенные качества личности, сформировать ценностное отношение и результатам своей деятельности и работе других членов коллектива. Показ и сервировка отдельных красочно-оформленных блюд- это освоение технологии приготовления блюд, это и объединяющая деятельность, которая дает опыт неформального взаимодействия. Еще одной формой является чаепитие .
Литература
Социально-бытовая ориентировка – А.М. Щербакова М.2002 г.
Социально-бытовая подготовка воспитанников.- В.В. Гладкая
М.2006 г.
Практический материал и урокам социально-бытовой ориентировки
-С.А. Львова Москва Владос 2005 г.
4. Основы кулинарного мастерства – Л.Ляховская С-Петербург
Кристалл 1997 г.
5. Блюда – пятиминутки – Л.В. Дербичева Мн. Современное слово
2000 г.
Список детей
Группа № 1

Фамилия, имя
Класс
1.
Алиева Люба
8 а
2.
Карабец Таня
8 а
3.
Павлова Настя
8 а
4.
Пархоменко Настя

5.
Хаматханова Эмма
8 а
Группа № 2

Фамилия, имя
Класс
1.
Бондаренко Лиза
9
2.
Глебова Оксана

3.
Панарина Катя
9
4.
Анистратова Кристина
9
5.
Сишненко Наташа
7 а
6.
Подгурская Надя
5 б