Публикации "Важность формирования навыков ансамблевой игры в классе специального фортепиано"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Важность формирования навыков ансамблевой игры в классе специального фортепиано"
Автор: Марукян Цогик Казаровна

Важность формирования навыков ансамблевой игры в классе специального фортепиано.Ансамблевое исполнительство может быть рассмотрено в двух аспектах – как форма музицирования, и как средство обучения юных музыкантов. Но и как особая форма музицирования и как средство обучения оно обладает большим потенциалом в музыкальном развитии юных исполнителей.Первое, что необходимо упомянуть, это то, что фортепианный ансамбль даёт возможность учащимся расширить свои знания в музыкальной литературе, расширить музыкальный кругозор, расширить свой репертуар. Произведения, которые пишутся для ансамблевого исполнения отличаются от произведений для сольного исполнения по виртуозности и колоратурной окраске, обладают большей степени художественной выразительности и более воздействуют эмоционально как на исполнителей, так и на слушателей.При выборе репертуара для ансамбля, необходимо учитывать уровень подготовки юных музыкантов и подбирать такие произведения, которые не слишком сложные в техническом исполнении для обучающихся, но обладают художественной ценностью музыкального материала, и доступно для понимания юными музыкантами. Восприятие музыкального произведения не должно быть препятствием для работы над ним. Здесь необходимо так же как и в любой другой педагогической отрасли руководствоваться принципом доступности и принципом от простого к сложному.Кроме того, при выборе репертуара для ансамбля необходимо учитывать и психолого-педагогические особенности юных исполнителей и их индивидуальные особенности. Эти особенности необходимо учитывать и при разборе музыкального произведения и при выборе ансамблевых партий. Коллективное музицирование формирует у обучающегося творчество, артистизм, умение работать в коллективе. Изучая новый материал, расширяя музыкальный кругозор при работе над ансамблевыми произведениями, обучающиеся накапливают при этом музыкальный опыт и впечатления от музыкальной деятельности – прослушивания музыкальных произведений, самостоятельного исполнения их, совместной работы над ними с педагогом и другими юными исполнителями. Все эти виды деятельности обеспечивают разнообразные впечатления, переживания, эмоциональные состояния, которые ведут к развитию «центра музыкальности – эмоциональной отзывчивости» на музыку. Наработка музыкального опыта при прослушивании и игре музыкальных произведений обеспечивает накопление слуховых впечатлений, представлений, на основе которых начинает работать художественное воображение и фантазия, что ведёт к высшему уровню деятельности – творчеству.Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувстваритма, музыкальной памяти, технических навыков игры.Для того, чтобы музыкальная деятельность была эффективна и в радость юному музыканту, необходимо, чтобы у него наличествовали специальные и общие музыкальные способности. Очевидно, что без развитых чувства ритма и музыкального слуха, без развитой техники трудно осуществлять успешную музыкальную деятельность. Однако, музыкальные способности не даются нам от рождения – природа нам дарит только те или иные задатки, которые в дальнейшем развиваются в осуществлении той или иной деятельности. Важнейший закон развития гласит, что способности развиваются только в деятельности. Без осуществления деятельности способности существовать не могут.Таким образом, развитие музыкального слуха, чувства ритма, технических навыков игры происходит только при осуществлении музыкальной деятельности – при игре на музыкальном инструменте, при разборе музыкальных произведений, при отработке технических навыков игры, при прослушивании музыки различных стилей и жанров и пр. Рассмотрим как эти специальные музыкальные способности развиваются при игре в ансамбле.Развитие музыкального слуха.Музыкальный слух включает в себя такие виды, как звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, тембро-динамический.Звуковысотный слух - умение узнавать звуки разной высоты и тембра. Мелодический слух - умение понимать структуру музыкальной композиции на слух (ритмическую организацию, звуковысотность) и воспроизводить ее.Гармонический слух – способность воспринимать многоголосие.Полифонический  слух – «способность расчлененно воспринимать и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий» [28].Тембро-динамический слух – способность воспринимать и воспроизводить тембр и динамику музыкального произведения. В любой вид музыкального слуха входит не только способность воспринимать, но и способность воспроизводить компоненты услышанной музыкальной композиции. Звуковысотный – умение воспроизвести звук и высоту, композиции, мелодический – воспроизводить структуру, ритм, гармонический и полифонический – воспроизводить многоголосие и тембро-динамический – тембр и динамику композиции. Поэтому мало только слышать и воспринимать, для музыканта важно уметь воспроизвести.Но, как уже было отмечено выше, все виды музыкального слуха развиваются в музыкальной деятельности и работа в ансамбле предоставляет великолепную возможность при развитии всех его видов, но особенно гармонического, полифонического и тембро-динамического. Дело в том, что при обычном обучении игре на музыкальном инструменте развивается мелодический слух, так как обучающийся учится обращаться с одноголосием, проходит длительный период обучения постановки рук, технике звукоизвлечения, перед тем как обучающийся может приступить к овладению многоголосием и полифонией. Однако, поскольку при одиночной игре на фортепиано образуется только один звуковой поток, обучающийся не может при этом научиться воспринимать и воспроизводить многоголосие. У него не развивается гармонический слух, или развивается с отставанием. Работа же над музыкальной композицией в ансамбле приучает воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль. Поэтому ансамблевое музицирование создаёт наиболее благоприятные условия, как для восприятия многоголосия, так и его воспроизведения при игре в ансамбле, что является залогом развития гармонического слуха. На начальном этапе ансамблевая форма игры (партнёром при этом выступает педагог) выступает средством развития гармонического слуха, позволяет ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. При этом развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребенок будет воспринимать полностью вертикаль. Развитие полифонического слуха – «один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Ребенок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для исполнения сложной полифонической ткани. Поэтому фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приемов тренировочного характера, способных в ходе работы над полифонией ускорить этот процесс. Наиболее эффективным приемом, который можно применить в ансамблевой практике – совместное проигрывание на одном или на двух инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов» [8]. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями и в развитии тембро-динамического слуха, благодаря «обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Совместно с педагогом ученик ведет поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп» [22].Таким образом, ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха за счёт своей специфики – совместному исполнению музыкального произведения.Развитие чувства ритма.Ансамблевое музицирование способствует развитию такой музыкальной способности, как чувства ритма или метро-ритм. Именно это чувство объединяет отдельных исполнителей в единый ансамбль. Чувство ритма помогает ансамблистам так играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Чувство ритма - ощущение каждым участником ансамбля сильных долей музыкальной композиции - тот «скрытый дирижер», «жест» которого способствует объединению ансамблистов в единое целое. Но метроритм не только объединяет всех исполнителей ансамбля в единое целое. Он влияет и на техническую сторону исполнения каждого участника. Ритм делает игру каждого исполнителя более уверенной, более технической. Исполняя каждый свою партию технически чётко и верно, каждый из ансамблистов укрепляет ритмическую основу всего ансамбля. Абсолютно точный и «метрономный» ритм становится объединяющим началом в общем коллективном ритме – сердцем ансамбля. В процессе работы над ритмическом рисунком ансамблевой композиции решаются разнообразнее вопросы: определяется ритм, который способствует наибольшей художественной выразительности музыкального произведения, происходит работа над точностью и четкостью ритмического рисунка, исполнители овладевают метроритмическими построениями, делая ритм гибким и живым. Это умение достигается только путём тренировки и опыта ансамблевого музицирования.Таким образом, ансамблевое исполнение и работа над ним способствует расширению музыкального кругозора обучающихся, развитию эмоционального восприятия музыкальных произведений, накоплению музыкального опыта и музыкальных впечатлений, что способствует развитию творческой музыкальной деятельности, развитию художественного воображения и фантазии, развитию музыкальных способностей, а именно всех видов музыкального слуха, чувства ритма. Музыкальной памяти, развитию исполнительской техники, а так же формирование таких личностных качеств как коллективизм, умение работать в команде, достигать совместной цели в создании музыкальной композиции.