Публикации Нетрадиционные формы и приемы контроля знаний на уроках истории

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные формы и приемы контроля знаний на уроках истории
Автор: Казымова Злата Алексеевна

Казымова Злата Алексеевна, учитель историиМБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н., г. Сорск, Республика ХакасияНетрадиционные формы и приемы контроля знаний на уроках истории Новые стандарты школьного образования и опыт введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний.  При оценивании результатов обучения изменился контекст расшифровки понятий «знающий» и «умеющий». На первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.  Цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность. В этой связи интересно использовать нетрадиционные формы и приемы проверки знаний на уроках истории, таких как:
  • Круглые столы
  • Конференции
  • Дидактические игры
  • Кроссворды
  • Брейн-ринги
  • «Своя игра»
  • Диспуты, дискуссии
  • Коллоквиумы
  • Ролевые игры
  • Уроки – пресс-конференции
  • Виртуальные экскурсии и т.д.
  • Рассмотрим подробнее некоторые из них. Зачет можно провести и в игровой форме. Например, в форме КВН, с элементов соревнования. Или зачет - сочинение типа: «Отчет ученого о раскопках гробницы Тутанхамона», зачет - путешествие «Прогулка по левому берегу Нила», зачет- экскурсия «В египетском храме». Основа для игрового зачета та же - самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы, добавим к этому элементу творчество учителя, и результат будет высоким. «Живая газета». Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями - сообщениями по типу «одной строкой». Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись. Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду. Такая форма способствует развитию навыков самостоятельной работы, активизирует изучение учащимися предмета, повышает к нему интерес. «Аукцион». Одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения. Эта форма проверки знаний хороша тем, что она позволяет не только закрепить знания, но и стимулирует познавательную деятельность учащихся, активизирует интерес к предмету. Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:1) Кроссворд - загадка «соединенные слова». Для их решения необходимо определить, какие два слова "спрятались" в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго. 2) Чайнворд или «лабиринт». Основное правило при его заполнении - последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова3) Кроссворд – «лесенка». Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково.4) Кроссворд - пирамида. Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете имя бога воскресающей и умирающей природы.5) Кроссворд «спрятанное название» или головоломка. Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.6) Кроссворд «уголок». Ребус. Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов также необходимо знать правила. Ребус активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Используется на разных этапах урока. Проверочные карточки. Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу учителя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности.С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний проверочные карточки могут быть:
  • Репродуктивные (воспроизводящие), т.е. от учащихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу,
  • Сравнительные - направленные на отработку навыков сравнения фактов, событий, объектов. Учащиеся развивают логическое мышление, проверяется качество знаний,
  • Логически-поисковые - эти задания позволяют дать анализ фактов, событий, понятий учебного материала, путем рассуждений и размышлений дать правильный ответ,
  • Ассоциативно-сравнительные - предполагают активную самостоятельную умственную деятельность учащихся, развивают воображение, инициативу, закрепляют умение оперировать полученными знаниями, формируют оценочные суждения,
  • Обобщающие - предусматривают умение выявлять причинно-следственные связи между событиями, умение делать выводы, обобщения на основе фактического материала. Эти задания развивают логическое мышление, и повышает познавательную активность учащихся.
  • Учитель сам составляет необходимые ему карточки в зависимости от темы, целей и задач урока. Викторина. Для закрепления и повторения материала на уроке можно использовать такую игровую проверку знаний как викторина. Проверка носит соревновательный характер, поэтому интерес и внимание очень высокие. Такая форма контроля позволяет развивать речь учащихся, активизирует мыслительную деятельность и показывает качество усвоения учебного материала.Викторины могут быть: 1. Хронологическая - ориентирована на знание дат, учащиеся проявляют знания конкретного материала, быстроту восприятия.2. Викторина характеристик посвящена деятелям культуры, истории. Учащиеся должны назвать имя человека, характеристика которого дана.3. Иллюстрированная викторина.Учащимся предлагаются иллюстрации архитектурных памятников, произведений живописи без соблюдения хронологического порядка, а они должны дать ответы на вопросы.4. Викторина событий предлагает перечень характеристик событий, учащиеся должны узнать о каком событии идет речь. Этот вид викторин способствует лучшему усвоению учащимися материала по истории культуры, развивает память и мыслительную деятельность. 5. Тематическая викторина посвящена определенной теме и подробно раскрывает ее, таким образом, создавая целостное восприятие материала. 6. Викторина сравнений: «Сходство и различие».Учащиеся должны установить сходство и различие архитектурных памятников, литературных произведений, произведений живописи. Отрабатываются навыки сравнений, развивается речь. Загадки. Небольшой игровой момент опроса, который можно использовать как вводный диалог к изучению нового материала. Он активизирует мыслительную деятельность, способствует поддержанию интереса к учебному процессу. Олимпиада. Наиболее глубокая форма знаний учащихся. Она позволяет контролировать знания учащихся не только по одной теме, но и по всему курсу. Эта форма позволяет учителю корректировать свою работу. Цель олимпиады - повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В олимпиаде могут быть использованы все виды игровых знаний.Игровые знания являются активной формой проверки знаний учащихся. Они могут предварять новый материал, пробуждая у учащихся интерес к нему, закреплять и повторять пройденное.Каждый вид игрового задания определяется содержанием изучаемого материала. При этом необходимо обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые требуется сформировать у учащихся. Место и роль задания в учебном процессе определяет учитель. Применение ИКТ. Сегодня, при переходе на новые ФГОС встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование, и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.1. Использование учебных электронных изданий. 2. Составление ЦОРов3. Использование учебных электронных заданий. При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения. Важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления. Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ. В результате исследования можно сделать следующие выводы. Проверка знаний, умений и навыков учащихся - неотъемлемая часть педагогической работы учителя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять систематический контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Он должен проводиться в соответствии с методическими требованиями. Разнообразие методов, форм контроля позволяет более точно и качественно оценивать знания учащихся.В соответствии с требованиями программы, учителю необходимо ориентировать преподавание, контроль и оценку на достижение высоких конечных результатов во всех видах учебной деятельности. Особое значение должно придаваться освоению специальных умений, отражающих особенности учебного предмета, развитию умственных способностей учащихся, формированию навыка самостоятельно учится, работать с различными источниками информации, рационально организовывать свое рабочее время.Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности, правильности выполнения упражнений. Прежде всего, проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода познавательных и других практических задач. Не только учителю, но и самим учащимся результаты, полученные в процессе контроля, позволяют увидеть и оценить их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям. Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлении того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения, воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них материалистического мировоззрения. Контроль результатов обучения истории и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что при методически грамотной организации проверки знаний и умений учащихся достигается максимальная оптимизация учебного процесса.