Публикации Дидактический материал "Скоро экзамен ...Без паники"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактический материал "Скоро экзамен ...Без паники"
Автор: Колтырина Елена Михайловна

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Колтырина Е.М. учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №50КрасноярскСкоро экзаменпо русскому языку?Без паники... Предлагаемая система овладения практической грамотностью позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.Как проводить занятия1. Необходимо соблюдать предложенную последовательность выполнения упражнений и последовательность проведения занятий, так как каждое следующее упражнение содержит материалы для повторения и закрепления всего изученного ранее.2. Следует использовать графическое обозначение орфограмм, фиксирующее условия выбора написания: оно стимулирует про-говаривание применения правила про себя и способствует формированию устойчивого навыка.3. Упражнения под рубрикой «К следующему занятию...» выполняются на уровне ознакомления и просмотра.Возможные варианты заданий к упражнениямI. Орфографическая разминка.1. Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.2. Карандашом вставить, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.3. Записать словосочетания под диктовку. Выделить в словах изученные орфограммы.4. Выписать слова, распределяя их по группам орфограмм. Орфограммы выделить.5. Написать по опорным словам сочинение.И. Пунктуационно-орфографическая разминка.1. Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.2. Вставить, где необходимо, пропущенные буквы и расставить пропущенные знаки, В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.3.Записать предложения под диктовку. Объяснить постановку знаков препинания. Выделить в словах изученные орфограммы.4 Выписать слова, распределяя их по группам орфограмм. Орфограммы выделить.ЗАНЯТИЕ 1• Необходимо повторить:Имя существительное (кто? что?) Глагол (что делать? что сделать?)1. Проверьте безударную гласную в глаголах. В качестве проверочного слова используйте существительное.(Что делает?) гостит — (кто?) гость, г..рдиться, трти, ж.хтикулировать, б..дриться, встречать, поч..нить, заб..влять, осв..щать, на-гр..ждать, изв..щать, пл.хать.Имя прилагательное (какой? чей? каков?)2. Продолжите ряд кратких прилагательных своими примерами.(Каков?) Красив, хорош, весел, хитер...3. Проверьте неясные и непроизносимые согласные в корнях имен прилагательных. В качестве проверочного слова используйте краткие формы прилагательных. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. (Какой?) узкий — (каков?) узок, вя..кий, скользкий, ни..кий, хру..кий, гла..кий, чу..кий, бли..кий, ро..кий, ре..кий; опасный опасен, ужасный, интересный, напрасный, извесый, страс.ный.Наречие (где? куда? когда? как ?)4. Спишите, раскрывая скобки, наречия. Рассуждайте по образцу:(на)право (куда ?) — наречие, надо писать слитно: направо.Где? (вали, (в)близи, (по)одаль, (на)верху,(в)переди.Когда? (из)давна, (ис)стари, (до)поз-дна, (в)начале.Куда? (во)свояси, (в)глубь, (в)ширь, (на)лево, (на)право.Как ? (на)отмашь, (в)тихомолку, (наперегонки, (на)стежь, (в)плотную.Укажите слова с безударными о, а, е, и, я в корне. Корень обозначьте.НАПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СЛОВА И В СОЧЕТАНИЯХ -шься, -чься, -жьте, -чьтеж, ш, ч, щ, -шься, -чься, -жьте, -чьте на конце глагола.В глаголах на -шься, -чься, -жьте, -чьте после шипящих перед ~ся и те пишется ъ: одеваешься, прячься, отрежьте, спрячьте.5. Спишите глаголы в форме, которая указана в образце. Подчеркните -шься, -чься, -жьте, -чьте на конце глаголов.Отвлекаешь отвлекаешься (2-е лицо ед.-1 числа), держишь, играешь, наряжаешь, дразнишь, учишь.Прячь — прячься (неопределенная форма), обжечь, увлечь, отвлечь, уберечь.Прячь прячьте (мн. число повелительного наклонения), назначь, отсрочь, отрежь, умножь, намажь, срежь, обеспечь, не тревожь, обозначь, не перечь;поставь поставьте, представь, приготовь, исправь.■ Опираясь на схему и рифмованный алгоритм, расскажите о написании мягкого знака в словах с шипящим на конце.Рифмованный алгоритмВ глаголах и наречиях Знак пишется всегда.А в кратких прилагательных Его нет никогда. Существительное — много, Существительное — мой — Знак не нужен никакой. А подставь она, одна — Мягкий знак пиши всегда.Сущ.мн. ч.; м. р. {много, мой)ж., ед. ч. (она, одна)----г. г. , г. г.Отвлечь, отвлечься, одеваешь, одеваешься,г. н. к.п. со. см. с.л. спрячьте, вскачь, горяч, дочь, плащ, туч.6. Спишите, вставляя, где необходимо, ь. Укажите, какой частью речи являются данные слова.г.Видишь, бежит.., встречает.., увлеч.., обжеч..; улыбаешься, умываешя, увлеч.ся, обжеч..ся;н. отрежьте, спряч..те; вскачь, настсж.., наотмаш..,к.н. о.павзнич..; горяч, колюч.., хорош.., блестящ..; дичь,м. мощ.., брош.., вещ..; училищ, с круч.., задач..,м. с крыш..; ковш, клещ.., ткач.., сторож.. ., 7. Орфографическая разминка. Спишите словосочетания. Вставьте, где необходимо, ь. В словах с шипящим на конце обозначьте орфограммы.см. к.п.X XКулич., свеж.., распахнет., настеж.., нареже кадач.., исправите брош.., назначите несколько встрбч.., борщ., горяч.., песет..ся вскач.., обжеч.. кирпич.., ударит., иаотмаш.., бородач., широкоплеч.., с крыш., дач.., забывает., гореч.. неудач.., приготон..тс фарш.., упадет., навзиич.., еж., колюч.., увлсч..ся решением задач.., выходит., замуж.., коснеш.хя клавиш.. .Укажите слова с безударными о, а, е, у, я в корне. Корень обозначьте.СОЮЗЫ И ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИКАК ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ПУНКТОГРАММЫСигналят:найдите смысловой блок,выделите его запятымисоюзы и союзные словаесли, едва, хотя, чтобы, пока, будто, пото-производные предлогисо значением включения —исключения: по-му что, оттого что, так как, как будто, в мимо, кроме, сверх, включая, исключая, воп-связи с тем что, кто, что, какой, чей, кото- реки; несмотря на (=вопреки) рый, где, когда, куда и т. п.; то есть, или (- то есть)8. Спишите предложения. Вставьте, где необходимо, ь. Расставьте пропущенные запятые.Образец рассуждения: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. — Запятыми надо отграничить смысловой блок, подсказанный словом который:..., в который мы вступи-ли.....1) Хлеб если проголодает..ся всегда бывает соеж.. и пахуч... 2) Тому кто гонит советчика проч.. невозможно помоч.. . 3) Бородач..несмотря на холод был одет лиш.. в легкий плащ.. . 4) Когда впереди замаячили очертания дач., всадники пустили коней вскач.. . 5) Куда не входит солнца луч., туда потом приходит врач.. . 6) Если проголодаетесь хлеба отреж..те. 7)Легко обжечя если торопиш.хя. 8) Тиш.. такая что невмоч.. перенести ее. 9) Никаких следов на дороге не было кроме следов лыж.. . 10) Дядя хорош., тем что всегда готов помоч.. .Укажите слова с безударными о, а, е, и, я в корне. Корень обозначьте.| НАПИСАНИЕ О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХВ корне --- Ё е (кроме искл.)- ЁЗа корнемгл., прич. сущ., прил.ОРифмованный алгоритмПроблема в конце — проверяй:е на е скорей меняй.После корня у глагольных Букву ё пиши спокойно.В именных за корнем о — ,Это знаем мы давно.г. прич. с. и.шёлк (шелка), шов (искл.), запряжёт, запряжённый, речонка, холщовый.На конце наречий согласно произношению о пишется в следующих словах: горячо, общо, свежо, хорошо.Исключения: шорох, чокаться, шов, обжора и слова иностранного происхождения: шорты, шокировать, жокей и т. п.Внимание! После шипящих ё пишется в словах:бечёвка, ночёвка и раскорчёвка, тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр, печёнка, тушёнка и дирижёр.9. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень слова. Если орфограмма за корнем, укажите, какой частью речи является проверяемое слово.Шелк (шелка), жтый, ш.рстка, рсш.'.тка,с. т..пот, ш..рох, обж..ра, ш..фср, бачок, клоч..к,п.. плащ..м, ключам, девч..нка, бельчонок, холщовый,кумач..вый, парч..вый, камыш..вый, сбережётп-ч(сбережение), стережет, иеч.'т, вооружённый (вооружение), напряженный, решенный, увлеч.нно, сплоченно, утонч.нно.10. Орфографическая разминка. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы: «Написание слов с шипящим на конце», «О — е после шипящих». Словосочетания запишите под диктовку.Встает., с первым луч..м; открывает., окна настсж..; пробирает дрож..; плащ., с капюш..ном; холщовый меш..к; мимо окруж..нных кустами крыж..впика дач..; ш..лковый плюш., тянется до гамых крыш..; наблюдает., и удивляет..ся; ч..рисиький науч..к; мыш..пок метнулся проч..; камыш..вый шалаш..; располагает..ся па ноч..в-ку; кипуч.. родмич..к; тсч..т рсч..нка; воздухсвеж..; ландыш., пахуч..; тиш.., лиш.. шох и шлют камыш., вых зарослей.Напишите, используя некоторые словосочетания, сочинение «На прогулке».11.Пунктуационно-орфографическая разминка.1) Было видно что мальчку в холш.вой ру-баш..нке пробирает дрож.. . 2) Когда хорош., садовник крупен крыж..вник. 3) Возле мрачных круч., не видно никаких следов кроме вмятин которые оставил тяж..лый тягач.. . 4) В доме что окруж..н тяж..лой реш..ткой окна распахнуты на-стеж.. .ЗАНЯТИЕ 212. Орфографическая разминка.ГЦ..голь уш..л проч.., снеж..к колюч.., стереж..т собач..нка, печ..т печ.., обожж..нный кирпич.., плащ., с капюш..ном, распахнет., настеж.., ж..лоб дал теч.., пропеч..нный калач.., снимает.. сапож..к, прикрепит.. крюч..к напроч.., пирож..к горяч.., исправите сч..тчик, увлечя решением задач.., нареж..те калач.., камыш..вый шалаш.., деш..вая вещ.., ж..лтый цветок пахуч.. .13. Пунктуационно-орфографическая разминка.1) Мы забрели в чащ..бу где вел раскорч..вку тяж..лый тягач.. . 2) Возле дач., что разбросаны у заросшей камыш..м реч..нки мы остановились на ноч..вку. 3) Чтобы отвлечя я стал прислушиваться к ш..поту и ш..роху листвы. 4) Сверх всякого ожидания девч..нки нашли на дереве несколько спелых ж..лтых груш.. .Укажите слова с безударными о, а, е,яъ корне. Корень обозначьте.| ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ1. Проверьте, есть ли в предложении слово или смысловой блок, отвечающий на вопросы что делая? что сделав?2. Если есть, выделите его запятыми: Заскучав, зрители начали расходиться. — Что сделав? — Заскучав, ... Но! Дождь шёл не прекращался рассказывал смеясь (= весело).14. Спишите, выделяя запятыми деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Вставьте пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.1) Услышав ш..рох я распахнул двери настеж.. . 2) Приподняв смыч..к скрипач., напряженно следил за полётом дирижерской палочки. 3) Сторож., скрежеща ключ..м открывал гараж.. . 4) Вереницы тяж..лых туч., наползая и накатываясь сплош.. затянули небо. 5) Играя с огнем ты можеш.. обжеч..ся. б) Проносятся клочья туч., роняя легкий снеж..к.Укажите слова с безударными о, а, е, и, я в корне. Корень обозначьте.• Необходимо повторитьПричастиеобразуется от глагола: встречающий <—встречатьобозначает признакПричастие7пРеДмета по действию: к v танцующая девочка девочка, которая танцуетотвечает на вопросыкакой?что делающий?что сделавший? и т. п.15. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, укажите словосочетания, в которые входят причастия (п —ч), характеризующие признак предмета по действию, и словосочетания, в которые входят прилагательные (п), характеризующие признак предмета.и. п-чВкусная туш..ика, сваренная туш..нка; услышанный ш..рох, тихий ш..рох; раскорчеванный лес, дремуч..й лес; крепкая 6еч..вка, разорванная 6еч..вка; блестящая реч.., заблиставший луч..; горячий борщ.., подгоревший кулич.. .Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово: прочитаннаях книга.| НАПИСАНИЕ НЕ С ЛЮБЫМИ СЛОВАМИI. Не с любыми словами пишетсяслитно,если:слово не употребляется без нераздельно,если:1) есть (или подразумевается) противопоставление с союзом а;2) не входит в сочетание далеко не, вова не, ничуть не, нисколько не, отнюдь неНапример: незапамятный, незабудка; не высоко, а низко; вовсе не далеко.16.Восстановите слова, добавив к ним не...вежа, ..годовать, ..навидсть, ..былица, ..взрач-ный, ..видимка, ..домогание, ..доросль, ..счастный, ..доумевать, ..запамятный, ..дотспа, ..доразумение, ..дотрога, ..забудка, ..втериеж, ..вмочь.