Публикации Повышение качества и приемы образования на уроках технологического труда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение качества и приемы образования на уроках технологического труда
Автор: Танюшин Юрий Михайлович

Повышения качества и приемы образования на уроках технологического труда. Качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.Качество образования "задает” качество жизни человека и общества. И наша задача - искать пути повышения качества образования.Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает мальчикам и девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.Учитель технологии призван способствовать у школьников формированию трудиться с охотой, желанием и интересом.На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщать учащихся к творческой работе, прививать интерес к творчеству, поиску, развивать навыки созидания, самореализации.В своей работы на уроках технологии я столкнулся с проблемами:
  • к учебе относятся совершенно безразлично;
  • учащиеся невнимательны, не заинтересованы;
  • учащиеся работают по шаблону, выполняет задания ради оценки,
  • не могут применить теорию на практике;
  • Первой причиной этих проблем является отсутствие мотивации к учебе.Для её повышения необходимо:
  • Сформулировать цель работы таким образом, чтобы цели преподавателя стали привлекательными для учеников. Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком.
  • К примеру, так формулируется цель урока по теме «Разметка»: Для меня как учителя - Ученики будут уметь правильно разметить материал», для ученика – научаться размечать изделие. Чтобы ученики сами сформулировали цель, использую следующий прием: демонстрирую два образца, один из которых неудачно изготовлен и в процессе диалога мы вместе обсуждаем и составляем задачи нашей деятельности. Критерием достижения такой цели будет проверка разметки.
  • Стараюсь предлагать учащимся такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Для каждого раздела мною разработаны задания разного уровня сложности, для учащихся с разной подготовкой. Выполнение даже не очень сложного задания создает у ученика чувство радости и способствует закреплению желания работать дальше. В ходе объяснения нового материала использую такие приемы, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление. Поэтому показываю детям готовый образец, который можно посмотреть, потрогать руками, или демонстрирую иллюстрацию в компьютере. Объясняю материал простым, доступным языком, если непонятные слова встречаются при обучении – обязательно проясняю их. Если человек не имеет представления о том, что он изучает, то и усвоить качественно знания он не сможет.
  • Учебный материал стараюсь подавать в форме деловой игры, урока– семинара, выполнения проектных заданий, творческих мастерских, в форме работы групп сменного состава, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Эти формы организации учебной деятельности способствуют сотрудничеству учеников на уроке, взаимопомощи, позитивному отношению класса к предмету и учебе в целом. Учащимся, которые быстрее усвоили материал, предлагаю поработать моими помощниками, помочь отстающим. В процессе работы я заметила, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.
  • Очень важно создать на занятии психологически комфортную атмосферу, условия для уютной и безопасной работы. Стимулирую деятельность учащегося не только через оценку, но и не забываю говорить слова благодарности, поощрения, регулярно провожу выставку лучших работ. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
  • Уважительное отношение к каждому ученику, приветливый тон учителя,
  • чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное - вызывают желание учиться, делать красивые вещи своими руками.
  • Установлено, что в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Постоянное внимание и систематическая работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
  • Таким образом, на современном этапе в образовании важно не только побудить у детей желание "хочу узнать", но необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!"Поэтому учителю важно научиться строить отношения с учениками, быть заинтересованным в успехах детей, видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы.