Публикации
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Автор: Кудрявцева Ольга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Автор: Кудрявцева Ольга Александровна
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙХарактерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования. Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организа-ции свободного времени. Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога. Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования это: - социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы; - развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты соб-ственной деятельности и, как следствие, мотивации дектей к творчеству; - командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников; - развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры учащихся и обеспечения современного уровня обеспеченности общеобразовательных программ компьютерными технологиями; - преемственность общеобразовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации учащихся до серьезной предпрофессиональной подготовки; - обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; - применение новых, оригинальных форм образовательной работы; - развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования; - развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т.ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись; - анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ учащихся в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику общеобразовательных программ дополнительного образования; - системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников. Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей: - совершенствование содержания образования; - изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий; - создание системы работы с одаренными детьми; - совершенствование системы управления; - информатизация образовательного процесса. Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность. Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию. В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое. Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость. Рассмотрим на примере инновационную деятельность нашего учреждения. Здесь деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив. Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами центра внедряются в практику инновационные технологии такие как: 1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: - Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); - Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.); - Педагогика сотрудничества («проникающая технология»); - Гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.); - Игровые технологии; - Технологии развивающего обучения; - Проблемное обучение; - Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); 2. Технологии дифференциации и индивидуализации. 3. Внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских. 4. Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность. Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектная деятельность внедряется в объединения технической и художественной направленности. В процессе организации исследовательской деятельности учащихся педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с учащимися разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии. Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего учреждения и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах. Дети, участвующие в проектной деятельности: - проявляют творческую активность в познании окружающего мира; - самостоятельны и гибки в принятии решений; - сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; - осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); - способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий; - воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность. Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод: - проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса; - обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов учащихся; - осуществляют поисковую педагогическую деятельность; - реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности). В практике нашего учреждения используются следующие виды проектов: - исследовательские проекты: учащиеся работают над созданием моделей и экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде проекта; - ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); -информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы; - творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна. Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности. Многими исследователями развитие дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.