Публикации Методы активизации учебно-познавательной деятельности на уроке географии при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы активизации учебно-познавательной деятельности на уроке географии при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Автор: Тимофеева Ольга Викторовна

Доклад на тему: «Методы активизации учебно-познавательной деятельности на уроке географии при обучении детей с интеллектуальными нарушениями». Подготовила: учитель географии Тимофеева О.В.Педагогическая наука накопила целый арсенал методов  и форм активизации познания на уроке, которым может воспользоваться  педагог. Решение любой практической задачи, стоящей перед обучающимися в реальных условиях, чаще всего, требует комплексного подхода и привлечения знаний из нескольких предметных областей. Однако одним из основополагающих принципов современного обучения является раздельное изучение учебных предметов. В связи с этим в педагогике серьезно рассматривается проблема реализации межпредметных связей.Одно из определений категории «межпредметные связи» дано Г.Ф.Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве».Включение межпредметных связей в содержание урока способствует построению целостной картины мира в сознании учащихся, позволяет рассматривать реальные жизненные ситуации комплексно. Межпредметная интеграция способствует развитию творческого мышления, учебно-познавательной деятельности обучающихся и выступает как средство формирования их интеллектуальных и практико-ориентированных умений и навыков.Непосредственно на учебных занятиях целесообразно использовать следующие методические приемы: - Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал. - Прием актуализации ранее усвоенных знаний и умений, в т.ч. с использованием наглядности ( таблиц, схем, карт и др.)- Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим предметам.- Создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных на смежных учебных предметах.- Проведение интегрированных уроков.- Проведение межпредметых экскурсий. География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на знание естественных и гуманитарных дисциплин и по широте учебных связей превосходит большинство учебных предметов, этим объясняется ее промежуточное межцикловое положение. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном связей с другими дисциплинами, иными словами межпредметными связями.Как указано в ФАООП - География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.Рассмотрим реализацию межпредметных связей географии с другими предметами.Вот некоторые примеры из практики. Русский язык и Чтение. На уроке происходит развитие устной и письменной речи, ведется тетрадь по предмету, которая проверяется учителем, исправляются ошибки, ведение тетради оценивается. Также обучающиеся получают индивидуальные задания на карточке: «Закончи предложение», «Составь предложение», где они закрепляют умение составлять предложения из слов по теме. На уроках нередко используют отрывки из художественных произведений, в том числе и такие, которые предусмотрены программой по чтению, внеклассному чтению.Обучающиеся на уроках географии читают, пересказывают, составляют план для облегчения пересказа.На уроках в 6 классе при изучении города Москва – положение на карте России или в 7 классе на теме Города Центральной России, звучит стихотворение Ф.Глинка «О Москве».На теме Города лесной зоны – Санкт-Петербург дети вспоминают отрывок из «На берегу Невы» по С. Алексееву ( о выборе места строительства города).Изучая курс физической географии можно обратится к стихам с описанием природы родного края. Упоминание о произведении «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна на уроках в 8 классе , даст посыл к прочтению данного произведения, а следовательно к более красочному литературному описанию природы Южной Америки и Африки.При изучении темы Водные ресурсы России или Реки, озера, каналы, как не акцентировать внимание детей на матушке Волге. Реке, которая воспевалась в песнях, вдохновляла художников, поэтов. На уроке звучит стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» из программы 8 класса, дети рассматривают репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге».География связана и с музыкой и рисованием.В игровых заданиях при проведении игры- викторины «Знатоки географии» в разных параллелях мною было использовано домашнее задание «Песни, в которых упоминаются названия городов», выигрывала команда, назвавшая большее количество песен. По реакции обучающихся можно было понять, что ранее они не обращали внимание на тексты, но это задание переключило их внимание и открыло мир музыки, которая тоже связана с географией. Или игровое задание – песни в которых есть слова про природные явления ( дождь, снег, ветер и т.д.) Изучая страны мира 8-9 классе мы вспоминаем и великих людей этих стран, композиторов, художников их произведения, достопримечательности, музеи. Тема 7 класса Промышленность и сельское хозяйство Центральной России дает возможность учителю продемонстрировать обучающимся красоту произведений Гжельских мастеров, Городец, Хохлома, Палех – их характерные особенности. Так на уроке географии появляются рисунки детей, которые они сами нарисовали, либо готовые задания для раскрашивания. Так на Всероссийском уроке «Арктика» были использованы готовые материалы для раскрашивания национальных костюмов, животных и растений Арктики.Связь с информатикой. Приобретая основы компьютерной грамотности с 7 класса они могут закреплять ее на уроках географии, когда я даю задание используя виртуальное образовательное пространство подготовить доклад, найти необходимую информацию. Практикую проведение урока Географии в компьютерном классе.Связь с математикой.Периодически на уроках используются понятия мер единиц измерения, работа с чертежными инструментами ( карандаш, циркуль, линейка). На индивидуальных карточках обучающиеся могут получить простейшие задания и вычислением, где, например. фигурируют животные разных природных зон, для лучшего усвоения материала. Сравнение длин рек, соотношения суши и воды отсылает нас к математическим знаниям. Понятие масштаб , который мы используем для работе с изображением плана предмета, класса, участка, также связан с математикой.Связь с профильным трудом. Изучая тему «Значение леса» мы прививаем навыки бережного обращения с деревом, как объектом использования на уроке «Столярное дело». Знакомясь с кухней стран мира, узнаем блюда и их рецепты, что особенно нравится девочкам, которые могут приготовить посильные блюда на уроках «Поварское дело». Костюмы народов разных стран служат примером, расширяющим кругозор для создания проектов на уроках «Швейное дело».Связь с биологией повсеместна, т.к. предметы входят в цикл естественных наук. Прослеживается при изучении каждой природной зоны России в 7 классе, а также животного и растительного мира стран разных континентов. Часто на уроках обучающиеся сами задают вопросы , которые близки к биологии, поэтому учителю нужно обладать знаниями далеко выходящими за рамки предмета. Связь с историей. Например можно реализовать межпредметные связи географии и истории при организации работы учащихся с картами. В процессе изучения ряда тем по истории и географии возникает потребность в уточнении природных условий на изучаемых исторических территориях. Источником такой информации могут выступить географические карты. Отметим также, что умение «читать» условные обозначения на исторических картах необходимо для определения хронологии тех или иных исторических событий.Раздел «Свой край» в 9 класс практически реализуется следующим образом, обучающиеся получают знания об истории нашего края, а экскурсия в Егорьевский Историко-художественный музей ( исторический отдел) обогащает их знания по географии и истории. Эффективность такой работы будет выше при взаимодействии педагогов и построении скоординированной системы их работы. Вывод. Межпредметные связи являются не только средством, которое позволяет на качественно новом уровне решать задачи обучения, развития и воспитания школьников, но эффективным методом активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.