Публикации Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Автор: Винокурова Валентина Николаевна

МБОУ «Эльгяйская средняя общеобразовательная школа им.П.Х.Староватова»Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»Автор: Винокурова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, Отличник образования РС(Я), Почетный работник образования и воспитания РФ 2024годОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: 1. Мотивация учения.2. Постановка педагогической проблемы.3. Практическая демонстрация приемов.4. Подведение итогов мастер-класса.5. Рефлексия.Приветствие.-Здравствуйте, уважаемое жюри, дорогие коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер - классе.Постановка педагогической проблемы. Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер- класса.Нужно разгадать ребус. Тема моего выступления читательская грамотность, а именно, «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, ВПР, итоговому собеседованию, итоговому сочинению.Задачи: Продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;Прокомментировать эффективность применения данных приемов; -А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение.-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования. “Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер -В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.В своей практике я столкнулась со следующими проблемами: 1). дети имеют низкую скорость чтения;2). зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении;3). не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;4). затрудняются кратко пересказать содержание, мало читают, не обладают читательской грамотностью.- Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда всякой рухляди, какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все ин разложит в образцовом порядке».- Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и использовать по назначению!!! - Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности. Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Читательские умения:выделять главную мысль всего текста или его частей;понимать информацию, содержащуюся в тексте;преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;применять информацию из текста в изменённой ситуации;критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информацииИтак, перед вами некоторые приемы формирования ЧГ:1) "Чтение в кружок"Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют2). Приём «Письмо с дырками (пробелами)»На мой взгляд, жизненные ценности - это (способность, умение человека)…. Что же в жизни по-настоящему важно?……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.Обратимся к тексту Г.Скребицкого, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Главный герой (подведи итог их поступкам) …………… Это и есть ……………………………….Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………3). Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения:- связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.  4). Приём «Верные и неверные утверждения»- совы охотятся ночью- Взгляд совы всегда направлен вперед- Днём совы слепнут- В абсолютной темноте сова хорошо видит- Тёмными ночами увидеть добычу помогают уши- Зимой некоторые совы могут обнаружить мышь под сугробом толщиной в полметра. - Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом;• Угол – это геометрическая фигура; • Углы бывают остроумные и тупые; • Угол бывает прямым; • Угол может быть тощим; • Острый угол – это угол, который меньше прямого5) «Письмо по кругу»Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.6) Приём «Лови ошибку»- Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.- Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо» (деревянное). «оловяный»(оловянный)«А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века» -(золотого)Окружающий мирРассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только 1 раз, после этого умирает)Русский языкЗа всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай. А другой раздовай!Малая искра гогрода поджегает , а сама прежде всех памирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надираешь. Добрые умерают, дела их живут. По росту и одешку подбирай.(это задание помогает при повторении каждого раздела, дети выполняют такие задания с удовольствием).7) Приём «Логическая цепочка»Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — "Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.8) Прием «Тонкий и Толстый вопрос»приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Этот прием позволяет формировать:1). Умение формулировать вопросы;2). Умение соотносить понятия; 9) Прием «Кластер»В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Углубленную работу с текстом мы проводим при подготовке к итоговому выпускному сочинению, а также при выполнении задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Работая над структурой сочинения - рассуждения, изучается алгоритм работы над разными элементами сочинения, старшеклассники учатся обосновывать свою точку зрения, находить позицию автора. В работе используются интересные рассказы и фрагменты из произведений отечественных писателей, примеры из которых можно привести в качестве аргументов в сочинении, обоснования своей позиции. ВЫВОД: Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.