Публикации Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"
Автор: Разумовская Марина Николаевна


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Югорский государственный университет (ЮГУ)
Лянторский нефтяной техникум
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Югорский государственный университет
(ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО ЮГУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.11 Физика
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
Лянтор 2023 г.
РАССМОТРЕНО
На заседании ПЦК общеобразовательных,
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин
Протокол заседания
№ ______от __ _____ 20___год
Председатель_________ ________________
УТВЕРЖДЕНО
Председатель Методического совета ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО ЮГУ
_________ А.А. Джежелий
____________20___г.
Согласовано: с главным библиотекарем ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО ЮГУ ______ Р. Р. Сиразетдинова
Согласовано Отделом по сопровождению образовательных программ и работе с обучающимися
Заведующий отделом _________ О.В. Кийдан
Рабочая программа учебной дисциплины Физика разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки РФ№ 06-259 от 17 марта 2015г.), Об уточнении (одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 25 мая 2017г.)
Разработчик:
Разумовская Марина Николаевна – преподаватель, ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО ЮГУ
Рецензент:
Ананьева Вера Алексеевна – старший методист ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО ЮГУ
СОДЕРЖАНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc98872733" HYPER141. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫHYPER13 PAGEREF _Toc98872733 \h HYPER144HYPER15
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙHYPER13 PAGEREF _Toc98872734 \h HYPER148HYPER15
ДИСЦИПЛИНЫHYPER13 PAGEREF _Toc98872735 \h HYPER148HYPER15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫHYPER13 PAGEREF _Toc98872736 \h HYPER1416HYPER15
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплиныHYPER13 PAGEREF _Toc98872737 \h HYPER1416HYPER15
HYPER15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.11 ФИЗИКА
1.1.Область применения рабочей программы
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Физика и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана для обучающихся специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебный план.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины Физика – Формирование представлений о о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий, развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой.
Задачи изучения дисциплины Физика – формирование научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей обучающихся, знакомство с методами научного познания окружающего мира.
Освоение содержания учебной дисциплины Физика, обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
• метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
• предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- сформированность умений распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;
- владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- владение закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов;
- умение учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний;
- сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации;
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы;
- овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 180 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося - 162 часов;
промежуточная аттестация - 18 часа.
1.5. Тематический план учебной дисциплины
Введение
Раздел 1. Механика.
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики.
Раздел 3. Электродинамика
Раздел 4. Колебания и волны
Раздел 5. Оптика.
Раздел 6. Основы специальной теории относительности.
Раздел 7. Элементы квантовой физики.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
180
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
162
в том числе:
лабораторные занятия;
практические занятия.
46
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Работа над дополнительными заданиями повышенной сложности
Выполнение тестовых заданий
Промежуточная аттестация в форме экзамена
18
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ООД.11 Физика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
2
Физика – фундаментальная наука о природе. Моделирование физических явлений и процессов. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин.
2
1
Раздел 1.
Механика
26
Тема 1.1.
Кинематика
Содержание учебного материала
8
1
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость.
1
2
2
Равномерное прямолинейное движение.
1
2
3
Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.
2
2
4
Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
2
2
5
Равномерное движение по окружности.
2
2
Тема 1.2.
Законы механики Ньютона
Содержание учебного материала
10
1
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс.
2
2
2
Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики.
1
2
3
Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения.
1
2
4
Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
2
2
5
Силы в механике.
2
2
Практические работы
1
Определение коэффициента трения (скольжения).
2
Тема 1.3.
Законы сохранения в механике
Содержание учебного материала
8
1
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
2
2
2
Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность.
2
2
3
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
2
2
4
Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
2
2
Раздел 2.
Основы молекулярной физики и термодинамики
28
Тема 2.1.
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ
Содержание учебного материала
6
1
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Уравнение состояния идеального газа.
1
2
2
Газовые законы. Абсолютный нуль температуры.
1
1
Практические работы
1
Опытная проверка закона Гей-Люссака
4
Тема 2.2.
Основы термодинамики
Содержание учебного материала
10
1
Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Уравнение теплового баланса.
1
2
2
Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.
1
2
3
Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс.
2
2
4
Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики.
2
2
Практические работы
1
Измерение удельной теплоемкости вещества.
4
Тема 2.3.
Свойства паров
Содержание учебного материала
6
1
Насыщенный пар и его свойства. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
2
1
2
Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике.
2
1
Практические работы
1
Измерение относительной влажности воздуха.
2
Тема 2.4.
Свойства жидкостей
Содержание учебного материала
4
Практические работы
1
Определение поверхностного натяжения жидкости.
4
Тема 2.5.
Свойства твердых тел
Содержание учебного материала
2
1
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
2
1
Раздел 3.
Электродинамика
60
Тема 3.1. Электрическое поле
Содержание учебного материала
12
1
Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
2
2
2
Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
2
2
3
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.
2
2
4
Соединения конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
2
2
Практические работы
1
Измерение электроемкости конденсатора.
4
Тема 3.2.
Законы постоянного тока
Содержание учебного материала
24
1
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС.
2
2
2
Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
2
2
3
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
2
2
4
Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.
2
2
5
Соединения источников электрической энергии в батарею. Правила Кирхгофа.
2
2
Практические работы
1
Определение температурного коэффициента сопротивления меди.
2
2
Определение мощности тока
2
3
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
2
4
Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.
2
5
Изучение смешанного соединения проводников.
4
6
Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на её зажимах.
2
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах
Содержание учебного материала
10
1
Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода.
2
2
2
Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея.
Применение электролиза в технике.
2
2
3
Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков.
2
2
4
Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
2
2
Практические работы
1
Изучение зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
2
Тема 3.4.
Магнитное поле
Содержание учебного материала
8
1
Вектор индукции магнитного поля.
2
2
2
Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера.
2
2
3
Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
2
2
4
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.
2
2
Тема 3.5. Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала
6
1
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле.
2
1
2
Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
2
2
Практические работы
1
Изучение явления электромагнитной индукции
2
Раздел 4.
Колебания и волны
26
Тема 4.1. Механические колебания
Содержание учебного материала
8
1
Колебательное движение. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении.
2
1
2
Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
2
1
3
Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.
2
1
Практические работы
1
Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.
2
Тема 4.2.
Упругие волны
Содержание учебного материала
4
1
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны.
2
2
2
Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
2
1
Тема 4.3. Электромагнитные колебания
Содержание учебного материала
10
1
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания
2
2
2
Переменный ток. Генератор переменного тока.
Активное, индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока
2
2
3
Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока
2
2
Практические работы
1
Изучение устройства и работы трансформатора
4
Тема 4.4. Электромагнитные волны
Содержание учебного материала
4
1
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.
2
1
2
Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи.
2
2
Раздел 5.
Оптика
10
Тема 5.1.
Природа света
Содержание учебного материала
6
1
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение.
2
1
2
Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
2
1
Практические работы
1
Определение показателя преломления стекла
2
Тема 5.2.
Волновые свойства света
Содержание учебного материала
4
1
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона.
1
1
2
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах и в дифракционной решетке.
1
1
3
Поляризация света. Поляроиды.
Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения
1
1
4
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи.
1
1
Раздел 6.
Основы специальной теории относительности
2
Тема 6.1.
Принципы относительности
Содержание учебного материала
1
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна.
Пространство и время специальной теории относительности.
1
1
2
Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
1
1
Раздел 7.
Элементы квантовой физики
8
Тема 7.1.
Квантовая оптика
Содержание учебного материала
4
1
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно чёрного тела. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект.
2
1
2
Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света.
2
1
Тема 7.2.
Физика атома
Содержание учебного материала
2
1
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода.
1
1
2
Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору.
Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Квантовые генераторы.
1
1
Тема 7.3.
Физика атомного ядра
Содержание учебного материала
2
1
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада.
Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.
1
2
2
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Изотопы.
1
1
Промежуточная аттестация в виде экзамена
18
Всего
180
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует кабинет Физики.
Оборудование учебного кабинета:
Кабинет Физики
Учебная мебель, доска, проектор, экран, принтер, компьютер с необходимым программным обеспечением:
Microsoft Office 2010 Russian Academic OPEN,
Microsoft Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN, Kaspersky Endpoint Security Suite (Комплексная защита)+ ЦУ LBW-DC-24M-101-A1, Интернет-цензор, Adobe Reader X, Adobe flash player, Barsic player
Плакаты, видеофильмы – 6
Набор Электричество и оптика
Набор Электричество и оптика (часть 2)
Набор Механика
Набор Тепловые явления
Набор Магнитное поле
Стенды – 6, чертежные инструменты-3
Лаборатория Физики
Приборы для опытов:
трансформатор универсальный, ампервольтметр с гальванометром демонстрационный, машина электрофорная, преобразователь высоковольтный (источник выс.напряжения), приборы для дем.спектров магнитных полей электр.тока, прибор для демонстрации линии магнитного поля, прибор для изучения газовых законов ПГЗ-1, модель двигателя внутреннего сгорания конденсатор перем. емкости, катушка-моток магнит дугообразный магнит полосовой маятник максвелла маятник пружинный палочка из стекла палочка из эбонита правила Ленца рамки в магнитном поле
Приборы:
барометр, термометр демонстрационный, термометр лабораторный спиртовой, весы электронные ELB-200, КДТ Термодинамика.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Касьянов, В. А. Физика. Углублённый уровень. 10 класс / В. А. Касьянов. - 11-е изд., стереотипное - М.:Просвещение, 2023. - 480 с. - ISBN 978-5-09-103621-3. - Текст : электронный. - URL: .
2. Касьянов, В. А. Физика. 11-й класс (углублённый уровень) : учебник / В. А. Касьянов. — 11-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 496 с. - ISBN 978-5-09-103622-0. - Текст : электронный. - URL: .
3. Пинский, А. А. Физика : учебник / А. А. Пинский, Г. Ю. Граковский ; под общей редакцией Ю. И. Дика, Н. С. Пурышевой. - 4-е изд., испр. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. - 560 с. - (Среднее профессиональное образование). – ISBN978-5-16-102411-9.–URL : - Текст : электронный.
4. Родионов, В. Н. Физика : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Родионов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 265 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07177-1. - URL:. - Текст : электронный.
Дополнительные источники:
Горлач, В. В. Физика: механика. Электричество и магнетизм. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Горлач. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 171 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07608-0. - URL:516534(дата обращения: 15.02.2023). - Текст : электронный.
Тарасов, О. М. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями : учебное пособие / О.М. Тарасов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2021. - 97 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-101504-9.–URL: 1179510 (дата обращения: 15.02.2023). - Текст : электронный.
3. Физика : базовый и углублённый уровни : 10 класс : учебник : издание в pdf-формате / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. М. Салецкий, П. Ю. Боков. - 8-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2022. – 463, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-09-101627-7.-URL:(дата обращения: 28.09.2023). - Текст : электронный.
4. Физика :базовый и углублённый уровни : 11 класс : учебник : издание в pdf-формате / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. М. Салецкий, П. Ю. Боков. - 9-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2022. – 462, [2] с. : ил. + 8 пол. вкл.: ил.–ISBN978-5-09-101628-4.-URL:(дата обращения: 28.09.2023). - Текст : электронный.
5. Физика в школе : научно-методический журнал. – Москва : Школьная пресса, 2019-2022. – ISSN 0130-5522. – URL:. - (дата обращения: 15.02.2023). – Текст: электронный.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
личностные:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
Устный опрос;
Решение проблемных задач;
Выполнение лабораторных работ;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
Оценка защиты лабораторной работы;
Выполнение лабораторных работ;
Обоснование результатов наблюдений и измерений.
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Решение проблемных задач;
Обоснование результатов наблюдений и измерений;
Письменный опрос;
Выполнение лабораторных работ;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
Письменный контроль;
Самостоятельная работа;
Выполнение тестовых заданий;
Выполнение лабораторных работ;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
Решение проблемных задач;
Решение задач технического содержания;
Выполнение тестовых заданий;
Подготовка доклада к изученному материалу.
Обоснование результатов наблюдений и измерений.
метапредметные:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
Обоснование результатов наблюдений и измерений
Письменный контроль;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач.
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
Оценка защиты лабораторной работы
Обоснование результатов наблюдений и измерений.
Подготовка доклада к изученному материалу;
Решение задач технического содержания.
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Подготовка доклада к изученному материалу;
Устный контроль;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач.
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
Устный опрос;
Подготовка доклада к изученному материалу;
Письменный контроль;
Самостоятельная работа.
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
Письменный контроль;
Подготовка доклада к изученному материалу;
Выполнение лабораторных работ;
Самостоятельная работа;
Обоснование результатов наблюдений и измерений;
Изучение лекционного материала
предметные:
- сформированность представлений о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
Обоснование результатов наблюдений и измерений
Письменный контроль;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач;
- сформированность умений распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность;
Подготовка доклада к изученному материалу;
Устный опрос;
Оценка защиты лабораторной работы
Решение проблемных задач.
- владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
Оценка защиты лабораторной работы
Устный опрос;
Подготовка доклада к изученному материалу;
Решение задач технического содержания.
- владение закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов;
Письменный контроль;
Подготовка доклада к изученному материалу.
Устный опрос.
- умение учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;
Подготовка доклада к изученному материалу;
Устный опрос.
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний;
Обоснование результатов наблюдений и измерений
Письменный контроль;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач.
- сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
Письменный контроль;
Подготовка доклада к изученному материалу.
Устный опрос.
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
Обоснование результатов наблюдений и измерений
Письменный контроль;
Выполнение лабораторных работ;
Решение проблемных задач.
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, умений использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации;
Подготовка доклада к изученному материалу;
Устный опрос.
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Решение проблемных задач.
- овладение (сформированность представлений) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
Промежуточная аттестация в форме экзамена.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам рубежного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90-100
5
отлично
80-89
4
хорошо
70-79
3
удовлетворительно
менее 70
2
Не удовлетворительно
12