Публикации Проектная деятельность в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в ДОУ
Автор: Поволоцкая Светлана Анатольевна

МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка»Проектная деятельность в ДОУ.Методическое сопровождение(алгоритм построения проекта)Подготовила:старший воспитатель Поволоцкая С.А.«Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проект предусматривает как самостоятельную, так и коллективную работу, имеющую социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является необходимыми составляющими разностороннего развития личности.По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), среднесрочные (несколько месяцев) и долгосрочные (на учебный год и более). По составу участников - индивидуальные, групповые, фронтальные. По тематике - творческие, информационные, игровые, исследовательские. В практике работы ДОУ используют такие виды проектов: Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.                                                         Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)Структура проекта:- Тема.- Сроки реализации.- Возраст детей.- Участники.- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).- Цель проекта.- Задачи проекта.- Этапы реализации.Этапы работы над проектом: I. Подготовительный этап. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. II. Организация проектирования. На этом этапе педагог, помимо организации деятельности, помогает участникам проекта грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Участники объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.III. Проектирование (основной). Все участники проекта вовлекаются в проектную деятельность, оказывают практическую и методическую помощь. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. IV. Презентация (заключительный).  Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети среднего и старшего дошкольного возраста активно помогают в подготовке (рисунки, поделки, участие сюжетно-ролевых играх, в инсценировках, театральной деятельности и др.) презентации, после чего они представляют зрителям (родителям (законным представителям) и педагогам) продукт собственной деятельности. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. V. Рефлексия. Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках организованной деятельности). Такая деятельность имеет определённую структуру и включает в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.Последовательность работы педагога над проектом:- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;вовлекает дошкольников в решение проблемы;- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей (законных представителей);- вовлекает в работу над проектной деятельностью родителей (законных представителей);- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;- собирает информацию, необходимый материал;- проводит разнообразную деятельность, игры, наблюдения и т.д. (мероприятия основной части проекта);- даёт домашние задания родителям (законным представителям) и детям;- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (законных представителей) (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);- анализирует результаты проектной деятельности, проводит мониторинг;- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы) с практическим выходом деятельности (презентация).Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.