Публикации Статья по теме "Экономическое образование старших дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья по теме "Экономическое образование старших дошкольников"
Автор: Гарифуллина Анастасия МИхайловна

Гарифуллина А.М., студентФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы»Научный руководительБоронилова И.Г.канд.пед.наук,доцентФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы»Экономическое образование старших дошкольниковАннотация: в данной статье рассматриваются вопросы экономического образования при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Большое внимание уделяется актуальности данного методического решения на трёх уровнях. Обобщены определения термина «Экономического образования», проанализированы возможности экономики. Также были определены методы экономического образования.Abstract: this article discusses the issues of economic education in the organization of educational activities with older preschool children. Much attention is paid to the relevance of this methodological solution at three levels. The definitions of the term "Economic education" are generalized, the possibilities of the economy are analyzed. Methods of economic education were also defined.Ключевые слова: экономическое образование, экономическое воспитание, старшие дошкольники.Keywords: economic education, economic education, senior preschoolers.Современный ребенок уже с самого начала своей жизни попадает в экономическую среду, в которой встречаются экономические слова и определения. В современной жизни выполняются различные экономические процессы. Множество разных профессий, продажа и покупка товаров в магазинах и в интернете, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете – это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста. Нынешняя жизнь очень непредсказуема и очень интересна. Собственно, поэтому сложные экономические процессы так притягивают детей, и первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, на жизненном пути. Это происходит в беседах с друзьями, в разговорах со взрослыми, при просмотре телевидения. Дети дошкольного возраста – это будущие школьники, потом студенты, и, конечно же, работники. Вот поэтому, багаж знаний, привычки и навыки, сложившиеся в дошкольном периоде, станут основой для их дальнейшей удачной экономической деятельности. Организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом. Новейшие механизмы хозяйствования просят от людей определенных качеств, а также особенного уровня экономической культуры, и начинают создавать ряд общественных проблем. С проблемами экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Теоретической базой исследования являются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина и личностно- ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подъякова. В работе использованы идеи авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [6]. В работе использовались следующие методы: изучение литературы; изучение педагогического опыта, наблюдение, анализ и обобщение.Исследование проводилось на базе старшей логопедической группе. Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 с. Сикияз муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан. В течении последних десяти лет в нашей жизни َ идет изменение экономических отношений в обществе. Здесь идет преобразование структуры жизненных приоритетов и ценностей. Происходит потеря َ моральных и философских целей.В новом периоде формирования финансовых взаимоотношений появляется проблема в процессе развития экономических представлений ребенка. Если он с успехом прошел экономическую социализацию в детстве, то у него в дальнейшем будет сформирован подход к таким экономическим аспектам: товар, покупка, имущество, деньги. Значимость экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста обуславливается рядом факторов, среди которых: социально – экономический кризис общественного формирования, вмешивающий в финансовые отношения подрастающее поколение, общественное разделение населения с высоким и низким экономическим заработком, существенные перемены в институте образования: положительные (изменчивость школ, новейшие технологические процессы подготовке преподавателей) и отрицательные (увеличение оплаты за отдельно дополнительные услуги), поляризование детского общества (по вещественному, образовательному и другим показателям), криминализация детской сферы, потеря ценностных ориентации и нравственный ваккум, ответно - защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей [7, с.128]. В научно - педагогической литературе понятие «экономическое образование» рассматривается с разных точек зрения. Согласно верному суждению А.С. Прутченкова [7] экономическое воспитание – это большая группа, которая включает в себя: регулярное направленное влияние общества на человека, а также процесс становления каждого члена общества как хозяина. Б.Т. Лихачев в сущность понятия «экономическое образование» предлагает ввести организованную педагогическую работу, специально обдуманную концепцию деятельности, нацеленную на развитие экономического сознания растущего поколения. Он акцентировал внимание на том, что усвоение ключевых экономических определений проходит в следствии их познавательной работы, вовлечении ребенка в экономическую работу, исследование характера их труда формирует индивидуальный навык представления экономических трудностей [16]. Б.Т. Лихачев основным устройством экономического обучения ребенка считает познавательную деятельность, общедоступную им экономическую деятельность, экономические взаимоотношения [6]. В.А. Повстник считает экономическое воспитание индивидуума как «направленный процесс, регулярного влияния на человека, включение его в разнообразные типы экономической деятельности с целью развития экономического мышления, экономических качеств, необходимых ей в производственно-экономической работе и экономических взаимоотношения за пределами производства». Список использованных источников:
  • Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
  • Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
  • Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
  • Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
  • Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
  • Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
  • Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
  • Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. — М.: Форум, 2012. — 256 c.
  • Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
  • Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с.