Публикации Методическое пособие для кураторов учебных групп СПО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие для кураторов учебных групп СПО
Автор: Зверкович Геннадий Васильевич

Методическое пособие для кураторов учебных групп СПО«Программа психолого-педагогического сопровождения студентов»Разработчик: Зверкович Геннадий Васильевич, преподаватель I категории ФСПО СЗИУ РАНХиГСПрограмма психолого-педагогического сопровождения студентов СПО предназначена для организации активного сотрудничества администрации, преподавателей и обучающихся между собой, для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи. Может быть полезна для повседневной работы куратора учебной группы.Цель программы:- Создание условий для осознанного профессионального выбора абитуриентов; - создание в учебно-воспитательном процессе благоприятных условий, способствующих психологическому, личностному и профессиональному развитию обучающихся для профилактики и преодоления социально-психологической дезадаптации студентов;- поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала с приоритетностью подготовки студентов к полноценной жизни в обществе.Методы и формы работы: 1) изучение документации; 2) беседа; 3) наблюдение; 4) эксперимент; 5) тестирование; 6) анкетирование; 7) анализ; 8) консультирование; 9) индивидуальная работа; 10) групповая работа; 11) диагностика.Содержание программыПрограмма содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со студентами и профилактическая работа с родителями. Описание примерных методик для кураторов учебных группМЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА В СПО Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на них Дата, группа 1. С какими трудностями Вы столкнулись в новом учебном заведении? 2. Кто помогает с ними справляться: а) сам б) одногруппник в) родители г) преподаватели колледжа, дротрудники (соц.педагог, психолог, зав.отделения)3. Нравится ли Вам группа? Да Нет Что бы хотели изменить в группе? 4. Как Вы считаете, какое место в группе занимаете Вы: а) лидер б) ведущий в некоторых ситуациях в) ведомый в некоторых ситуацияхг) пассивное д) активное е) мне безразлична группа 5. Ваши пожелания и просьбы коллективу преподавателей, классному руководителю.ПРОГРАММА «КАК СНЯТЬ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ»Программа предназначена для занятий со студентами, испытывающими трудности в период сдачи экзаменов. Необходимость проведения серии коррекционно-развивающих занятий обусловлена частым проявлением неустойчивости в эмоциональной сфере студентов, особенно первокурсников, эмоциональные переживания которых характеризуются высокой напряжённостью, излишним беспокойством, деструктивной тревожностью.Тип программы: профилактический.Методы: групповые дискуссии, беседы, методы группового тренинга, диалоги, упражнения и их обсуждение, медиативные техники.Условия формирования групп: группа формируется из студентов - одногруппников.Длительность занятия: 1 академический час.«Как подготовиться к экзаменам» (снятие эмоционального напряжения). Упражнения: «Назови меня» (развитие чувства принадлежности к группе, сближение друг с другом). Анализ: Какие чувства у вас вызвало упражнение? Как вы думаете, для чего именно в начале первого дня мы провели это упражнение? Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг? «Правила работы в группе» (формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения). Королевские правила. Не опаздывать. Не перебивать. Не оценивать. Возможность молчать. «Здесь и сейчас». Больше контактов. Конфиденциальность. Активность. Работа от начала до конца. Правило поднятой руки («один в эфире»). Правило «стоп». Правило «пирога» (не говорить много).«Поведение на экзамене». Упражнение «Молодец» (формирование уверенного поведения в момент стресса). Инструкция: необходимо разделиться на 2 группы по принципу: внешний круг – внутренний круг. Участники внешнего круга должны найти себе партнёра из внутреннего, встать друг напротив друга и по моему сигналу, по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнёра: «А, это ты молодец! Раз! А, это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, всё равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!». Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам ещё нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока ещё не можете быть совершенным. По моему сигналу внутренний круг остаётся на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнёров. Игра продолжается.Анализ: Много ли хорошего вы вспомнили о себе? Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получилось!» Что вы говорите о себе, если сделали ошибку? Почему так важно говорить что-то хорошее о самом себе? Чему вы научились у своего партнёра?«Способы снятия нервно-психического напряжения».Упражнение «Привет и комплимент в подарок» (развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплочённости, сотрудничества). 15 минут. Инструкция: вы будете передвигаться под музыку по аудитории, подходить друг к другу, устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплименты, записывая их на листе тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты. Анализ: Трудно ли было дарить комплименты? Что лучше - дарить или получать? Упражнение «Прощай, напряжение» (обучить снимать напряжение приемлемым способом). 10 минут. Инструкция: возьмите газету, скомкайте её и вложите в это всё своё напряжение. Закиньте подальше. Анализ: Как вы себя чувствуете?Расстались ли вы со своим напряжением? Ощущения до и после упражнения.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВТип направления: просветительский. Цель: психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей; оказание психологической помощи в поиске резервов для более эффективной работы в воспитании, организации досуга; расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с взрослеющими молодыми людьми; улучшение понимания своего растущего молодого человека и своих взаимоотношений с ним. Методы: групповые дискуссии, беседы, диалоги, обсуждение.Занятие «Что полезно знать родителям» (ознакомление с результатами комплексного диагностического обследования студентов - первокурсников, оказание помощи в осознании психологических особенностей возраста, психологические рекомендации по выстраиванию конструктивных взаимоотношений между взрослеющими детьми и родителями на новом жизненном этапе). Предварительная работа: плановое проведение комплексной диагностики на одном из классных часов, сбор информации о вновь поступивших студентах, подбор тематики вопросов по результатам проделанной работы, составление рекомендаций, презентация. Правила эффективного общения 1. Слушая ребёнка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние и чувства (внимательно слушая, мы помогаем разобраться в вопросе, «переварить проблему»). 2. Слушая ребёнка, следите за его мимикой, жестами, анализируйте их (порой дрожащий подбородок и блестящие глаза говорят совсем о другом). 3. Поддерживайте и подбадривайте без слов (улыбнитесь, обнимите, смотрите в глаза, возьмите за руку и т.д.). 4. Следите за тоном (ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова). 5. Поощряя, поддерживайте разговор, демонстрируйте заинтересованность в том, что рассказывает ваш ребёнок. Спросите: «А что дальше?» или «Расскажи мне об этом…» Правила повышения самооценки. 1. Поощряйте ребёнка, хвалите за старание и усилия так же, как за достижения. 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают многого, неудача может стать разрушительной для личности.3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребёнка. Не разрушайте положительную самооценку. 4. Давайте ребёнку почувствовать настоящую ответственность. Дети, которые имеют обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, ласковые слова способствуют принятию и видению себя в положительном свете.Заповеди родителям, которые любят своих детей. 1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть. У разных детей - разные потребности. Одни нуждаются в присмотре больше, чем другие. 2. Никогда не приказывайте из прихоти. Частое, зависящее от настроения родителей изменение правил приводит в замешательство. 3. Собственное поведение родителей – главный фактор в воспитании детей. Даже ребёнок своими поступками показывает, хороший он или плохой. 4. Не принимайте решения в одиночку. Чтобы в семье царило единство, родители и дети должны сотрудничать. 5. Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие. Бесполезно впадать в крайности, это может привести к беде. 6. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие – то трудности, всё делайте сообща. Излишняя строгость лишает детей уверенности в себе, излишняя снисходительность может оказаться пагубной. 7. Не допускайте излишеств в подарках детям. Если родители учат детей дорожить материальными благами больше, чем духовными ценностями это не принесёт детям пользы. 8. Держите двери открытыми для друзей. По мере того как дети растут, прививайте им способность различать и помогайте понять, какие качества следует ценить в друзьях. 9. Дети имеют право на ошибки, потому что они дети. Родителям нельзя требовать от ребёнка больше, чем можно ожидать, исходя из его возраста, окружения и способностей. 10. Следите за здоровьем ребёнка. Дети заслуживают родительской любви и внимания, они в этом нуждаются. ПРОГРАММА «АДАПТАЦИОННЫЕ ВСТРЕЧИ ПЕРВОКУРСНИКОВ»Тип программы: коррекционно-профилактический.Методы: групповые дискуссии, беседы, диалоги, подвижные игры, упражнения, обсуждение. Целевая аудитория: студенты - первокурсники.Условия формирования групп: по результатам комплексного диагностического обследования вновь поступивших студентов, обучающихся в одной группе. Период проведения 1-й семестр. Длительность занятия: 1 – академический час.«Знакомство и групповое сплочение» (знакомство с особенностями организации учебного заведения, создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление участников с основными правилами работы на занятиях, способствовать самодиагностике и самораскрытию). Упражнение «Приветствие» (создание установки на сотрудничество).Инструкция: предлагается всем встать и поздороваться друг с другом, высказывая пожелания на сегодняшний день. Каждый здоровается со всеми за руку, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то поздоровались дважды. Главное – никого не пропустить. Все снова садятся в круг. В конце упражнения повторить краткое содержание прозвучавших пожеланий в виде лозунгов. Анализ: Какие трудности вы испытали в процессе выполнения упражнения?Основные правила работы в группе: Не опаздывать. Не перебивать. Не оценивать. Возможность молчать. «Здесь и сейчас». Больше контактов. Конфиденциальность. Активность. Работа от начала до конца. Правило поднятой руки («один в эфире»). Правило «стоп». Правило «пирога» (не говорить много).Упражнение «Пять вопросов» (расширение знаний участников о себе и других членах группы). Инструкция: напишите на листе бумаги 5 вопросов, на которые вам хотелось бы услышать ответы от кого-то из участников группы. Старайтесь избежать формальных вопросов. (Даётся время для записи). Теперь, зачитывая вопросы, ответьте на них сами. Анализ: 1. Какова ваша первая реакция на столь неожиданный поворот в содержании инструкции? 2. Какие чувства у вас возникали в процессе индивидуальной работы и работы в группе?Ожидаемые результаты 1. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы СПО и профессионального обучения. 2. Повышение социально - психологической устойчивости обучающихся в сферах межличностного общения. 3. Повышение мотивации обучающихся к получению профессионального образования. 4. Развитие способностей адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать в повседневной жизни.Список литературы 1. Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. методика и технологии работы социального педагога. М.:2002.2. Басов Н.Ф., Басова В.М. Основы социальной работы. М:. 2004.3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. – М., - С. 140 - 141.4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Изд-во «Ось -89», 1999. 5. Данилова З.Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении/З.Г. Данилова – М.: Издательство Русимпо, 2015. - 132 с.6. Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. – М.: Планента, 2011.7. Истратова О.Н. Психолог в средней школе: справочные материалы. – Ростов-на-Дону, 2015.8. Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Москва, 2004.9. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. - Северодвинск, 2003.10. Чикер В.А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов., СПб., 2002.11. Щербакова Т.Н. Тренинг психологической компетентности учителей. Ростов-на-Дону, 2008.